Отечественный автобизнес запустил проекты по разработке электромобилей

ЭкспертАвто

К российскому автопрому подключают электричество

Отечественный автобизнес отреагировал на план правительства по развитию производства в стране электромобилей, запустив сразу несколько проектов по их разработке. Проектов хоть и не столь завиральных по сравнению с прежними попытками, но и не обещающих революционных прорывов

Александр Астапов

Есть все основания предполагать, что E-Neva — PR-акция «Алмаз-Антея» для получения госзаказа на разработку и выпуск агрегатов электромобиля в рамках конверсии

С 2022 года при ввозе в Россию купленного за границей электромобиля придется заплатить пошлину — 15% от его стоимости. Правительство не стало продлевать введенную в мае 2020 года нулевую ставку на импорт электромобилей. Причина, как представляется, в стремлении власти поспособствовать развитию собственного производства этой техники. По крайней мере, принятая в августе этого года Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года предполагает, что уже в 2024 году в России будет выпущено 25 тыс. легковых электромобилей, а к 2030-му таковых будет производиться 217 тыс. в год.

Сбыт произведенных авто правительство намерено стимулировать: экологически и патриотически настроенным покупателям будет предоставляться скидка при покупке электромобиля, которая составит до 25%, но не более 625 тыс. рублей.

Что касается производителей, для них дорабатываются правила СПИКов, стимулирующие вкладываться в производство электромобилей и агрегатов к ним. Заодно пресекается «украинский сценарий» электромобилизации через массовый завоз секонд-хенда за счет кратного роста утилизационного сбора на подержанные «батареечные» иномарки. На практике эти меры означают попытку создания нового сегмента авторынка, в котором ожидаются не только филиалы мировых гигантов, но и отечественные проекты. И таковые не замедлили проявиться в считаные месяцы. С расчетом стать оригинальными электромобилями через пять лет — стандартный период разработки машины с нуля — после чего догрузить существующие конвейеры или перезапустить законсервированные производственные мощности.

Первая пятилетка

Что же это за проекты? Начнем с топ-сегмента, бренда Aurus и его головного разработчика, НАМИ. Нет-нет, Arsenal и Comendant не перейдут на батарейки полностью: архитектура единой модульной платформы (ЕМП) предполагает лишь дополнительную гибридизацию, и после планового рестайлинга машины станут полноценными гибридами, то есть смогут проезжать некоторое расстояние, пусть и небольшое, без включения ДВС. А вот главная тайна НАМИ, «алюминиевая» (и более компактная) платформа ЕМП-2, по неофициальным данным, уже предполагает электроверсию в качестве основной; гибрид предусмотрен лишь как модификация. На данный момент это сведения, просочившиеся из-за высокого забора института. Подождем официального релиза, ожидаемого с лета, по сообщению лично главы Минпромторга Дениса Мантурова, курирующего и лоббирующего интересы НАМИ.

На фоне традиционной для НАМИ публичной скромности ярко и броско выглядят заявления пресс-службы оборонного концерна «Алмаз-Антей», в обычной жизни занятого ракетами и тягачами для них (хотя в прошлом Брянский автозавод, входящий в концерн, выпускал и вполне мирные фургончики). В августе на выставке «Армия» концерн показал «скейтборд» (макет узлов шасси и силового агрегата), в декабре сообщил о совместной с питерским Политехом разработке кузова и машины в целом. Столь активный пиар на начальном этапе еще недавно был характерен для американских электромобильных стартапов; характерна для них и концепция машины (кроме разве что предельно банального экстерьера): пятиметровый кроссовер с двумя электромоторами суммарной мощностью 320 кВт и батареей емкостью 90 кВт·ч.

Для заокеанских коллег такая поспешность была вызвана необходимостью сбора средств инвесторов. Последние, правда, ныне реагируют не раньше появления полноценного прототипа (так называемая посевная стадия).

E-Neva «Алмаз-Антея» пока на «предпосевной» стадии, она же «стадия идеи», но средства нужны сейчас. Самому Обуховскому заводу, да и всему концерну «Алмаз-Антей», разработку такой машины в инициативном порядке не потянуть, а вот привлечь госсредства «на конверсию» посредством макетов, показа эскизов на форумах, активности в соцсетях — вполне. Напомню, что доля гражданской продукции у предприятий ОПК к 2025 году должна составить 25%, а еще через пять лет все 50, и государство за ценой не постоит. Этим объясняется и концепция машины, далекая от потребности как отечественного, так и европейского рынка, зато потакающая амбициям чиновников и менеджмента — мол, не хуже Tesla Y — и при этом радующая их глаз «неброскостью» дизайна.

Исходя из этого логичной видится версия, что перед нами пиар-кампания (но серьезная, с макетами и будущим концепт-каром) в надежде получить заказ не на машину целиком, а на создание и производство агрегатов для других проектов. Что вполне может быть по силам Обуховскому заводу при условии его кооперации с другими предприятиями «Алмаз-Антея» — и, конечно же, получения денег от государства «на конверсию».

А вот калининградский «Автотор» подошел к вопросу электрификации со стороны новых автомобильных, а не электромоторных технологий, притом не менее публично. Если отбросить «белый шум» и полунамеки (например, часто противоречащие друг другу высказывания в многочисленных интервью основателя компании Владимира Щербакова — в частности, обещание запустить новую машину собственной разработки к 2023 году и тут же заявление о том, что у нас нет компетенций; см. «Эксперт» № 31– 34 за 2021 год) и обратиться к фактам, обнаружим сотрудничество с Hyundai/ Kia, интерес Щербакова к композитным и пластиковым технологиям — и плодотворную работу с московским Политехом. Не только в отношении софта, но и в части подготовки инженерных кадров для проекта «Доступный электромобиль», причем без отрыва от производства, то бишь проектирования. Кроме того, «Автотор» и Политех создают испытательные лаборатории для компонентов электропривода. Собрав же все воедино, нетрудно предположить: первые уроки «Автотор» будет выучивать на сборке «корейцев». И скорее всего, не на новой, чисто электрической платформе E-GMP, а на примере устаревших, но более компактных машин В-класса, скажем Cona Electric Lite, постепенно увеличивая их локализацию. Однако в относительно ближней перспективе (году к 2026–2027-му) родит свою оригинальную машину, с каркасно-панельным кузовом и обширной локализацией. Благо современные технологии — гидроформинг, пластобетонные штампы, новое поколение пластиков, например Metton или современные модификации полипропилена, при грамотном сочетании позволяют добиваться экономической эффективности и при четырехзначных тиражах, что немыслимо при традиционной технологии «кузовщины». И создать действительно оригинальную конструкцию, о которой мы пока можем только гадать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Первая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
“Я считаю секс скучным” “Я считаю секс скучным”

Алексей Шевцов готов прожить всю жизнь без физической близости

Psychologies
Украина Зеленского: страна бесконечного полураспада Украина Зеленского: страна бесконечного полураспада

Президент Украины Владимир Зеленский поднял ставки в борьбе за власть

Эксперт
5 рецептов от зимней депрессии 5 рецептов от зимней депрессии

Как бороться с зимней депрессией?

Здоровье
Михаил Гордин: «Научно-техническую мысль невозможно остановить» Михаил Гордин: «Научно-техническую мысль невозможно остановить»

Россия подтвердила свое умение создавать современные авиадвигатели

Эксперт
Битые монеты, побеги из страны в страну и никакой штаб-квартиры: прошлое и будущее криптобиржи Чанпэна Чжао Binance Битые монеты, побеги из страны в страну и никакой штаб-квартиры: прошлое и будущее криптобиржи Чанпэна Чжао Binance

Работавший в McDonald's основатель Чжао, возможно, богаче Цукерберга

VC.RU
Узбекистан: вторая пятилетка реформ Узбекистан: вторая пятилетка реформ

Президент Узбекистана пытается продолжить перестройку экономики

Эксперт
Сибирь китайская: разворот на восток Сибирь китайская: разворот на восток

Регионы Сибири и Дальнего Востока связаны с китайским бизнесом и рынком

Эксперт
А девки теперь плачут! Геи, которые слишком убедительно сыграли натуралов А девки теперь плачут! Геи, которые слишком убедительно сыграли натуралов

Люк Эванс, Нил Патрик Харрис и другие геи в кинематографе

Cosmopolitan
Марс, древняя жизнь и… утки Марс, древняя жизнь и… утки

«Утиный тест» — популярный способ протестировать очевидность происходящего

Наука и жизнь
Настройки яркости Настройки яркости

7 способов прокачать в себе харизму

Лиза
Умные игрушки Умные игрушки

Что помогает развить детский интеллект?

Здоровье
Остров для черепахи Брэнсона и $30 млн собакам Опры: как живут питомцы миллиардеров Остров для черепахи Брэнсона и $30 млн собакам Опры: как живут питомцы миллиардеров

Рассказываем о любимцах Марка Цукерберга, Илона Маска и других миллиардеров

Forbes
10 практик, чтобы почувствовать себя лучше в новом году 10 практик, чтобы почувствовать себя лучше в новом году

Как начать лучше относиться к себе и правильно снимать стресс?

РБК
Слагаемые успеха: качества, которые помогут стать звездой — разбирается эксперт Слагаемые успеха: качества, которые помогут стать звездой — разбирается эксперт

Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться популярности

Cosmopolitan
Как ухаживать за кожей лица мужчинам: соблюдаем 5 важных этапов Как ухаживать за кожей лица мужчинам: соблюдаем 5 важных этапов

Тебе кажется что уход за кожей — только для девчонок? А вот и зря

Playboy
Распахнули веки! Бибер, Хадид, Лайвли и другие звезды, изменившие разрез глаз Распахнули веки! Бибер, Хадид, Лайвли и другие звезды, изменившие разрез глаз

Кто из западных звезд скорректировал доставшийся им от природы разрез глаз?

Cosmopolitan
Надежда Бабкина. Ягодка опять Надежда Бабкина. Ягодка опять

Надя Бабкина не всегда была в чести, иной раз ощущала себя ненужным элементом

Коллекция. Караван историй
20 лучших продуктов, худеть с которыми одно удовольствие 20 лучших продуктов, худеть с которыми одно удовольствие

Процесс похудения — это не только физические нагрузки, но и правильное питание

Cosmopolitan
11 упражнений с гирей для новичков и профессиональных спортсменов 11 упражнений с гирей для новичков и профессиональных спортсменов

Тренировки с гирей улучшают общее состояние организма

РБК
Когда тебе следует сделать тест на беременность Когда тебе следует сделать тест на беременность

5 причин, когда действительно стоит сделать тест на беременность

Cosmopolitan
Playboy выразил поддержку женщинам, обвинившим его основателя Хью Хефнера в насилии Playboy выразил поддержку женщинам, обвинившим его основателя Хью Хефнера в насилии

Сегодняшний Playboy — это не Playboy Хью Хефнера

Forbes
Чужой среди своих: самый полный гид по аутоиммунным заболеваниям Чужой среди своих: самый полный гид по аутоиммунным заболеваниям

Что нужно знать об аутоиммунных заболеваниях и почему они возникают?

Cosmopolitan
Русская народная нечисть: все, что нужно знать о чертях, леших и русалках человеку XXI века Русская народная нечисть: все, что нужно знать о чертях, леших и русалках человеку XXI века

Традиционные мистические сущности русского фольклора

Maxim
Как вывести экран телефона на телевизор Как вывести экран телефона на телевизор

Мы собрали способы, которые помогут вывести видео с телефона на телевизор

CHIP
«Куб с побелкой уже не заходит»: сколько приносит строительство печей в Подмосковье «Куб с побелкой уже не заходит»: сколько приносит строительство печей в Подмосковье

Основатель компании «Печевед» строит в загородных домах дизайнерские очаги

VC.RU
Маска, я тебя знаю Маска, я тебя знаю

История новогодних маскарадных костюмов

Культура.РФ
От материнства до астрофизики: 13 лучших подкастов, которые делают женщины От материнства до астрофизики: 13 лучших подкастов, которые делают женщины

В этой подборке — подкасты, сделанные женщинами о женщинах и не только

Forbes
Актеры, играющие одних и тех же персонажей из фильма в фильм Актеры, играющие одних и тех же персонажей из фильма в фильм

Те, кто из-за внешности или скромных возможностей не выходят из своего амплуа

Maxim
В Хакасии раскопали курган с погребениями трех археологических культур В Хакасии раскопали курган с погребениями трех археологических культур

Археологи раскопали в Хакассии курган могильника Уйтаг-3

N+1
Открыть в приложении