Ювелирная сеть Sokolov агрессивно наращивает свое присутствие на рынке

ЭкспертБизнес

Украшения в диджитал-обработке

Ювелирная сеть Sokolov агрессивно наращивает свое присутствие на рынке. Базой для этого служит наличие у компании больших производственных мощностей, инвестиции в бренд и развитие омниканальной дистрибуции

Лина Калянина

Управляющий партнер группы компаний Sokolov Артем Соколов.

Трудно припомнить случай, когда на массовом ювелирном рынке запускался авторский бренд, подкрепленной долгой историей развития компании и собственной производственной базой. Последние два десятилетия на рынке доминируют сетевые розничные компании, собирающие отовсюду ассортимент, который в глазах вошедшего в магазин покупателя часто выглядит огромной безликой массой однотипных изделий. Многие отечественные магазины до сих пор сохраняют отпечаток советского ювелирпрома: всего много, но качество и дизайн изделий не вызывает желания их купить.

С этим решил побороться Артем Соколов, потомственный ювелир, совладелец ювелирной компании Sokolov. По его словам, общий профессиональный стаж в его семье, вместе с родителями и бабушкой с дедушкой, составляет 130 лет. Воспользовавшись пандемийном кризисом, компания решила резко нарастить узнаваемость бренда и свое присутствие в рознице, тем более что база для этого была уже подготовлена: создано крупнейшее в стране предприятие, сформировано дизайнерское бюро, запущен собственный интернет-магазин и мобильное приложение. Сегодня у компании Sokolov 350 магазинов более чем в ста городах страны. Притом что еще три года назад никаких магазинов Sokolov на рынке не было.

Главная задача Артема Соколова — потеснить массовые розничные бренды и несетевые магазины, предложив покупателю доступный по цене авторский продукт в высоком качестве. Тем более что рынок вышел из пандемийной стагнации и начал расти: по прогнозам аналитического центра Sokolov, объем продаж ювелирных изделий в 2021 году составит 301 млрд рублей, что на 27% больше предыдущего года, а в натуральном выражении рост составит 10%.

На наш взгляд, основной вызов для ювелира — работа над созданием принципиально нового, авторского дизайна изделий. В практическом смысле для всех сотрудников компании это означает полную открытость миру (по этому пути сегодня идут все креативные fashion-компании), когда новые идеи черпаются не на профессиональных выставках, а в том, как выглядит молодежь на улице городов, как украшены блюда в ресторанах, какие коллекции выпускают именитые fashion-дизайнеры, какое настроение у потребителей, о чем они думают, о чем пишут востребованные блогеры и деловые журналы, наконец. Тот, у кого есть видение и талант все это преобразовывать в образы и идеи для дизайна, получит конкурентное преимущество на рынке. А тотальное использование диджитал-технологий дает возможность быстро донести их до потребителя.

О том, какие перспективы для своей компании видит Артем Соколов, он рассказал журналу «Эксперт»

— В прошлом году вы совершили феноменальный рывок в открытии магазинов. Насколько выросла ваша выручка?

— Да, мы за год открыли 270 магазинов и почти удвоили выручку — до 25 миллиардов рублей. Основной драйвер роста — это рост сети, новые магазины. Но и продажи like-for-like тоже сильно выросли: общий прирост составил 53 процента. Еще один источник роста — это онлайн, он приносит до 30 процентов выручки, мы очень быстро развиваемся в этом секторе, много инвестируем в онлайне в продукт и рекламу. Четвертый источник — опт, его доля составляет порядка 50 процентов, и обеспечивается он за счет партнерских продаж, маркетплейсов и франчайзинга — мы расширили сеть франчайзинга с 1015 магазинов до 50 в прошлом году. Сейчас у нас 300 своих магазинов, а вместе с франчайзингом — около 350. Во втором полугодии розничная выручка ежемесячно стала обгонять оптовую. В декабре на розничную выручку пришлось 70 процентов от общей.

— Почему вы решили резко нарастить розницу, активизировались в тот момент, когда люди перестали ходить по магазинам из-за ковида?

— Как оптовая компания мы достигли потолка. Еще в конце 2018 года мы начали потихоньку тестировать розницу, открыли первый магазин. В 2019 году у нас было 20 магазинов, после кризиса мы решили ускорить развитие розницы. Когда нет кризиса, получить хорошую площадку в торговом центре площадью 100150 метров очень тяжело. Поэтому в обычное время наша экспансия могла бы растянуться на трипять лет. В пандемию мы воспользовались возможностью сделать рывок, чтобы забрать лучшие площадки. Действовали быстро, подписывали контракты прямо во время локдауна сразу на большие площади от 100 метров, а летом начали активно открываться. К январю 2021 года у нас было уже 79 магазинов.

— Площадки освободились, но нужен спрос. Как он себя вел?

— Смотря какой период брать. Во время локдауна спрос на ювелирные изделия проседает больше всех, потому что это товар не первой необходимости. Спрос сильно колебался, но сейчас он более или менее выровнялся, и теперь мы ожидаем органического роста рынка на пять-семь процентов в год.

Наша стратегия — максимизировать нашу долю рынка. В первом полугодии 2021 года, по данным Euromonitor, она составляла 25 процентов. Рынок пока не до конца консолидирован, крупные федеральные сети не такие сильные, занимают до 50 процентов рынка. Мы видим, что можем наращивать свою долю. Остальные 50 процентов — это небольшие локальные сети. Многие из них наши партнеры, мы открываем у них свои корнеры, где ярко представляем наш бренд, — у нас есть программа shop in shop, таких точек у нас около 200. То есть мы наращиваем долю рынка, во-первых, за счет федеральных сетей — это наш приоритет, а во-вторых, за счет тех ювелирных ритейлеров, которые с нами не работают и у которых не представлен наш товар. А если они с нами работают, то мы объединяем усилия и, вкладываясь в продвижение своего бренда, привлекаем к ним покупателей.

В ювелирном производстве традиционно преобладает ручной труд

Земля ювелиров

— Давайте поговорим про ваше производство. Как я понимаю, развитие компании шло от него?

— Да. Родители стартовали в 1993 году с небольшого производства в поселке Красное-на-Волге в Костромской области, оно постепенно расширялось, достраивалось, добавлялись новые категории в ассортимент. В итоге общая площадь производства там у нас достигла 25 тысяч квадратных метров. Года три-четыре назад мы выкупили бывшее молочное производство компании «Юнимилк» в Костроме, это еще 20 тысяч квадратных метров, за счет него сегодня мы постепенно наращиваем производство. Сегодня наше предприятие — крупнейшее в стране, порядка 80 процентов площадей задействовано под производство. Имеющиеся мощности позволяют нам агрессивно нарастить выпуск продукции — еще в два — два с половиной раза. Нам нужно только немного докупить оборудования и расширить штат.

Последние существенные изменения в производстве были в разгар локдауна — весной 2020 года. Мы воспользовались вынужденным простоем, чтобы завершить реорганизацию и полностью перейти на японскую технологию бережливого потокового производства lean, авторство которой принадлежит концерну Toyota. Без остановки производства мы внедряли эту технологию на тот момент уже два года. А в локдаун сделали все за два месяца. Это позволило нам в три раза сократить производственный цикл — с 60 до 20 дней, снизить издержки и нарастить объемы. За девять месяцев прошлого года мы выпустили 15,4 миллиона изделий весом 31,5 тонны: 5 тонн золото, 26,5 тонн — серебро.

— Можете себя с кем-то сравнить из иностранных производителей?

— Если мы говорим про производство, то яркий пример — это Pandora. Во всем мире они производят около 120 миллионов украшений в год. Мы в 2022 году выйдем на 2025 миллионов украшений. «Пандора» тоже вертикально интегрированная компания, представлена по всему миру, но у них меньше ассортимент. Он более легкий — в основном шармы, и гораздо меньше — около 2000 SKU, а у нас 25 тысяч SKU. Мы нашим брендом закрываем все потребности, а «Пандора» закрывает очень узкий сегмент. У Swarovski похожая история, но у Swarovski производство на аутсорсе, они сами только камни производят. Вертикально интегрированных холдингов, у которых есть производство и розница, в мире не так много. У «Тиффани», например, все производство на аутсорсе, а сама компания — это бренд плюс розница. В Бразилии есть хороший аналог: Vivara. Мы в чем-то похожи с ними.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Йоко Оно Йоко Оно

Правила жизни художницы, музыкантки и вдовы Джона Леннона Йоко Оно

Esquire
В двух шагах от трона В двух шагах от трона

Герцог и герцогиня Кембриджские стремительно набирают очки в погоне за троном

Караван историй
Туристическое кольцо Байкала Туристическое кольцо Байкала

На Байкале может возникнуть настоящий мощный туристический комплекс

Эксперт
Диета голубых зон: 7 правил питания долгожителей, которые продлевают молодость Диета голубых зон: 7 правил питания долгожителей, которые продлевают молодость

Рассказываем о главных принципах диеты голубых зон

Cosmopolitan
Как оборвалась судьба Советского Союза Как оборвалась судьба Советского Союза

Как СССР пришел к Беловежскому соглашению и какую роль в нем сыграл ГКЧП

Эксперт
Болевые точки: почему появляются язвы во рту и как их лечить Болевые точки: почему появляются язвы во рту и как их лечить

Кто склонен к образованию неприятных язвочек в полости рта и что с ними делать

Cosmopolitan
Образование новой реальности. Итоги 2020 года для российского рынка EdTech Образование новой реальности. Итоги 2020 года для российского рынка EdTech

Рейтинг крупнейших EdTech-компаний России

РБК
Почему наушники все время путаются в кармане Почему наушники все время путаются в кармане

Сможете ли вы перехитрить запутывающиеся наушники?

Популярная механика
Знак «Движение прямо»: зона действия, что разрешает и запрещает Знак «Движение прямо»: зона действия, что разрешает и запрещает

Как действует самый коварный дорожный знак?

РБК
«Люблю шоколад и тортики»: что главная фитоняшка планеты ест каждый день «Люблю шоколад и тортики»: что главная фитоняшка планеты ест каждый день

Как живет и чем питается самая главная фитоняшка Катрин Таня Давидсдоттир

Cosmopolitan
До Дороги жизни До Дороги жизни

Главные вопросы о жизни блокадного Ленинграда до открытия Дороги жизни

Дилетант
У кого самый маленький член и где прячется ее оргазм: 35 удивительных фактов о половых органах У кого самый маленький член и где прячется ее оргазм: 35 удивительных фактов о половых органах

Размер имеет значение, но не только он

Playboy
Песенка смета Песенка смета

Разбираемся в масштабной афере с авторскими правами на YouTube

Esquire
Третья версия интернета Третья версия интернета

Технология, за которой следят пристальней, чем за раскрученной метавселенной

Forbes
За сколько можно похудеть на 10 кг и больше: 4 женщины рассказали о своем опыте За сколько можно похудеть на 10 кг и больше: 4 женщины рассказали о своем опыте

Историй похудения: этим женщинам удалось похудеть на 10 кг и даже больше!

Cosmopolitan
Как включить подсветку клавиатуры на ноутбуке? Как включить подсветку клавиатуры на ноутбуке?

Есть ли на вашем ноутбуке подсветка и как её включить?

CHIP
«Потерянное царство. Поход за имперским идеалом и сотворение русской нации» «Потерянное царство. Поход за имперским идеалом и сотворение русской нации»

Отрывок из книги «Потерянное царство» о том, как формировалась русская нация

N+1
Тасманийские дьяволы оказались разборчивыми падальщиками Тасманийские дьяволы оказались разборчивыми падальщиками

Большинство тасманийских дьяволов придерживаются довольно узкого рациона

N+1
Каковы ваши шансы выиграть в лотерее? Каковы ваши шансы выиграть в лотерее?

Лотерейный билет — это шанс выиграть большие деньги или очередная ловушка?

Популярная механика
Воля Салаха Воля Салаха

Мохамед Салах — величайший футбольный игрок. Не сегодня — так завтра

GQ
Откуда пошло слово Откуда пошло слово

О связи слов "мумия" и "мумиё"

Популярная механика
Сколь велик шанс, что вокруг — Матрица, а мы на самом деле живем в симуляции? Сколь велик шанс, что вокруг — Матрица, а мы на самом деле живем в симуляции?

«Гипотеза симуляции» — все вокруг реальность или симуляция?

Популярная механика
Климат-контроль vs кондиционер: чем отличаются, как работают, что лучше Климат-контроль vs кондиционер: чем отличаются, как работают, что лучше

Что может климат-контроль и почему он лучше кондиционера?

РБК
Прочь от реальности: топ-11 аудиокниг для каникул Прочь от реальности: топ-11 аудиокниг для каникул

11 аудиокниг — и ровно столько же необычайных миров

Популярная механика
Что такое лоферы и с чем их носить — идеи стильных образов на каждый день Что такое лоферы и с чем их носить — идеи стильных образов на каждый день

Лоферы — туфли без застежек, похожие на мокасины

Cosmopolitan
Панельного неба скульптура: Никита Анохин делает ночники в виде советских домов, а их покупают в России и за рубежом Панельного неба скульптура: Никита Анохин делает ночники в виде советских домов, а их покупают в России и за рубежом

Мастерская Nikita Anokhin Store началась на кухне со шкатулок-сердец

VC.RU
Ни стыда, ни совести: каким получился второй сезон Ни стыда, ни совести: каким получился второй сезон

Почему второй сезон "Эйфории" заслуживает внимания

Esquire
10 причин, почему в салоне автомобиля неприятно пахнет 10 причин, почему в салоне автомобиля неприятно пахнет

Вам знаком этот противный запах, который может держаться в салоне автомобиля?

Популярная механика
Арт и деньги, два стола Арт и деньги, два стола

В интерьере высокого класса обязательно должно быть искусство

Robb Report
Препятствие помогло высыпаться даже медленным гранулам Препятствие помогло высыпаться даже медленным гранулам

Как высыпаются гранулы, если на их пути поставить препятствие

N+1
Открыть в приложении