Паромное сообщение в порту Кавказ сегодня приблизилось к новой поворотной точке

ЭкспертБизнес

Порт Кавказ: паромная перезагрузка

Паромное сообщение в порту Кавказ, входящем в пятерку крупнейших портов России по грузообороту, сегодня приблизилось к новой поворотной точке: порт или выпадет из маршрутной сетки лидеров паромных перевозок в стране, или сумеет занять выгодную для себя долю на этом рынке

Семен Доронин

Паром «Авангард»

До недавнего времени основным активом паромных перевозок в порту Кавказ была Керченская переправа. Однако после открытия Крымского моста грузовой и пассажирский потоки были переориентированы на него. В итоге в конце 2020 года оператор Керченской паромной переправы группа компаний «АнРуссТранс» объявила о приостановке работы паромов в Керченском проливе.

Эксперты уверены, что созданная за годы работы Керченской переправы паромная инфраструктура позволяет порту восстановить позиции в сегменте паромных перевозок Черноморского бассейна. При этом основной акцент должен быть сделан на развитие международного паромного сообщения. Интересным бизнесом могут также быть автопассажирские перевозки и круизные паромные линии.

Как это было

Основной задачей порта Кавказ исторически считалось обслуживание Керченской паромной переправы. Но в конце 1980-х из-за высокого износа паромов работа переправы была остановлена вплоть до 2004 года. Инициатором возрождения паромных перевозок через Керченский пролив стал Александр Анненков — профессиональный транспортник, экс-заместитель министра путей сообщения России. Для управления переправой и ее развития была создана ГК «АнРуссТранс», которая на собственные средства и средства частных инвесторов провела работы по реконструкции портовых сооружений и железнодорожных путей в портах Кавказ и Крым.

В самый интенсивный период работы Керченской переправы (2014–2018 годы) в порту Кавказ была сконцентрирована основная часть паромов всего Черноморского бассейна. Грузы, доставляемые паромами, составляли треть общего грузооборота самого порта. В 2015 году при общем грузообороте 30,5 млн тонн в год в порту было обработано 9,6 млн тонн паромных грузов, в 2016-м — 12 млн тонн из 33,2 млн, в 2017-м — 8,5 млн тонн из 35,4 млн (данные PortNews и «Эксперта»). А пропускная способность пассажиропотока порта составляла 4 млн человек в год.

Модернизация позволила развить и международные направления. Железнодорожные паромы «АнРуссТранс» стали ходить из порта Кавказ в порт Варна (Болгария). В 2011 году была открыта автопассажирская линия порт Кавказ — порт Зонгулдак (Турция).

Появились и другие операторы. Компания «Блэксиа Ферри Инвестиции» в 2007 году запустила регулярную железнодорожную линию Кавказ—Поти (Грузия), а в 2011-м — Кавказ—Самсун (Турция). В 2009 году болгарская судоходная компания «ВарнаФери» запустила свой паром по маршруту Варна—Кавказ.

Нужен перезапуск

Сегодня в акватории Черного моря зарегистрировано 13 паромных сервисов, из которых реально работает восемь. В основном они перевозят железнодорожные грузы. При этом три сервиса приходится на порт Кавказ. Для сравнения: на Балтике работает около 50 паромных сервисов.

Но перспективы перезапуска есть. При создании Керченской переправы в порту были заложены грандиозные возможности для транспортного хаба, в том числе для развития железнодорожного, автомобильного и грузопассажирского паромного сообщения.

«Основное преимущество порта Кавказ — погода. Порт менее всех остальных подвержен погодным изменениям, из-за которых он может быть закрыт или ограничен в работе, как это происходит, например, в портах Тамань и Новороссийск», — говорит генеральный директор компании “АнРуссТранс” Василий Анненков. Поэтому, по его словам, при дополнительном развитии инфраструктуры, в частности строительстве пункта пропуска для пассажиров, порт будет способен обрабатывать больше судов разного типа. Тем более что недавно в порту уже была расширена сортировочная станция, способная принимать большой объем грузов. И это уже совсем другой, более высокий экономический эффект.

ГК «АнРуссТранс» способна сыграть ключевую роль в развитии логистического хаба в порту. Это единственная компания, которая владеет железнодорожными подходами непосредственно к погрузочным аппарелям на причалах в порту и многолетним опытом безаварийных грузовых работ. «Инфраструктура и опыт ГК “АнРуссТранс” можно напрямую использовать при дальнейшем развитии порта Кавказ и в торговых морских сообщениях Азово-Черноморского бассейна», — прокомментировал «Эксперту» министр транспорта Краснодарского края Алексей Переверзев.

Сейчас «АнРуссТранс» продолжает работу в акватории Черного моря на международных направлениях.

«Наши суда перевозят железнодорожные вагоны и автопоезда между портом Кавказ и портом Варна. Мы рассматриваем возможность наладить паромное сообщение с Арменией, Грузией и турецкими торговыми портами», — рассказывает Василий Анненков. Он также видит точку роста в развитии сообщения с торговыми портами в Сирии и Ливии. Предстоящие восстановительные работы в Сирии и возможное восстановление контрактов России на строительство железной дороги и нефтедобычи в Ливии поставят вопрос обеспечения транспортным обслуживанием значительных объемов внешнеторговых грузов страны.

Один из вариантов оптимизации паромного сообщения в Черном море, по мнению Анненкова, состоит в партнерстве с другими транспортными компаниями. «Игрокам логистического рынка необходимо создавать партнерские судоходные компании. Мы готовы к партнерствам с крупными операторами, такими как ГК “Дело”, у которой есть морские контейнерные терминалы», — говорит Василий Анненков.

Идею партнерских отношений операторов логистического рынка в развитии паромного сообщения поддерживает и министерство транспорта Краснодарского края. «В рамках единой технологической платформы сервисов предполагается выстроить сбалансированную систему отношений между всеми участниками транспортной инфраструктуры», — говорит Алексей Переверзев.

Туристов и машины на паром

Помимо грузовых перевозок хорошей коммерческой составляющей паромного сообщения в Черном море могла бы стать перевозка автопоездов и туристов с автомобилями.

Можно постараться вернуть турецкие грузовики, которые идут на Центральную Азию и в Россию. По данным PortNews, в 2015 году из Турции черноморскими паромами было перевезено 57,8 тыс. автопоездов, в 2016-м — 38,2 тыс., а в 2017-м — всего 15,6 тыс. машин.

Что касается круизных паромных перевозок, то это направление требует отдельных усилий и инвестиций со стороны как частных инвесторов, так и государства. По оценке генерального директора Морского инженерного бюро Геннадия Егорова, в портах не развит пассажирский ро-пакс-сервис: порты не оборудованы пассажирскими терминалами со всеми удобствами, нет облегченных пограничных процедур приема судна, нет круизных автопассажирских судов и новых паромов. Для сравнения: на Балтике работает около 30 круизных паромных линий.

Над этой задачей задумываются в Росморречфлоте. Ведомство рассматривает возможность расширения порта Кавказ для создания новых автомобильно-пассажирских терминалов и пункта пропуска через госграницу в порту.

Потенциал паромного сообщения в Черноморском бассейне раскрыт далеко не полностью

Стратегический объект

Пока государство говорит о шагах в поддержку паромных перевозок, в порту Кавказ приходит в упадок инфраструктура, оставшаяся невостребованной после закрытия Керченской переправы. Обслуживать паромную инфраструктуру, включая пассажирские терминалы, становится проблематично. Это уже негативно сказывается на их состоянии.

В то же время стоит помнить, что России необходим береговой опорный пункт для оперативной доставки паромами грузов, в том числе нефтепродуктов, в случае ЧС в Черноморском регионе. И у порта Кавказ есть потенциал важного транспортного узла и стратегического транспортного объекта. Он в полной мере раскрылся с 2014 года, когда работа Керченской переправы смогла предотвратить гуманитарную катастрофу, позволив оперативно наладить обмен стратегическими грузами между Краснодарским краем и Крымом. Именно эта переправа обеспечивала бесперебойную перевозку грузов, пассажиров и автомобилей на полуостров до момента завершения строительства Крымского моста в 2018 году.

Государству стоит иметь в резерве действующий паромный терминал для перевозки накатной техники и поддерживать его развитие как южные морские ворота страны.

Фото: предоставлено пресс-службой компании «Анрусстранс»; Виталий Тимкив/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подлинная история д’Артаньяна Подлинная история д’Артаньяна

Жизнь д’Артаньяна точно нельзя назвать скучной

Дилетант
Лекарство матушки Анрио Лекарство матушки Анрио

История и производство абсента

Вокруг света
Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
Итоги «войны» Reddit и Уолл-стрит для её героев: кинотеатры AMC спасли себя, а GameStop не воспользовалась шумом Итоги «войны» Reddit и Уолл-стрит для её героев: кинотеатры AMC спасли себя, а GameStop не воспользовалась шумом

На GameStop заработали частные инвесторы и фонды, но не сам магазин

VC.RU
Как не проспать водород Как не проспать водород

Правительство надеется совершить технологический рывок

Эксперт
Екатерина Донцова-Солягина: Растет ли качество онлайн-образования Екатерина Донцова-Солягина: Растет ли качество онлайн-образования

Как меняется онлайн-образование?

СНОБ
Пересекай и обогащайся Пересекай и обогащайся

Как проходят поставки табачной контрабанды из ЕАЭС в Россию

Эксперт
Поверх барьеров Поверх барьеров

9 мостов, представляющих культурное наследие человечества

Вокруг света
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Славный счет потерь Славный счет потерь

От чего избавились животные в ходе эволюции

Вокруг света
Спортсмен, зожник и собака Спортсмен, зожник и собака

Торгово-производственная компания Sontelle масштабирует свой бизнес

Эксперт
От Skype к робокурьерам, от Oculus — к военным дронам: стартапы предпринимателей после крупных проектов От Skype к робокурьерам, от Oculus — к военным дронам: стартапы предпринимателей после крупных проектов

Янус Фриис, Макс Левчин, Палмер Лаки и другие строят новых «единорогов»

VC.RU
Удалили навсегда! Кто из звезд избавился от родинок, чтобы не рисковать Удалили навсегда! Кто из звезд избавился от родинок, чтобы не рисковать

Эти знаменитости убрали свои природные "метки" по медицинским показаниям

Cosmopolitan
Биоинженерный суставной хрящ синтезировал для себя лекарство в ответ на нагрузку Биоинженерный суставной хрящ синтезировал для себя лекарство в ответ на нагрузку

Cоздан биоинженерный суставной хрящ на основе свиных клеток

N+1
Бьюти-эволюция Инстасамки: как изменилась популярная блогерша из Тобольска Бьюти-эволюция Инстасамки: как изменилась популярная блогерша из Тобольска

Хип-хоп-певица Instasamka не так давно обновила «тюнинг»

Cosmopolitan
Любовь живет четыре года Любовь живет четыре года

Анн-Софи Пайере раз в четыре года меняет жилье и с нуля создает новый интерьер

AD
Обнажить седины Обнажить седины

Чем сильней проседь, тем ближе закат жизни и немощь?

Psychologies
Элена Ферранте: Любовь в тягость Элена Ферранте: Любовь в тягость

Первая глава романа Элены Ферранте

СНОБ
Да Лана вам Да Лана вам

Почему новая пластинка Ланы дель Рей может стать самой токсичной в её карьере

GQ
Больше, больше объема! Откуда пришел модный оверсайз и зачем он нужен Больше, больше объема! Откуда пришел модный оверсайз и зачем он нужен

Почему оверсайз вошел в моду и задержался там на несколько десятилетий

Cosmopolitan
«Цена от балды!»: почему в Сингапуре самые дорогие в мире автомобили «Цена от балды!»: почему в Сингапуре самые дорогие в мире автомобили

Что скажешь про хэтчбек «гольф»-класса за 100 тысяч евро?..

Maxim
Суперобучение Суперобучение

Система освоения любых навыков – от изучения языков до построения карьеры

kiozk originals
Что делать, если вы с партнером совершенно по-разному смотрите телевизор Что делать, если вы с партнером совершенно по-разному смотрите телевизор

Как правильно потреблять стриминговые медиа, если вы в паре

GQ
7 скрытых опасностей старых квартир 7 скрытых опасностей старых квартир

Что нужно иметь при себе покупателю квартиры в старом доме

Maxim
Ученые насчитали в Австралии двести миллионов инвазивных сазанов Ученые насчитали в Австралии двести миллионов инвазивных сазанов

Это первая оценка численности инвазивного вида рыб на континенте

N+1
Почти как BMW Х5, только дешевле: Nissan представил новый внедорожник Почти как BMW Х5, только дешевле: Nissan представил новый внедорожник

Такого крутого «Пасфайндера» еще не было!

Maxim
Как позволить себе стать собой и изменить жизнь Как позволить себе стать собой и изменить жизнь

Как найти свое место в потоке жизни, как узнать, куда плыть?

Psychologies
Бизнес зажег искру в науке. Как новая лаборатория нобелевского лауреата может изменить подход к научным исследованиям в России Бизнес зажег искру в науке. Как новая лаборатория нобелевского лауреата может изменить подход к научным исследованиям в России

Как в России собираются пробудить интерес бизнеса к научным исследованиям

СНОБ
«Вернемся к нашим баранам»: стоит ли смотреть сериал про агента ФБР из истории о Ганнибале Лектере «Вернемся к нашим баранам»: стоит ли смотреть сериал про агента ФБР из истории о Ганнибале Лектере

Почему сериал «Кларисса» — спин-офф «Молчания ягнят» не стоит вашего внимания

Forbes
5 лучших хорроров, чтобы не скучать в пандемию: часть 2 5 лучших хорроров, чтобы не скучать в пандемию: часть 2

Хорроры, которые помогут скоротать вечера и немного пощекотать нервы

Популярная механика
Открыть в приложении