Паромное сообщение в порту Кавказ сегодня приблизилось к новой поворотной точке

ЭкспертБизнес

Порт Кавказ: паромная перезагрузка

Паромное сообщение в порту Кавказ, входящем в пятерку крупнейших портов России по грузообороту, сегодня приблизилось к новой поворотной точке: порт или выпадет из маршрутной сетки лидеров паромных перевозок в стране, или сумеет занять выгодную для себя долю на этом рынке

Семен Доронин

Паром «Авангард»

До недавнего времени основным активом паромных перевозок в порту Кавказ была Керченская переправа. Однако после открытия Крымского моста грузовой и пассажирский потоки были переориентированы на него. В итоге в конце 2020 года оператор Керченской паромной переправы группа компаний «АнРуссТранс» объявила о приостановке работы паромов в Керченском проливе.

Эксперты уверены, что созданная за годы работы Керченской переправы паромная инфраструктура позволяет порту восстановить позиции в сегменте паромных перевозок Черноморского бассейна. При этом основной акцент должен быть сделан на развитие международного паромного сообщения. Интересным бизнесом могут также быть автопассажирские перевозки и круизные паромные линии.

Как это было

Основной задачей порта Кавказ исторически считалось обслуживание Керченской паромной переправы. Но в конце 1980-х из-за высокого износа паромов работа переправы была остановлена вплоть до 2004 года. Инициатором возрождения паромных перевозок через Керченский пролив стал Александр Анненков — профессиональный транспортник, экс-заместитель министра путей сообщения России. Для управления переправой и ее развития была создана ГК «АнРуссТранс», которая на собственные средства и средства частных инвесторов провела работы по реконструкции портовых сооружений и железнодорожных путей в портах Кавказ и Крым.

В самый интенсивный период работы Керченской переправы (2014–2018 годы) в порту Кавказ была сконцентрирована основная часть паромов всего Черноморского бассейна. Грузы, доставляемые паромами, составляли треть общего грузооборота самого порта. В 2015 году при общем грузообороте 30,5 млн тонн в год в порту было обработано 9,6 млн тонн паромных грузов, в 2016-м — 12 млн тонн из 33,2 млн, в 2017-м — 8,5 млн тонн из 35,4 млн (данные PortNews и «Эксперта»). А пропускная способность пассажиропотока порта составляла 4 млн человек в год.

Модернизация позволила развить и международные направления. Железнодорожные паромы «АнРуссТранс» стали ходить из порта Кавказ в порт Варна (Болгария). В 2011 году была открыта автопассажирская линия порт Кавказ — порт Зонгулдак (Турция).

Появились и другие операторы. Компания «Блэксиа Ферри Инвестиции» в 2007 году запустила регулярную железнодорожную линию Кавказ—Поти (Грузия), а в 2011-м — Кавказ—Самсун (Турция). В 2009 году болгарская судоходная компания «ВарнаФери» запустила свой паром по маршруту Варна—Кавказ.

Нужен перезапуск

Сегодня в акватории Черного моря зарегистрировано 13 паромных сервисов, из которых реально работает восемь. В основном они перевозят железнодорожные грузы. При этом три сервиса приходится на порт Кавказ. Для сравнения: на Балтике работает около 50 паромных сервисов.

Но перспективы перезапуска есть. При создании Керченской переправы в порту были заложены грандиозные возможности для транспортного хаба, в том числе для развития железнодорожного, автомобильного и грузопассажирского паромного сообщения.

«Основное преимущество порта Кавказ — погода. Порт менее всех остальных подвержен погодным изменениям, из-за которых он может быть закрыт или ограничен в работе, как это происходит, например, в портах Тамань и Новороссийск», — говорит генеральный директор компании “АнРуссТранс” Василий Анненков. Поэтому, по его словам, при дополнительном развитии инфраструктуры, в частности строительстве пункта пропуска для пассажиров, порт будет способен обрабатывать больше судов разного типа. Тем более что недавно в порту уже была расширена сортировочная станция, способная принимать большой объем грузов. И это уже совсем другой, более высокий экономический эффект.

ГК «АнРуссТранс» способна сыграть ключевую роль в развитии логистического хаба в порту. Это единственная компания, которая владеет железнодорожными подходами непосредственно к погрузочным аппарелям на причалах в порту и многолетним опытом безаварийных грузовых работ. «Инфраструктура и опыт ГК “АнРуссТранс” можно напрямую использовать при дальнейшем развитии порта Кавказ и в торговых морских сообщениях Азово-Черноморского бассейна», — прокомментировал «Эксперту» министр транспорта Краснодарского края Алексей Переверзев.

Сейчас «АнРуссТранс» продолжает работу в акватории Черного моря на международных направлениях.

«Наши суда перевозят железнодорожные вагоны и автопоезда между портом Кавказ и портом Варна. Мы рассматриваем возможность наладить паромное сообщение с Арменией, Грузией и турецкими торговыми портами», — рассказывает Василий Анненков. Он также видит точку роста в развитии сообщения с торговыми портами в Сирии и Ливии. Предстоящие восстановительные работы в Сирии и возможное восстановление контрактов России на строительство железной дороги и нефтедобычи в Ливии поставят вопрос обеспечения транспортным обслуживанием значительных объемов внешнеторговых грузов страны.

Один из вариантов оптимизации паромного сообщения в Черном море, по мнению Анненкова, состоит в партнерстве с другими транспортными компаниями. «Игрокам логистического рынка необходимо создавать партнерские судоходные компании. Мы готовы к партнерствам с крупными операторами, такими как ГК “Дело”, у которой есть морские контейнерные терминалы», — говорит Василий Анненков.

Идею партнерских отношений операторов логистического рынка в развитии паромного сообщения поддерживает и министерство транспорта Краснодарского края. «В рамках единой технологической платформы сервисов предполагается выстроить сбалансированную систему отношений между всеми участниками транспортной инфраструктуры», — говорит Алексей Переверзев.

Туристов и машины на паром

Помимо грузовых перевозок хорошей коммерческой составляющей паромного сообщения в Черном море могла бы стать перевозка автопоездов и туристов с автомобилями.

Можно постараться вернуть турецкие грузовики, которые идут на Центральную Азию и в Россию. По данным PortNews, в 2015 году из Турции черноморскими паромами было перевезено 57,8 тыс. автопоездов, в 2016-м — 38,2 тыс., а в 2017-м — всего 15,6 тыс. машин.

Что касается круизных паромных перевозок, то это направление требует отдельных усилий и инвестиций со стороны как частных инвесторов, так и государства. По оценке генерального директора Морского инженерного бюро Геннадия Егорова, в портах не развит пассажирский ро-пакс-сервис: порты не оборудованы пассажирскими терминалами со всеми удобствами, нет облегченных пограничных процедур приема судна, нет круизных автопассажирских судов и новых паромов. Для сравнения: на Балтике работает около 30 круизных паромных линий.

Над этой задачей задумываются в Росморречфлоте. Ведомство рассматривает возможность расширения порта Кавказ для создания новых автомобильно-пассажирских терминалов и пункта пропуска через госграницу в порту.

Потенциал паромного сообщения в Черноморском бассейне раскрыт далеко не полностью

Стратегический объект

Пока государство говорит о шагах в поддержку паромных перевозок, в порту Кавказ приходит в упадок инфраструктура, оставшаяся невостребованной после закрытия Керченской переправы. Обслуживать паромную инфраструктуру, включая пассажирские терминалы, становится проблематично. Это уже негативно сказывается на их состоянии.

В то же время стоит помнить, что России необходим береговой опорный пункт для оперативной доставки паромами грузов, в том числе нефтепродуктов, в случае ЧС в Черноморском регионе. И у порта Кавказ есть потенциал важного транспортного узла и стратегического транспортного объекта. Он в полной мере раскрылся с 2014 года, когда работа Керченской переправы смогла предотвратить гуманитарную катастрофу, позволив оперативно наладить обмен стратегическими грузами между Краснодарским краем и Крымом. Именно эта переправа обеспечивала бесперебойную перевозку грузов, пассажиров и автомобилей на полуостров до момента завершения строительства Крымского моста в 2018 году.

Государству стоит иметь в резерве действующий паромный терминал для перевозки накатной техники и поддерживать его развитие как южные морские ворота страны.

Фото: предоставлено пресс-службой компании «Анрусстранс»; Виталий Тимкив/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мастер по свету Мастер по свету

Кто и как делает самые масштабные мультимедийные шоу в России

Forbes
Секс, беременность, падения: 8 самых популярных снов и их значение Секс, беременность, падения: 8 самых популярных снов и их значение

Что означают твои сны?

Cosmopolitan
С тележкой — за деньгами в Лондон С тележкой — за деньгами в Лондон

Розничная сеть Fix Price выходит на Лондонскую фондовую биржу

Эксперт
Анна и молот Анна и молот

Анна Билецкая стала кузнецом и полностью изменила свою судьбу

Вокруг света
Пересекай и обогащайся Пересекай и обогащайся

Как проходят поставки табачной контрабанды из ЕАЭС в Россию

Эксперт
Борщевик Сосновского: растение-терминатор или культура будущего Борщевик Сосновского: растение-терминатор или культура будущего

Борщевик — сорняк, с которым невозможно справиться

Наука
Как не проспать водород Как не проспать водород

Правительство надеется совершить технологический рывок

Эксперт
Мария Власова и ее рукописный альбом Мария Власова и ее рукописный альбом

Домашний альбом Марии Власовой, сестры Зинаиды Волконской

Наука
Чарльз Капчан: «Вероятность большой войны между ядерными сверхдержавами остается пока очень низкой» Чарльз Капчан: «Вероятность большой войны между ядерными сверхдержавами остается пока очень низкой»

Американский политолог Чарльз Капчан — о политике Джозефа Байдена

Эксперт
«Полет» на автопилоте: чего ждать от нового сериала Петра Тодоровского «Полет» на автопилоте: чего ждать от нового сериала Петра Тодоровского

Какие сюрпризы принес зрителям новый сериал «Полет»?

Psychologies
«Остров дядюшки Сэма» «Остров дядюшки Сэма»

Слава Алькатраса вышла далеко за пределы США

Дилетант
«И все-таки она вертится» и еще 4 фейковые цитаты великих людей «И все-таки она вертится» и еще 4 фейковые цитаты великих людей

Разбираемся, кто же что сказал на самом деле. Или не говорил

Cosmopolitan
Луна, женщины, СССР: зачем смотреть сериал «Ради всего человечества» Луна, женщины, СССР: зачем смотреть сериал «Ради всего человечества»

Сериал «Ради всего человечества» — проект-фантазия о космических достижениях США

РБК
Как начать работать на зарубежном маркетплейсе бренду из России? Инструкция для предпринимателей Как начать работать на зарубежном маркетплейсе бренду из России? Инструкция для предпринимателей

Как выбрать площадку для маркетплейса и какие подводные камни могут возникнуть?

Inc.
Невероятная жизнь скрипача Оле Булла, которого называли «Элвисом XIX века» Невероятная жизнь скрипача Оле Булла, которого называли «Элвисом XIX века»

Его слава парадоксальным образом угасла сразу после смерти

Maxim
Как сходить в кафе с собакой, чтобы в твоем счете не было разбитой посуды и покусанных посетителей Как сходить в кафе с собакой, чтобы в твоем счете не было разбитой посуды и покусанных посетителей

7 советов от кинологов для удачного вывода твоего четвероногого друга в свет

Maxim
Спектр железа в космических лучах оказался непохож на спектры других тяжелых элементов Спектр железа в космических лучах оказался непохож на спектры других тяжелых элементов

Железо отнесли к одному классу космических лучей с более легкими частицами

N+1
Почему спорить в интернете вредно и как с этим быть Почему спорить в интернете вредно и как с этим быть

Влияет ли на здоровье полемика в социальных сетях? Оказывается, да

РБК
Из бутадиена сделали потенциально перерабатываемый пластик Из бутадиена сделали потенциально перерабатываемый пластик

Пока удалось переработать только пять процентов, но считают, что это не предел

N+1
Что такое Синдром упущенной выгоды и как его побороть Что такое Синдром упущенной выгоды и как его побороть

Возможно, ты счастливый обладатель Синдрома упущенной выгоды

Maxim
В Уэльсе нашелся один из вероятных предков Стоунхенджа В Уэльсе нашелся один из вероятных предков Стоунхенджа

Монолиты из каменного круга Ваун Маун могли войти в состав Стоунхенджа

N+1
Равенство поколений: действительно ли молодым сейчас жить труднее, чем раньше? Равенство поколений: действительно ли молодым сейчас жить труднее, чем раньше?

Отрывок из книги Эндрю Скотта и Линды Граттон «Новое долголетие»

СНОБ
Готов ли ты стать отцом? Готов ли ты стать отцом?

Правила обращения с беременной женщиной

Maxim
«Скажи мне, что ты делал сегодня, и я скажу, кем и где ты будешь через 10 лет» «Скажи мне, что ты делал сегодня, и я скажу, кем и где ты будешь через 10 лет»

По тому, что мы делали сегодня, можно понять, кем мы будем через 10 лет

Psychologies
Какаду помогли австралийцам прополоть газоны Какаду помогли австралийцам прополоть газоны

Большие желтохохлые какаду оказались отличными садовниками

N+1
Затягивают не на шутку: «Топи» и другие жуткие российские мистические сериалы Затягивают не на шутку: «Топи» и другие жуткие российские мистические сериалы

Самые лучшие российские мистические триллеры и детективы

Cosmopolitan
К растяжке через расслабление: 5 шагов к гибкости К растяжке через расслабление: 5 шагов к гибкости

Мечтаете сесть на шпагат или встать на мостик?

Psychologies
Алгоритмические войны Алгоритмические войны

Как битвы будущего видят по ту сторону океана

Популярная механика
10 самых ядовитых растений 10 самых ядовитых растений

Большинство растений кажутся безобидными, но их не стоит недооценивать

Популярная механика
13,5 важнейших революций 13,5 важнейших революций

Краткий обзор революций, перевернувших мир

Maxim
Открыть в приложении