Паромное сообщение в порту Кавказ сегодня приблизилось к новой поворотной точке

ЭкспертБизнес

Порт Кавказ: паромная перезагрузка

Паромное сообщение в порту Кавказ, входящем в пятерку крупнейших портов России по грузообороту, сегодня приблизилось к новой поворотной точке: порт или выпадет из маршрутной сетки лидеров паромных перевозок в стране, или сумеет занять выгодную для себя долю на этом рынке

Семен Доронин

Паром «Авангард»

До недавнего времени основным активом паромных перевозок в порту Кавказ была Керченская переправа. Однако после открытия Крымского моста грузовой и пассажирский потоки были переориентированы на него. В итоге в конце 2020 года оператор Керченской паромной переправы группа компаний «АнРуссТранс» объявила о приостановке работы паромов в Керченском проливе.

Эксперты уверены, что созданная за годы работы Керченской переправы паромная инфраструктура позволяет порту восстановить позиции в сегменте паромных перевозок Черноморского бассейна. При этом основной акцент должен быть сделан на развитие международного паромного сообщения. Интересным бизнесом могут также быть автопассажирские перевозки и круизные паромные линии.

Как это было

Основной задачей порта Кавказ исторически считалось обслуживание Керченской паромной переправы. Но в конце 1980-х из-за высокого износа паромов работа переправы была остановлена вплоть до 2004 года. Инициатором возрождения паромных перевозок через Керченский пролив стал Александр Анненков — профессиональный транспортник, экс-заместитель министра путей сообщения России. Для управления переправой и ее развития была создана ГК «АнРуссТранс», которая на собственные средства и средства частных инвесторов провела работы по реконструкции портовых сооружений и железнодорожных путей в портах Кавказ и Крым.

В самый интенсивный период работы Керченской переправы (2014–2018 годы) в порту Кавказ была сконцентрирована основная часть паромов всего Черноморского бассейна. Грузы, доставляемые паромами, составляли треть общего грузооборота самого порта. В 2015 году при общем грузообороте 30,5 млн тонн в год в порту было обработано 9,6 млн тонн паромных грузов, в 2016-м — 12 млн тонн из 33,2 млн, в 2017-м — 8,5 млн тонн из 35,4 млн (данные PortNews и «Эксперта»). А пропускная способность пассажиропотока порта составляла 4 млн человек в год.

Модернизация позволила развить и международные направления. Железнодорожные паромы «АнРуссТранс» стали ходить из порта Кавказ в порт Варна (Болгария). В 2011 году была открыта автопассажирская линия порт Кавказ — порт Зонгулдак (Турция).

Появились и другие операторы. Компания «Блэксиа Ферри Инвестиции» в 2007 году запустила регулярную железнодорожную линию Кавказ—Поти (Грузия), а в 2011-м — Кавказ—Самсун (Турция). В 2009 году болгарская судоходная компания «ВарнаФери» запустила свой паром по маршруту Варна—Кавказ.

Нужен перезапуск

Сегодня в акватории Черного моря зарегистрировано 13 паромных сервисов, из которых реально работает восемь. В основном они перевозят железнодорожные грузы. При этом три сервиса приходится на порт Кавказ. Для сравнения: на Балтике работает около 50 паромных сервисов.

Но перспективы перезапуска есть. При создании Керченской переправы в порту были заложены грандиозные возможности для транспортного хаба, в том числе для развития железнодорожного, автомобильного и грузопассажирского паромного сообщения.

«Основное преимущество порта Кавказ — погода. Порт менее всех остальных подвержен погодным изменениям, из-за которых он может быть закрыт или ограничен в работе, как это происходит, например, в портах Тамань и Новороссийск», — говорит генеральный директор компании “АнРуссТранс” Василий Анненков. Поэтому, по его словам, при дополнительном развитии инфраструктуры, в частности строительстве пункта пропуска для пассажиров, порт будет способен обрабатывать больше судов разного типа. Тем более что недавно в порту уже была расширена сортировочная станция, способная принимать большой объем грузов. И это уже совсем другой, более высокий экономический эффект.

ГК «АнРуссТранс» способна сыграть ключевую роль в развитии логистического хаба в порту. Это единственная компания, которая владеет железнодорожными подходами непосредственно к погрузочным аппарелям на причалах в порту и многолетним опытом безаварийных грузовых работ. «Инфраструктура и опыт ГК “АнРуссТранс” можно напрямую использовать при дальнейшем развитии порта Кавказ и в торговых морских сообщениях Азово-Черноморского бассейна», — прокомментировал «Эксперту» министр транспорта Краснодарского края Алексей Переверзев.

Сейчас «АнРуссТранс» продолжает работу в акватории Черного моря на международных направлениях.

«Наши суда перевозят железнодорожные вагоны и автопоезда между портом Кавказ и портом Варна. Мы рассматриваем возможность наладить паромное сообщение с Арменией, Грузией и турецкими торговыми портами», — рассказывает Василий Анненков. Он также видит точку роста в развитии сообщения с торговыми портами в Сирии и Ливии. Предстоящие восстановительные работы в Сирии и возможное восстановление контрактов России на строительство железной дороги и нефтедобычи в Ливии поставят вопрос обеспечения транспортным обслуживанием значительных объемов внешнеторговых грузов страны.

Один из вариантов оптимизации паромного сообщения в Черном море, по мнению Анненкова, состоит в партнерстве с другими транспортными компаниями. «Игрокам логистического рынка необходимо создавать партнерские судоходные компании. Мы готовы к партнерствам с крупными операторами, такими как ГК “Дело”, у которой есть морские контейнерные терминалы», — говорит Василий Анненков.

Идею партнерских отношений операторов логистического рынка в развитии паромного сообщения поддерживает и министерство транспорта Краснодарского края. «В рамках единой технологической платформы сервисов предполагается выстроить сбалансированную систему отношений между всеми участниками транспортной инфраструктуры», — говорит Алексей Переверзев.

Туристов и машины на паром

Помимо грузовых перевозок хорошей коммерческой составляющей паромного сообщения в Черном море могла бы стать перевозка автопоездов и туристов с автомобилями.

Можно постараться вернуть турецкие грузовики, которые идут на Центральную Азию и в Россию. По данным PortNews, в 2015 году из Турции черноморскими паромами было перевезено 57,8 тыс. автопоездов, в 2016-м — 38,2 тыс., а в 2017-м — всего 15,6 тыс. машин.

Что касается круизных паромных перевозок, то это направление требует отдельных усилий и инвестиций со стороны как частных инвесторов, так и государства. По оценке генерального директора Морского инженерного бюро Геннадия Егорова, в портах не развит пассажирский ро-пакс-сервис: порты не оборудованы пассажирскими терминалами со всеми удобствами, нет облегченных пограничных процедур приема судна, нет круизных автопассажирских судов и новых паромов. Для сравнения: на Балтике работает около 30 круизных паромных линий.

Над этой задачей задумываются в Росморречфлоте. Ведомство рассматривает возможность расширения порта Кавказ для создания новых автомобильно-пассажирских терминалов и пункта пропуска через госграницу в порту.

Потенциал паромного сообщения в Черноморском бассейне раскрыт далеко не полностью

Стратегический объект

Пока государство говорит о шагах в поддержку паромных перевозок, в порту Кавказ приходит в упадок инфраструктура, оставшаяся невостребованной после закрытия Керченской переправы. Обслуживать паромную инфраструктуру, включая пассажирские терминалы, становится проблематично. Это уже негативно сказывается на их состоянии.

В то же время стоит помнить, что России необходим береговой опорный пункт для оперативной доставки паромами грузов, в том числе нефтепродуктов, в случае ЧС в Черноморском регионе. И у порта Кавказ есть потенциал важного транспортного узла и стратегического транспортного объекта. Он в полной мере раскрылся с 2014 года, когда работа Керченской переправы смогла предотвратить гуманитарную катастрофу, позволив оперативно наладить обмен стратегическими грузами между Краснодарским краем и Крымом. Именно эта переправа обеспечивала бесперебойную перевозку грузов, пассажиров и автомобилей на полуостров до момента завершения строительства Крымского моста в 2018 году.

Государству стоит иметь в резерве действующий паромный терминал для перевозки накатной техники и поддерживать его развитие как южные морские ворота страны.

Фото: предоставлено пресс-службой компании «Анрусстранс»; Виталий Тимкив/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Первое фото, первое селфи, — все пионеры фотографии в одном месте Первое фото, первое селфи, — все пионеры фотографии в одном месте

По этим самым старым в своем роде снимкам легко оценить прогресс фотографии

Maxim
Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
Мурашки по коже: необычные триллеры, которые затягивают не на шутку Мурашки по коже: необычные триллеры, которые затягивают не на шутку

От этих фильмов действительно становится не по себе

Cosmopolitan
Пересекай и обогащайся Пересекай и обогащайся

Как проходят поставки табачной контрабанды из ЕАЭС в Россию

Эксперт
Самые безумные и странные традиции средних веков Самые безумные и странные традиции средних веков

Средневековые традиции, которые выходили за все рамки адекватности

Популярная механика
Как не проспать водород Как не проспать водород

Правительство надеется совершить технологический рывок

Эксперт
«Буржуа всегда знает, где находится “партия порядка”» «Буржуа всегда знает, где находится “партия порядка”»

Франсуа Бегодо: «Классовая борьба никогда не прекращается»

Эксперт
Кто является автором термина «Великая Отечественная война»? Кто является автором термина «Великая Отечественная война»?

Кем впервые было произнесено название войны, которую предстояло пройти СССР

Дилетант
Подмосковное озеро расскажет о развитии Земли Подмосковное озеро расскажет о развитии Земли

В Московской области нашли озера, которые могут иметь метеоритное происхождение

Наука и жизнь
Плащ «казак» мушкетёров короля Плащ «казак» мушкетёров короля

Одежда, по которой мы узнаём королевских мушкетёров в фильмах

Дилетант
Новые Sonata, Haval, Granta, Sentra: на что жалуются владельцы на форумах Новые Sonata, Haval, Granta, Sentra: на что жалуются владельцы на форумах

Проблемы на свежих моделях авторынка и как их решают производители

РБК
Ровно и дерзко: новый кроссовер Mazda приехал в Россию Ровно и дерзко: новый кроссовер Mazda приехал в Россию

Новая Mazda CX-30 — это, по сути, приподнятая и немного увеличенная Mazda3

Forbes
Змея, которую пригрела Диана: как выглядела та, которая увела мужа у леди Ди Змея, которую пригрела Диана: как выглядела та, которая увела мужа у леди Ди

Сравниваем стиль Камиллы Паркер-Боулз и принцессы Дианы

Cosmopolitan
Самая быстрая Lada из СССР. Тест-драйв легендарной VFTS Самая быстрая Lada из СССР. Тест-драйв легендарной VFTS

Эти «Жигули» сегодня вдохновляют новые поколения гонщиков

РБК
Молниеносный Молниеносный

Французский десерт – это особый раздел гастрономии

Вокруг света
...Бегом под парусом ...Бегом под парусом

Кубок «Америки» – 2021 и гонка бегущих яхт

Популярная механика
6 самых необычных мостов в мире 6 самых необычных мостов в мире

Такой мост мечтает заполучить любая река!

Maxim
Что посмотреть и попробовать в Адыгее. Гид «РБК Стиль» Что посмотреть и попробовать в Адыгее. Гид «РБК Стиль»

Адыгея — легко добраться, красиво, сытно и недорого

РБК
Ученые насчитали в Австралии двести миллионов инвазивных сазанов Ученые насчитали в Австралии двести миллионов инвазивных сазанов

Это первая оценка численности инвазивного вида рыб на континенте

N+1
Какаду помогли австралийцам прополоть газоны Какаду помогли австралийцам прополоть газоны

Большие желтохохлые какаду оказались отличными садовниками

N+1
Как растет мировая наука Как растет мировая наука

В XXI веке вложения в мировую науку растут быстрее, чем экономика

Эксперт
На позитиве: почему нужно есть шоколад на диете На позитиве: почему нужно есть шоколад на диете

Почему шоколад может быть полезен тем, кто желает похудеть

Cosmopolitan
Физики поставили рекорд в измерении размера альфа-частицы Физики поставили рекорд в измерении размера альфа-частицы

Для этого они провели измерение частоты 2S-2S перехода в мюонном ионе гелия

N+1
Подарок на День святого Валентина любимой девушке: 8 свежих идей от Playboy Подарок на День святого Валентина любимой девушке: 8 свежих идей от Playboy

Подборка оригинальных и креативных подарков для возлюбленной

Playboy
Операция «медиация»: как сохранить лицо во время конфликта без суда и следствия Операция «медиация»: как сохранить лицо во время конфликта без суда и следствия

Адвокат — о том, как решить конфликтные вопросы без суда

Forbes
«Без везения не обошлось. Но должно быть что-то больше, чем везение»: Юрий Мильнер о принципах, инвестициях и космосе «Без везения не обошлось. Но должно быть что-то больше, чем везение»: Юрий Мильнер о принципах, инвестициях и космосе

Главное из большого интервью Юрия Мильнера проекту «Русские норм»

VC.RU
Когда близнецы не похожи друг на друга Когда близнецы не похожи друг на друга

Почему одни близнецы похожи друг на друга, а другие нет?

Наука и жизнь
Самые интересные факты о Майкле Бэе Самые интересные факты о Майкле Бэе

Майкл Бэй подарил нам больше огня и взрывов, чем все другие вместе взятые

Maxim
Своя линия Своя линия

Учимся ухаживать за бровями, чтобы они лучше росли, были сильными и густыми

Лиза
Открыть в приложении