Заводам не хватает тетрапака
В России вторую жизнь получает только десятая часть комбинированной упаковки для напитков, хотя существующие мощности позволяют переработать в разы больше таких отходов. Причина не в сложности процесса, а в проблеме сбора тетрапака
Тетрапак давно стал именем нарицательным, хотя только на российском рынке помимо одноименной компании упаковку из ламинированного картона для соков и молочной продукции изготавливают порядка десяти организаций. Всего производится более 200 тыс. тонн упаковки в год. В России перерабатывается менее 10% тары типа «тетрапак», хотя мощности существующих заводов достаточно для утилизации 25% таких отходов.
Переработку тетрапака усложняет многокомпонентная структура этой упаковки. Чаще всего она состоит из шести слоев, хотя их число может отличаться в зависимости от производителя. Большую часть — 75% — составляет картон, около 22% приходится на полиэтилен, еще 3% — на алюминиевую фольгу. На некоторых заводах картон отделяют от полимерных и алюминиевых слоев, на других упаковку перерабатывают целиком. А конечный продукт переработки применяется при изготовлении картона, облицовке зданий, укладке асфальта и производстве канцтоваров.
Коробки и облицовочные панели
Липецкая компания «Л-Пак» исторически делала из макулатуры гофрокартон и различные изделия из него. В 2019 году она начала перерабатывать и тетрапак. Запуск цеха произошел при поддержке компании Tetra Pak: она вложила в этот проект около двух миллионов евро, закупив необходимое оборудование.
За 2020 год завод переработал 232 тыс. тонн макулатуры, а тетрапака — менее пяти тысяч тонн. При этом производительность линии по переработке упаковки из ламинированного картона составляет 12 тыс. тонн в год. В 2021 году объемы собираемого тетрапака выросли незначительно и линия по переработке этой упаковки по-прежнему была недозагружена.
Тетрапак поступает на «Л-Пак» из сортировочных центров твердых коммунальных отходов (ТКО). Кроме того, туда приходят отходы соковых и молочных заводов, например бракованная тара. По данным компании Tetra Pak, в среднем переработчикам этого вида упаковки 80% вторсырья поступает из сортировок. Еще порядка 15% сырья — это отходы молоко- и сокозаводов. На раздельный сбор мусора приходится всего 5%.
На «Л-Пак» упаковка вместе с водой в соотношении 15:75 загружается в гидроразбиватель, напоминающий стиральную машину с вертикальной загрузкой. Бумажная часть упаковки впитывает воду, набухает и разрывает слои полиэтилена и алюминия, между которыми зажата. В результате примерно за 40 минут под действием воды бумажное волокно отделяется от полиалюминиевой части. Следом волокно очищается от загрязнений и примесей и идет на производство гофроупаковки.
Смесь полиэтилена и алюминия — так называемый полиалюминий — не разделяют на составные части. Она отправляется для переработки в гранулы на завод компании «Инвестал», расположенный в Тамбовской области.
Себестоимость переработки полиалюминия на «Инвестале» в полтора-два раза превышает среднюю стоимость переработки полиэтилена высокого и низкого давления. Это более трудоемкий и многоступенчатый процесс, требующий высокотехнологичного оборудования. Для очистки полиалюминия от остатков бумажного волокна материал нужно несколько раз промыть. Необходимо также установить дополнительные системы фильтрации воды, в которой остается волокно.
Процесс переработки полиалюминиевой части упаковки на производстве «Инвестала» делится на несколько этапов. Сначала материал дополнительно сортируется, измельчается, а затем проходит четыре ступени водяной и две ступени сухой очистки. Следующий шаг — грануляция. Полиалюминий проходит через двухшнековый экструдер с двумя вакуумными зонами дегазации, лазерный самоочищающийся фильтр расплава непрерывного действия, а также каскадный экструдер с вакуумной зоной дегазации.
Продукция «Инвестала» — полиалюминиевые гранулы из упаковки тетрапак — продаются дешевле первичного сырья. «Я бы не вписался в рынок, если бы мы продавали свой материал по цене первичных полиэтиленов и полимеров», — говорит директор компании Павел Юрескул. По его словам, существует стереотип, что вторичные полимеры хуже по качеству, чем первичное сырье. Кроме того, у такого материала есть определенные ограничения: его, например, нельзя использовать в контакте с пищевой продукцией.
«Инвестал» продает гранулы компаниям, которые используют их для производства различных промышленных и потребительских товаров, например скамеек, ящиков, авторучек, сувенирной продукции. Основные клиенты — компании, производящие композитные панели с использованием этих гранул. Такая панель состоит из двух слоев алюминия, между которыми находится вторичный материал, в том числе полиалюминиевые гранулы. Панели используют для облицовки зданий.
«В Москве есть здания, которые обшиты такими панелями, просто они не подписаны и никто об этом не знает. В этом и беда, потому что всем кажется, что переработанные продукты в нашей жизни отсутствуют. Но на самом деле их довольно много, мы просто это не осознаем», — говорят в Tetra Pak.
Павел Юрескул рассказал, что его компания занимается сбором сырья вместе с «Л-Пак»: заключает контракты на покупку отходов с соковыми и молочными заводами, а также непосредственно с сортировками и ТКО-полигонами в разных российских городах, от Санкт-Петербурга до Новосибирска. По его словам, за последние два года цена на отходы тетрапака выросла вдвое. Если еще пару лет назад «Инвестал» закупал сырье по 1–1,5 рубля за килограмм, то сейчас компания готова заплатить 5–6 рублей за килограмм ламинированного картона в Москве. В других регионах это сырье продают и дешевле — за 4 рубля в Калуге и за 2 рубля в Башкирии. Соковые и молочные заводы на юге страны устанавливают цену на свои отходы на уровне 2–2,5 рубля за килограмм.
«Два года назад и даже год назад тетрапак был никому не нужен, его отдавали, лишь бы не захоранивать. Сейчас, когда наблюдается повышенный интерес и увеличились объемы переработки в нашей стране, цена доходит до 10 рублей за килограмм», — рассказал директор «Инвестала».
И это без учета транспортных расходов, а они тоже играют большую роль в бизнес-модели предприятия. Такие расходы, по словам Павла Юрескула, ложатся на «Инвестал». Компания привозит отходы в Липецк, потом закупает у «Л-Пак» полиалюминиевую смесь, отделенную от бумажной составляющей упаковки, и привозит ее на свой завод под Тамбовом.
Мощности «Инвестала» также недозагружены. «Мы готовы перерабатывать и больше. Проблема в том, что сортировки просто не хотят сортировать или хотят, но за баснословные деньги», — говорит Павел Юрескул.
При существующем оборудовании компания может переработать 1200 тонн в месяц. По факту выходит 700–800 тонн. «Если тетрапака будут собирать больше, мы просто начнем расширять производство, ставить новые линии. Потому что вся экономика процесса переработки заключается в масштабировании. Чем больше ты перерабатываешь, тем больше ты можешь заработать. На маленьких объемах очень сложно выживать», — говорят в компании.
Чем больший объем сырья «Инвесталу» предлагают купить, тем больше он готов заплатить за килограмм, и наоборот. Павел Юрескул отмечает, что может переплатить за сбор сырья, потому что эти затраты нивелируются объемами производства.
Если «Л-Пак» получал помощь от Tetra Pak при запуске линии переработки такой упаковки, то «Инвестал» наладил все процессы на свои средства. Кроме того, первичным переработчиком является липецкий завод, и в этом качестве он получает компенсацию в рамках расширенной ответственности производителя (РОП). «Инвестал» в систему РОП не включен.
«Я надеюсь, что когда-нибудь упаковку тетрапак будут рассматривать не только как составляющую макулатуры. Ведь основная загвоздка при его переработке — это как раз полиалюминиевая часть, которая загрязнена волокном», — говорит Павел Юрескул.
Минималистичное решение
Для того чтобы загрузить мощности перерабатывающих заводов, отходы тетрапака свозят из разных регионов. В России из-за большой территории это сопряжено со значительными расходами. Поэтому для удаленных регионов в кооперации с пермской компанией «Парматех» Tetra Pak разработал специальное мини-решение для переработки упаковки — линию мощностью 1500 тонн в год. Этого достаточно для крупного города. Продукцию, произведенную с использованием переработанной упаковки, также можно будет продавать, не выезжая за пределы региона.
Это производство в двухкомнатной квартире по цене двухкомнатной квартиры в Москве, шутят в Tetra Pak. Для запуска такой установки требуется в среднем 12 млн рублей и три-четыре сотрудника.
Переработка тетрапака на оборудовании «Парматеха» производится методом сухой сепарации — на аэродинамическом диспергаторе без использования воды. В результате упаковка распадается на вторичное целлюлозное волокно и полиалюминий. Целлюлозное волокно используется для производства эковаты, применяемой для изоляции и утепления в строительстве. Полиалюминий перерабатывается в полимерно-песчаные изделия — брусчатку, черепицу.
В частности, на установках «Парматеха» тетрапак перерабатывает пермская компания «Буматика». Кроме того, это оборудование установлено в Калуге и в Москве, а также за границей — в Узбекистане и Прибалтике.
В начале 2022 года оборудование «Парматеха» заработает в Новосибирске на площадке завода «Тайгер-Сибирь» — это будет первая переработка картонной упаковки для напитков за Уралом.
Проблемы переработки
В отличие от России в ряде европейских стран тетрапака перерабатывается значительно больше: в Люксембурге — около 96%, в Бельгии — 94%, в Германии — 81%. Такие высокие показатели стали возможны благодаря эффективной работе механизма РОП. В этих странах плата со стороны производителей покрывает практически все издержки на раздельный сбор отходов упаковки и ее последующей утилизации. Стимулом для раздельного сбора для граждан стали высокие тарифы на вывоз смешанных отходов.
Основная причина низкого уровня переработки тетрапака в России — нехватка самого сырья. Во-первых, граждане только начинают привыкать к раздельному сбору отходов и далеко не всегда сортируют мусор. Кроме того, такая возможность есть не во всех населенных пунктах.
Помимо этого отбирать тетрапак из массы другого мусора невыгодно самим операторам, ответственным за сбор и сортировку отходов, рассказывает Елена Вишнякова, заместитель генерального директора группы компаний «ЭкоЛайн». По ее словам, сортировка килограмма отходов в ручном или автоматическом режиме стоит порядка 10 рублей.
И если стоимость килограмма ПЭТ-бутылки составляет 50 рублей, а алюминиевых банок — до 90 рублей, то тетрапак продается в среднем по 3,5–4,5 рубля за килограмм.
«Больше 10 рублей стоит от силы 20 процентов отбираемого вторсырья, сортировка всего остального убыточна», — говорит Елена Вишнякова. По ее мнению, изменить ситуацию можно, реформировав систему РОП. «Проблему может решить расширенная ответственность производителя, которая будет выстроена таким образом, что экосбор будет идти коэффициентами не по группе товаров, а конкретно по каждой упаковке. Тогда это станет рентабельно, и я не буду говорить, что мы первый и практически единственный оператор, который отсортировывает тетрапак и передает его на переработку. Это начнут делать все, потому что это будет выгодно», — рассказала она.
О том, что систему РОП необходимо реформировать, говорит и заместитель генерального директора Лиги переработчиков макулатуры Денис Кондратьев: «Модель РОП, которая применяется в России, несостоятельна. И именно ее надо обвинять в том, что эти материалы в стране не перерабатываются. Потому что, если бизнесмены начнут их перерабатывать, они разорятся».
По его словам, переработка одной тонны тетрапака в Европе стоит порядка 100 евро. В России ставка экосбора на такие материалы — обязательного платежа государству от производителей и импортеров за утилизацию продукции — в 2021 году составляла 2378 рублей за тонну. При этом норматив утилизации составляет здесь 20%, то есть производитель вправе утилизировать или заплатить за утилизацию только пятой части выпущенной продукции. Таким образом, на переработку тонны тетрапака приходится только порядка 475 рублей, это ничтожно мало по сравнению с себестоимостью утилизации. Денис Кондратьев считает, что компаниям, занимающимся сбором и обработкой отходов, товаропроизводители должны оплачивать 100% их расходов.
Ряд переработчиков получают поддержку от товаропроизводителей через «РусПРО» — ассоциацию, которая объединяет производителей товаров широкого спроса. В нее, в том числе, входят Tetra Pak и другие производители картонной упаковки для напитков, например SIG Combibloc и Elopak. Производители перечисляют экосбор ассоциации, а она уже частично субсидирует закупку вторсырья. «Мы можем покрыть до половины закупочной цены. Таким образом, для переработчиков сырье может стать в два раза дешевле», — отмечает исполнительный директор «РусПРО» Павел Рудась. «РусПРО» также напрямую участвует в расширении технологических мощностей переработчиков. В частности, благодаря средствам РОП мощность линии на «Л-Пак» была увеличена до 12 тыс. тонн в год.
В ассоциации признали, что сортировочным комплексам не так выгодно сортировать ламинированный картон, как некоторые другие виды сырья. «Достать на сортировке из потока картонную упаковку для напитков ничуть не менее сложно, чем достать ПЭТ-бутылку. Однако ПЭТ-бутылка сейчас продается по цене свыше 20 рублей за один килограмм, а картонная упаковка — за четыре рубля. А так как количество людей на конвейере одинаковое, бизнесмен подсчитывает, в каком случае их работа принесет большую прибыль. Понятно, что он фокусируется на более доходных фракциях», — пояснили в «РусПРО».
В ассоциации отмечают, что в регулировании сферы обращения с такими отходами недавно произошли небольшие сдвиги в лучшую сторону: ламинированные картоны выделили в отдельную группу. Однако ставка экосбора на этот вид отходов пока не утверждена. «Юридическая коллизия: ламинированный картон выделен в отдельную категорию, однако ставка на него не назначена. Но когда это произойдет, станет понятно, как будет работать бизнес. Поэтому мы ждем данных от регулятора», — отметил Павел Рудась.
Но главное значение для расширения переработки картонной упаковки для напитков имеет раздельный сбор отходов. При том отдельный контейнер для сбора картонной упаковки ставить не имеет смысла: такая упаковка по своей массе составляет всего 0,6–0,8% выбрасываемых отходов, и люди начинают бросать в полупустой бак другие отходы, что показал эксперимент, проведенный в Липецке. Оптимально в российских условиях разделять отходы по четырем бакам, считают в «РусПРО». При такой системе серый контейнер предназначен для смешанных отходов, зеленый — для стекла, синий — для макулатуры, а в желтый складываются отходы пластиковой, жестяной и алюминиевой упаковки, туда же отправляется картонная упаковка для напитков. «Благодаря четырехпоточному методу, который мы сейчас развиваем в Санкт-Петербурге и в Сочи, собираемость ламинированного картона повысится в разы», — уверены в ассоциации.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl