Госкапиталист пошел в атаку
Рейтинг инвесторов в российскую экономику показал, что на фоне просадки частных инвестиций государственные компании, напротив, наращивали вложения. Это смягчило кризис, но роль госкапитала в России продолжает расти

Многое, что мы пережили в этом году, уходит корнями в прошлый, 2019-й. В течение него главными факторами, определившими инвестиционные тренды, были сделка ОПЕК+, рецессия и снижение доходов населения, а также окончание проектов первой волны ДПМ (договоров поставки мощности, крупной инвестпрограммы в энергетике). В этом году у нас провалились добыча и экспорт нефти, но причина не только в коронавирусе: еще год назад международные ограничения на добычу нефти, наложенные на российских нефтяников, вынудили их снизить инвестиции. Это логично: зачем развивать добычный бизнес, если сбыт твоей продукции ограничен? При этом частники снижали свою инвестиционную активность агрессивнее госкомпаний. Последние традиционно выступают в контрцикле, и во многом благодаря сохраняющейся активности «Газпрома» кризис в России был мягче обычного. Из нефтегазовых компаний активно наращивал вложения частный «НоваТЭК».
Окончание строек в электроэнергетике — также важный фактор инвестиционной картины 2019 года. Многие энергокомпании сокращают затраты на новое строительство. Хотя и здесь есть бизнесы, работающие против тренда, например «дочки» СУЭКа — «Сибэко» и «Кузбассэнерго». Они, напротив, инвестируют много и наращивают вложения в теплосети и модернизацию оборудования. Запуск следующего этапа ДПМ должен подстегнуть новую инвестиционную волну в электроэнергетике, но пока эта отрасль взяла паузу и больше смотрит в сторону дивидендов, нежели модернизации и обновления.
Третий важный фактор — остановка экспансии в рознице. Крупнейшие розничные сети одна за другой урезают расходы на развитие сетей. Тренд начался давно, с «Дикси» и «Ашана», а в 2019 году перекинулся и на других ритейлеров: «Леруа Мерлен», «Ленту», «Метро» и т. д. Даже лидеры рынка X5 Retail Group и «Магнит» начали сдерживать экспансию и в целом лишь сохраняют уровень своих вложений. Розничная торговля больше десятилетия активно росла и инвестировала как в новые площади, так и в поглощение конкурентов. Теперь пришла стадия возврата вложенных средств для акционеров. Забегая вперед: в 2020 году ритейл активно инвестировал в системы онлайн-продаж, но лишь в следующем рейтинге мы увидим, насколько велики были эти инвестиции и переломили ли они экономный тренд 2019 года.
Падение потребительского спроса и санкции больно ударили по автопроизводителям. Из рейтинга в этом году исчезли группа ГАЗ, «Соллерс». Некогда крупнейшая компания страны АвтоВАЗ провалилась на сотую позицию, за ней держит оборону КамАЗ. Судя по инвестициям автомобильной отрасли, похоже, мы ее потеряли. Угрожающе сокращают инвестиции «Вертолеты России», слабо выглядит «Роскосмос». Все эти компании, не инвестируя сегодня, уже в следующем десятилетии могут исчезнуть с радаров крупного бизнеса России.
Из приятных новостей — продолжающийся рост инвестиций в транспортные активы. Это развитие дорог, обновление вагонного парка, строительство метрополитена в Санкт-Петербурге и Москве, обновление аэропортовой инфраструктуры. Учитывая размеры России, ее выгодное географическое положение, транспорт, логистика и международный транзит в перспективе могут стать новым драйвером роста экономики. Конечно, они не заменят нефть и газ для бюджета, но десяток подобных индустрий (туризм, сельское хозяйство, судостроение, среднее машиностроение и т. д.) вполне могут это сделать. Им по силам диверсифицировать экономику страны и дать ей новые стимулы роста.
Еще один важный драйвер развития, судя по инвестициям, — ИТ-компании Mail.ru Group и «Яндекс». Они вкладывают миллиарды рублей в развитие своей инфраструктуры и становятся значимыми инвесторами. Однако сам по себе их бизнес не капиталоемок — это не освоение месторождения или строительство ГЭС. Для ИТ-компании основные объекты инвестиций — дата-центры и инфраструктура связи, что сравнительно недорого.
Так или иначе, сегодня лишь 20 компаний рейтинга находятся в состоянии высокой инвестиционной активности, еще 84 предприятия несут среднюю инвестнагрузку, 96 (то есть почти половина) — низкую.
Бюджет-кормилец
Инвестиционное поле в России переживает довольно сильную трансформацию в последние годы. На это влияет множество факторов — от цен на нефть и другие ресурсы до санкций, от налогов до роста или сокращения того или иного рынка. На инвестиции влияют даже такие малозначительные факторы, как возраст собственника или руководителя предприятия, а значит, и его планы на ближайшие десять-пятнадцать лет. Ведь именно с таким прицелом и делаются инвестиции в тот или иной проект.
Главный тренд прошлого года — наступление госкапитала. Если посмотреть на соотношение государственных и частных вложений, мы получим примерное понимание картины: на два рубля инвестиций госкомпании приходится один рубль частных вложений. Благодаря госкомпаниям и бюджету совокупные инвестиции по выборке в прошлом году выросли до 8,8 трлн рублей, обновив номинально исторический максимум.
Все крупные компании, наращивающие инвестиции в 2019 году, подконтрольны государству. Частный капитал, за редким исключением, предпочитал экономить. Понятно, что это реакция на сделку ОПЕК+, первый, легкий вариант которой был заключен еще в 2018 году. Он лишил нефтяников, главных инвесторов в российскую экономику, стимула к расширению своей деятельности. Кроме того, стала неочевидна и окупаемость тех или иных проектов из-за низких цен на нефть.
Провал частных инвестиций был компенсирован через государственные компании. Впрочем, они тоже вкладывали неохотно, например те же «Транснефть», «Совкомфлот», «Интер РАО», «Алроса» предпочитали экономить. Конечно, у каждой из этих компаний свой бизнесцикл, свои мотивы.
Что интересно, сильно возросла роль федерального и регионального бюджетов. В тех случаях, когда собственных ресурсов компаниям не хватало, на помощь приходило государство. Особенно это ярко видно на примере Москвы. Тут целая плеяда компаний, сильно зависящих от бюджетных дотаций, — это и «Мосгортранс», и метрополитен. Много вкладывают и московские коммунальные компании: «Мосводоканал», «Мосэнерго», МОЭСК.
Говоря о федеральном бюджете, надо упомянуть, что он сильно поддерживает РЖД, «Росатом», «Ростех», «Роскосмос». Множество компаний российского машиностроения зависят от оборонзаказа. И они могут наращивать инвестиции, только понимая, что государство либо вложится в основные средства, либо гарантирует спрос на конечную продукцию, либо то и другое. На этом фоне роль госбюджета как донора развития сильно возросла. Бюджет стал подушкой безопасности нефтяного кризиса, начавшегося пару лет назад.
Но у такой политики есть и оборотная сторона. Роль государства в экономике продолжает расти. Это, в свою очередь, создает риски, во-первых, неэффективности управления, во-вторых — коррупции. У частного капитала эффективность и самих инвестиций, и управления процессом, как правило, качественнее, о чем ниже.
Следя за инвестиционной активностью многих флагманских компаний России, можно сказать: они находятся либо в растерянности, либо в предпродажной подготовке, либо просто жестко выводят средства в пользу акционеров. Так, не первый год сокращают свои вложения «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», провалился по вложениям «Норникель». Экономия последнего на капитальных вложениях в 2020 году уже аукнулась крупнейшей экологической аварией.
Индекс инвестиций в основной капитал опережает рост ВВП

«Зеленый» хайп
Инвестиции сегодня определяют то, какова будет жизнь завтра. Инвестиционный рейтинг журнала «Эксперт» показывает, что наша страна, несмотря на мировые тренды экологизации экономики и отказа от углеводородного топлива, продолжает делать ставку на ископаемое топливо как источник будущих доходов.
И надо признать: есть вероятность, что все, что сейчас происходит в мире, — это «зеленый» хайп, а реальная экономика действительно в ближайшую сотню лет так и не сможет отказаться от нефти и газа. Ведь примитивные расчеты показывают, что среднестатистический американец потребляет 13 литров бензина в день, китаец — три, индус — один литр. Даже если через поколение энергопереход случится и американец снизит потребление до семи литров в день, индус и китаец через пару-тройку десятилетий могут потребовать свои четыре-пять литров на человека в день. Сегодня Китай потребляет около 14% мирового производства нефти, Индия — всего 4%. Если эти страны выйдут на уровень благополучия хотя бы Восточной Европы, это взорвет нефтяной рынок. Ему потребуются сотни миллионов тонн новой нефти и триллионы кубометров газа.
Но если этот прогноз не оправдается? Если энергопотребление действительно сместится к неуглеродным источникам энергии — аккумуляторному транспорту, альтернативной энергетике, водороду?
Ведь над этими идеями работают лучшие умы мира, на них идут огромные инвестиции на сотни миллиардов долларов, политики многих стран с высоких трибун объявляют об отказе от угля, нефти и газа уже при нашей жизни. Даже Китай, долго игнорировавший экологическую повестку, вдруг начал играть в «зеленые» прогнозы. Есть ли у России ответ на этот вызов? Сможет ли она через десять, двадцать лет предложить конкурентные товары и услуги «зеленому» миру?