Добро пожаловать в Россию или?..
Программа репатриации могла бы решить демографическую проблему российского государства, но пока соотечественников, мечтающих жить на родине, встречает лишь бездушный бюрократический аппарат
До начала СВО Андрей, назовем его так, был типичным представителем поколения тридцатилетних жителей столицы. Работал программистом, строил планы на жизнь и готовился приобретать для своей молодой семьи первое жилье, благо стартовый взнос на ипотеку помогли собрать родители.
Но в конце февраля 2022 года, после начала СВО, Андрей пересек российско-грузинскую границу и потратил этот самый стартовый взнос на аренду жилья в Тбилиси, Ереване и Стамбуле, а потом вдруг вспомнил, что он еврей, и уехал в Израиль.
Его жена Анастасия, оставшись в Москве с новорожденным сыном на руках, все это время собирала документы, чтобы отправиться в Израиль вслед за мужем и претендовать на гражданство как член семьи еврея. Подать документы на экстренную репатриацию она не успела, так что воссоединение семьи займет больше времени, чем планировалось.
Пока Анастасия собирает чемоданы, Андрей на остатки сбережений арендует трехкомнатную квартиру в небольшом прибрежном городке Ашдоде. Теперь они должны вместе посетить региональное отделение израильского агентства по репатриации и завершить все необходимые процедуры по оформлению документов.
В это же самое время другой тридцатилетний программист, скажем Антон, уроженец Латвии, вместе с женой и тремя детьми решил впервые в жизни приехать в Москву. Цель — осмотреться перед возможным переездом в Россию.
Антон не переживает насчет работы и не боится мобилизации: вся его семья была патриотично настроена и до СВО. Антон больше не хочет терпеть унижения в статусе «негражданина». После начала СВО жить русским в Европе, по его словам, стало просто неприятно.
У Антона нет родительских накоплений и подъемного пособия от государства, но в консульском отделе посольства России в Латвии он смог получить первичные инструкции по оформлению гражданства и надеется, что в случае, если он все же решит переехать в Россию, проблем с документами не возникнет.
Чтобы гость не передумал, его друзья в России решили не водить Антона по московским окраинам вроде Капотни и Котельников, держать его подальше от строек и рынков и ни в коем случае не упоминать миграционный центр в Сахарове, где ему, возможно, придется оформлять документы: а вдруг загуглит?
Эти две истории, если не задаваться философскими вопросами, похожи в одном: на коренное изменение жизни этих молодых людей толкнули запущенные 24 февраля 2022 года глобальные события. Им предстоит пройти примерно идентичные по смыслу процедуры по оформлению гражданства и переезду вместе с семьями. Используя те минимальные возможности, что есть под рукой.
Разница в том, что у России до сих пор нет собственной программы репатриации — по аналогии с тем, как это устроено в других странах.
Чаще репатриация организована по национальному признаку (Польша, Болгария, Венгрия), реже — по территориальному (Румыния). В Израиле вопросами репатриации занимается Министерство алии и интеграции. При правительстве создано агентство «Сохнут», которое консультирует будущих репатриантов и сопровождает процесс переселения на каждом этапе, вплоть до встречи в аэропорту. Требуется доказать еврейское происхождение (могут учитываться в том числе тесты ДНК) либо быть членом семьи еврея.
Аналогичным образом, по национальному признаку, организована программа репатриации в Германию: страна принимает этнических немцев либо их потомков. В перечне документов для тех, кто может претендовать на переселение, значится тест на знание немецкого языка не ниже уровня B1. В Израиле знать иврит при переселении закон не обязывает.
Сроки получения гражданства индивидуальны, зависят от страны, конкретной программы и могут занимать от трех месяцев (Латвия, Израиль) до двух лет (Германия). В России сроки также могут различаться, в зависимости от выбранного способа переселения. Получить гражданство по упрощенной схеме можно за три месяца, если не спотыкаться о «бумажные» процедуры, иначе срок может растянуться.
За последние годы процедура получения российского гражданства несколько упростилась, но репатрианты до сих пор вынуждены бороться с бюрократическим адом, в то время как получить заветный паспорт для гастарбайтеров, даже не владеющих русским языком, почему-то существенно проще.
Это принципиальный вопрос хотя бы в свете демографической проблемы. Россия теряла население задолго до февраля. По разным причинам. Сохраняя резерв в десятки миллионов русских и русскоязычных, которые проживают на постсоветском пространстве и в странах дальнего зарубежья.
Правовое положение многих из них после 24 февраля 2022 года резко ухудшилось. И если раньше далеко не все из этих миллионов думали вернуться на историческую родину, то теперь все больше семей меняют точку зрения. Что их ждет на этапе переезда?
Потребность в людях
По данным Росстата, численность населения России за 2022 год сократилась почти на полмиллиона человек и на данный момент составляет 146,4 млн (без учета новых регионов). К 2035 году нас (тоже без учета новых регионов) может стать меньше на 12,2 млн человек.
«Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в “пустое пространство”, судьба которого будет решаться не нами» — эти слова были произнесены Владимиром Путиным еще в 2012 году.
Уже упомянутый прогноз Росстата до 2035 года включает и «высокий» вариант, согласно которому население России не уменьшится, а даже вырастет — до 150 млн человек. Выходит, не все потеряно?
Россия на протяжении долгих лет не использовала самый очевидный вариант демографического спасения: позвать русских домой. Вместе с русскоязычными, к которым можно отнести представителей самых разных коренных народов России, и не только, этот резерв увеличивается уже до 20–30 млн человек, иногда звучат цифры и в 50 млн.
Большинство из них проживает на постсоветском пространстве. Впрочем, эти данные уже можно считать устаревшими: вместе с включением в состав России новых регионов их жителям выдавали и российские паспорта. По официальным данным, всего на новых территориях к марту 2022 года проживало около 6,12 млн человек. Количество беженцев со всей территории Украины, переехавших в Россию к февралю 2023 года, — 5,3 млн человек, включая тех, кто проживал в регионах, вошедших в состав страны после референдума.
Из стран бывшего СССР, не считая Белоруссии и Украины, наибольшее количество русскоязычных проживает в Казахстане. На 1 января 2022 года русские составляли 18,47% населения этой страны, это примерно 3,5 млн человек. Еще там живут 248 тыс. украинцев и 202 тыс. татар.
По данным Института стран СНГ за 2023 год, русская диаспора во всей Центральной Азии может насчитывать около 5 млн человек, при том что основная масса русских, в отличие от Прибалтики, покинула регион вскоре после распада СССР. Правовое положение русских и русскоязычных на постсоветских территориях год от года неуклонно ухудшается, исключение составляют разве что Армения и Приднестровье. И похоже, растет количество желающих переехать в Россию.
Например, опрос среди наших соотечественников, проведенный Институтом стран СНГ в 2021–2022 годах, показал, что среди граждан Азербайджана таковых 47%, Грузии — 77%, Киргизии — 63%. Покинуть страны Балтии при наличии возможностей изъявили желание от 31 до 43% соотечественников. Несколько лет назад их было значительно меньше.
Однако, как отмечают исследователи, растет и доля тех потенциальных эмигрантов, кто в качестве новой страны проживания выбрал бы не Россию, а какую-то другую страну.
Естественно, любые переселенцы мечтают об упрощенном получении гражданства. Но такие возможности в России обычно закрыты для тех, кто не является участником Госпрограммы переселения: она работает не во всех регионах и подразумевает наличие квот по определенным профессиям. В результате из-за бюрократических сложностей мы упускаем людей, близких нам культурно.
Растет также доля русскоязычных, которые хотят вернуться в Россию из стран Запада. Экономические, социальные и бытовые преимущества жизни в некогда «благословенных краях» перестали быть очевидными, а миграционный кризис в ЕС, ковидные репрессии и навязывание ЛГБТ-повестки заставляют задуматься о смене места жительства даже коренных жителей этих стран.
Запрос на переезд в Россию со стороны наших соотечественников в конкретных цифрах оценить сложно. Единой статистики не ведется, а ведомства оперируют разрозненной и по-разному структурированной информацией.
По словам собеседников «Эксперта», невозможно подсчитать даже точное количество русских и русскоязычных, не говоря уже о том, чтобы оценить потенциал для репатриации. Однако российские чиновники, знакомые с ситуацией на местах, заверяют: количество русских и русскоязычных, обращающихся в связанные с Россией структуры по вопросам переезда, после 24 февраля 2022 года увеличилось.
«В этом году основная масса запросов чат-бота для соотечественников была смещена на вопросы переселения в Россию, что не может не радовать» — так прокомментировал ситуацию заместитель руководителя Россотрудничества Дмитрий Поликанов.
Эту тенденцию подтверждают и общественники. Например, в Латвии за прошлый год после начала СВО около 70 тыс. человек подали заявки на переселение, рассказала «Эксперту» общественный деятель Елена Куранова. Она помогает соотечественникам по вопросам переезда из Прибалтики и не только.
Пути в Россию
Москва встретила потенциального репатрианта Антона, программиста из Латвии, и всю его семью радушно. Супруга сразу же заявила, что впервые в жизни почувствовала себя как дома. Сам Антон такого же восторга поначалу не испытал, однако позже признался: появилось непривычное ощущение, когда ты везде можешь зайти и не будешь чувствовать себя чужим. В Латвии же, по его словам, много мест, где собираются исключительно латыши, и русским там не рады.
Странное чувство, если ты родился и вырос в этой стране.
«Знаешь, я ведь до последнего надеялся, что Россия вернется и заберет нас к себе вместе с городами, которые строили в том числе мои родители. Но сейчас к нам отношение как к оккупантам», — рассказывает Антон.
Сейчас он ищет информацию о том, как вернуться на историческую родину. Существует обширный перечень условий для приобретения российского гражданства по упрощенной схеме. В их числе:
— участие в Госпрограмме по переселению соотечественников;
— получение статуса носителя русского языка;
— заключение контракта о прохождении военной службы;
— наличие гражданства ДНР, ЛНР, Украины, Белоруссии, Казахстана или Молдавии;
— профессия репатрианта входит в специальный перечень квалифицированных специалистов;
— соискатель имеет хотя бы одного родителя — гражданина России, проживающего на ее территории.
Как гражданин Латвии, Антон может переехать по упрощенной схеме по так называемому соглашению: родственники в России берут на себя поручительство за переселенца и обязуются предоставить ему регистрацию.
Если потенциальный переселенец не может рассчитывать ни на один из вариантов упрощенного получения гражданства, ему предстоит пройти процедуру на общих основаниях. Это можно сделать после пяти лет проживания на территории России при условии получения вида на жительство. Срок может быть уменьшен до года, если человека признают беженцем, предоставят ему политическое убежище либо если он обладает определенной профессиональной квалификацией или имеет выдающиеся достижения в науке, культуре или технике.
Кроме того, президент России обладает правом в гуманитарных целях через собственные указы определять категории иностранных граждан, которые могут получить гражданство по упрощенной схеме.
Казалось бы, возможностей много: пакуй чемоданы да приезжай.
Помехи переселению
Первое, с чем сталкивается потенциальный репатриант, — отсутствие единой информации о возможностях по переселению и некомпетентность отдельных сотрудников консульств, рассказала «Эксперту» Елена Куранова. Восемь лет назад ее семья переехала в Россию по Госпрограмме переселения соотечественников. Теперь она помогает таким же семьям и ведет в соцсетях группы для желающих репатриироваться в Россию.
«Люди на местах вставляют палки в колеса. Нельзя дозвониться, зачастую предоставляется информация совершенно неверная. Могут грубить, хамить. Я не могу понять, почему такой непрофессионализм со стороны сотрудников, Прибалтика ли это, Канада или Англия», — говорит Куранова.
Когда ее семья переезжала, им в открытую было сказано: может, не будете брать гражданство России, вдруг вернетесь? И такое, по словам Курановой, говорили многим репатриантам: «После такого люди десять раз подумают, а нужно ли переезжать?»
Еще одна сложность, по словам Курановой, — отсутствие унифицированных правил переезда, даже если речь идет о Госпрограмме переселения. В каждом регионе свои требования, вплоть до разных образцов для оформления заявлений.
Кроме того, правила могут отличаться и у разных ведомств. На сайте МВД, МИД или местной администрации будет написано одно, а на границе, уже при встрече с таможенниками, репатриант обнаружит совершенно иное.
Главная проблема для возвращенцев — бюрократия. Она приводит к тому, что люди путаются, вынуждены постоянно переписывать документы, проводят долгие часы в очередях, а затем происходит самое страшное: истекают сроки действия тех или иных справок, за которыми приходится возвращаться в страну исхода, тратя деньги и время. И все начинать заново.
Впрочем, даже квалифицированные юристы с большим опытом хождения по инстанциям, к которым обращаются репатрианты, сталкиваются со сложностями при, казалось бы, прозрачной процедуре подачи документов.
«Например, на пункт анкеты “вероисповедание” люди пишут: “православный” или “православие”. Им отказывают и отправляют в начало очереди. Надо писать “православное вероисповедание”. Ну какая разница? — негодует Куранова. — Такое ощущение, что их подталкивают пойти к тем, кто платно все сделает, и не важно, как это в итоге будет написано, главное — заплатить».
Граждане Белоруссии в теории подпадают под упрощенное получение гражданства. Но для Галины, интеллигентного вида женщины средних лет, процесс получения не выглядит столь простым, судя по выражению ее лица после выхода из миграционного центра в Сахарове.
«Упрощенной формой это никак назвать нельзя. То буква им не так, то еще что-то, — сокрушается женщина. — Почему нельзя сразу все ошибки указать? В первый раз мне сказали, что все хорошо, но я потом вносила изменения в анкету. Там, внутри, деньги идут только так: каждую страничку перепечатать — пятьдесят рублей».
Еще одна наша респондентка решила не рисковать и сразу обратилась в фирму, помогающую оформить все документы: «Денег берут не скажу, что много, но это того стоит. Мы идем по упрощенке, как граждане Молдавии. Занимаемся процессом год, вид на жительство уже получили, теперь будем подавать на гражданство», — рассказала она.
В чем-то, несмотря на очевидно позитивные изменения в законодательстве, ситуация стала даже хуже, говорит Куранова. «Раньше можно было получить компенсацию за оплату провоза личного имущества, таможенных сборов и налогов за 50 килограммов личных вещей на человека, теперь всего за 25. Раньше можно было ездить несколько раз, постепенно перевозя вещи, теперь — за один раз, это неудобно и сложно».
Самая большая проблема на данный момент, по ее словам, — ввоз денег в Россию: из-за санкций ЕС запрещено вывозить наличные евро, переводы между странами не работают. К тому же в случае, если что-то вдруг забыл, вернуться в Прибалтику после получения российского гражданства будет проблематично: при получении визы в ту же Латвию, уже как гражданина России, придется отвечать на унизительные вопросы и рассказывать, чей Крым.
Госпрограмма: что с ней не так?
Флагманская программа по переселению соотечественников была запущена еще в 2006 году. Согласно официальной статистике, за годы существования ею воспользовалось более 1 млн 100 тыс. человек. Кстати, по данным МВД, с начала 2022-го до начала 2023 года в Россию переехали свыше 80 тыс. человек. Власти ожидают, что в ближайшие три года в страну переедут еще 150 тыс. Немного.
На бумаге все красиво: стимулирование переезда квалифицированных специалистов под конкретные нужды регионов, подъемные пособия, компенсация расходов на переезд, упрощенное оформление документов.
Безусловно, будучи одним из рабочих инструментов для переезда в Россию (а также, по оценке собеседников «Эксперта», — одним из самых быстрых), Госпрограмма имеет ряд существенных недостатков, устарела и не может качественным образом решить задачи репатриации.
«Как вы считаете, является ли привлекательным для человека, который живет где-нибудь в Европе или в Азии и собирается перебраться в Россию, перестроить жизнь, семью перевезти и так далее, услышать: “Вы становитесь членом программы содействия вашему добровольному переселению и получите от российского государства целых 20 тысяч рублей”»? — задается риторическим вопросом депутат Константин Затулин, заместитель председателя комитета Государственной думы по делам СНГ.
Как рассказал «Эксперту» Затулин, с определенных пор выплаты потенциальным репатриантам были переложены на тощие бюджеты и без того дотационных регионов, при том, что далеко не все регионы участвуют в Госпрограмме.
«Это не репатриация, это программа оргпрофнабора, — продолжает Затулин. — К примеру, соотечественник хочет переехать в Россию, в Пермский край. Краю выделили средства, его заставляют, а он не хочет. И регион тогда говорит: раз так, тогда я буду решать, давать квоту или не давать. Приходит переселенец, допустим, 59 лет. А ему отвечают: вы через год уже все, вы не нужны нам как трудовой ресурс. Или профессия у него — водитель. А ему говорят: нам нужны не водители, а гинекологи. Вот были бы вы гинекологом — мы бы вас переселили».
Несмотря на недостатки, для граждан Прибалтики Госпрограмма переселения — самый быстрый способ получить российское гражданство, добавляет Елена Куранова. В ее практике самый короткий срок от момента подачи документов до получения паспорта составил семь месяцев, однако сейчас, по ее словам, многие требования упростили.
Слово на букву «С»
Другая проблема — отсутствие четкого юридического определения, кого именно стоит считать соотечественником.
По закону претендовать на упрощенное получение гражданства (в том числе через статус носителя русского языка) имеют право те, кто жил в СССР или в Российской империи, но в границах нынешней России (либо жили их предки). Это правило отсекает огромное количество людей, например потомков семиреченских казаков. Они проживают на юговостоке Казахстана и на севере Киргизии с XIX века, и, согласно нынешним законам, не подпадают под территориальный принцип, а значит, считаются иностранцами и на упрощенное получение гражданства претендовать не могут.
В то же время в последние годы по Госпрограмме переселения стали массово получать гражданство люди, которых соотечественниками назвать, казалось бы, сложно.
Например, в Калужской области к 2022 году доля представителей славянских народов среди переселенцев снизилась до 17%. Некоторые из «соотечественников» на камеру не смогли связно ответить пришедшему с инспекцией в миграционный центр губернатору, каким образом они получили сертификаты о владении русским языком.
В феврале 2022 года глава Калужской области Владислав Шапша заявил о выходе региона из Госпрограммы.
Попытки определить четкие правила и привязать статус репатрианта не к территориальному, а к национальному признаку пока ни к чему не привели. Например, внесенные на рассмотрение в Госдуму Константином Затулиным законодательные инициативы о соотечественниках и о том, кого следует под ними понимать, были отклонены.
Как рассказал «Эксперту» член СПЧ, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, целый ряд ведомств, несмотря на четкий посыл сверху, сопротивляется принятию единого закона о репатриации, каждое по своим причинам.
«Все очень просто: все наши коренные народы были описаны еще во времена СССР. Кого считать соотечественниками? Те или иные народы, которые зафиксированы на территории Российской Федерации и проживали в СССР до его развала. Есть люди, которые этнически не русские, но поддерживают русскую культуру и публично заявляют об этом. Есть такой механизм, как указ президента, можно спокойно такие группы запускать без проблем, у нас ряд культурных деятелей или спортсменов были допущены к этой процедуре, и это правильно», — добавляет Кабанов.
По его словам, МИД традиционно стоит на позиции максимального расширения понятия «соотечественники», а бизнесу вообще наплевать, люди каких культур будут у них работать.
«У нас есть квота переселения. По этой квоте идет таджик или узбек. Он платит? Платит, цены известны. Приезжает русский, у него вообще проблем быть не должно. Но они есть. Потому что он платить не будет, — считает Кабанов. — На мигрантах делают деньги: кто от налогов уходит, кто на них зарабатывает. Когда есть лазейка в законе — появляются люди, которые вокруг нее выстраивают целую систему».
Не то окно
«В государственном бюджете Российской Федерации вопрос финансирования расходов на миграцию знаете где находится? — говорит Константин Затулин. — В разделе “Борьба с преступностью”. Часть этого раздела — это расходы на Государственную программу добровольного переселения».
По мнению Затулина, бессмысленно ожидать положительного результата от миграции, если этим изначально занимается ненадлежащее ведомство: «В любом государстве такая большая сложносочиненная проблема, как миграция или ее частный вид, репатриация, должна надлежащим образом быть поставлена в рамках государства. Должны быть механизмы ее реализации. У нас механизм сложился явочным путем, и он не выдерживает никакой критики. Вся работа раздроблена, распределена между ведомствами».
«Исторически сложилось, что миграционная система в России с советских времен является контрольной, или ограничивающей, это не услуга по отношению к будущим гражданам», — рассказывает Виталий Лейбин, редактор отдела науки и технологий журнала «Эксперт» и бывший главный редактор журнала «Русский репортер».
Лейбин, будучи уроженцем Донецка, получив в России образование и много лет проработав в российских СМИ, сам столкнулся с бездушной бюрократией, а его путь к обретению гражданства России занял больше десяти лет. Сейчас, по его словам, стало значительно лучше, однако принцип остался тот же: МВД в силу вполне объективных причин не свойственна гуманитарная функция, что во многом и создает проблемы для репатриантов.
«Россия не смогла настроить систему репатриации своих соотечественников. Полицейское мышление “не пущать” было важнее, чем основы государственной политики, — говорит Лейбин. — В случаях, когда стратегически важно было помочь людям, например бежавшим с Украины с началом войны в Донбассе, все было организовано из рук вон плохо, совсем не так, как в свое время в той же Абхазии или Южной Осетии».
Надо отдать должное МВД: о проблемах, с которыми сталкиваются соотечественники, в ведомстве знают и стараются максимально реагировать на обращения общественников. В качестве примера можно привести совместный проект телеканала RT и МВД под названием «Не один на один».
Проект существует пять лет, за это время команда помогла с оформлением гражданства 270 людям, застрявшим в бюрократических шестеренках. Ежегодно МВД получает 100 тыс. заявлений с просьбами о помощи, заявила начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова.
«Если количество обращений по тому или иному направлению деятельности увеличивается и проблемы нужно решать точечно, это говорит о том, что в законодательстве не все хорошо. Поэтому мы меняем законы, исходя из таких запросов. Много было обращений, связанных с административными процедурами, которые были слишком проблематичны для граждан», — признала Казакова в интервью, посвященном пятилетию проекта.
Репатриация: как могло бы быть?
Кстати, в конце мая этого года именно МВД России представило проект закона о создании в России института репатриации. Речь идет главным образом о поправках к Госпрограмме переселения соотечественников. Из новшеств — в законодательстве наконец-то впервые звучат слова «репатриация» и «соотечественник».
По мнению Кирилла Кабанова, с одной стороны, в проекте документа вроде бы все по сути правильно и даже предложены некоторые механизмы поддержки, но категорически напрягает отсылка к проживанию в СССР. «Мы продолжаем настаивать на том, что не должно быть ни малейшей лазейки для желающих в упрощенном порядке получить российское гражданство (ради того, что к нему “прилагается”), людей, не являющихся по сути, духу, культуре и традициям нашими соотечественниками».
В последнее время проблему репатриации обсуждают часто, в том числе на самых высоких уровнях. О необходимости навести порядок в сфере миграции говорят представители самых разных ведомств. Стоит ожидать дальнейшего совершенствования законодательства, однако без разделения миграционных потоков многие из нынешних проблем так и останутся нерешенными.
«Нам говорят: нельзя называть русских русскими, это фашизм, вы тут национализм раздуваете, — говорит Кирилл Кабанов. — Но как сейчас без здорового русского национализма победить? Никак». По мнению Константина Затулина, это принципиальный вопрос, который упирается в более глубокие вещи, например в то, что слова «русский» вообще до недавних пор не было в Конституции. В результате принятых в 2020 году поправок к Конституции определение появилось, но применительно к языку. Точно так же никто не понимает, что такое «соотечественник». «Так было бы и правда понятнее. Было бы понятно, кто русский, кого считать соотечественниками, кто другие наши народы», — заключает Затулин.
В то же время Виталий Лейбин считает, что разделять по национальному признаку вовсе не обязательно, поскольку проблема не в этом. «Хорошая политика состоит в том, чтобы всех людей русской культуры и тех, у кого родители русской культуры, максимально принимать. Но принимать не через стройки, бандитов или рынки, а через школы и университеты».
По мнению Лейбина, эффективно регулировать миграцию стоит не столько запретами, сколько деньгами. Например, через принудительное улучшение условий труда на стройках и там, где концентрируется дешевая рабочая сила, сделать такие рабочие места действительно конкурентными.
Кажется, что описать все возможные группы репатриантов в одном законе очень сложно. Если идти по пути ограничений, то вместе с мигрантами есть шанс отсечь иностранцев из других стран, разделяющих наши ценности и мечтающих переехать в Россию.
Однако, как добавляет Кабанов, для этих целей прекрасно подходит механизм президентских указов. Если того требует ситуация, вопрос о гражданстве очень быстро решается, как, например, это было сделано в отношении жителей Донбасса, а затем и Украины.
Возвращение соотечественников — вопрос не экономики, а политики. Основная функция, которую должно выполнять ведомство, отвечающее за репатриацию, — гуманитарная. Именно так это устроено в Израиле или в Германии, а агентства, занимающиеся этими вопросами, считаются одними из самых мощных и влиятельных, говорит Лейбин.
В то же время никто не собирается исключать МВД из миграционных процессов, добавляет Константин Затулин. МВД не в силах справиться с миграцией как с социально-политическим явлением, оно же не отвечает за внешнюю политику. Задача МВД — охрана порядка, вопросы безопасности. Пусть их и решают. А для решения задач репатриации необходимо создать отдельное министерство.
Последние изменения в мире и претензии России на место одного из центров формирующегося многополярного мира не позволяют и дальше откладывать коренное решение проблемы репатриации. «Нам нужно это делать, учитывая, что могут начаться гонения на славянские народы, — говорит Кабанов. — Для того чтобы быть носителем славянской идеи, мы должны показывать свое желание и свои стратегические возможности».
Принимая во внимание демографические проблемы, вопрос привлечения людей — один из ключевых для России. Именно поэтому так важно продемонстрировать бережное и уважительное отношение к тем, кого Россия считает своими. Если мы столь пренебрежительно относимся к своим же, что мы сможем предложить миру?
Вместо послесловия
Антон из Латвии все же готовится к переезду в Россию, но пока вернулся на родину, дав себе год на подготовку, чтобы уж наверняка. Супруга его поддержала, а дети против, ведь в Латвии останутся друзья, для подростков это целая жизнь. Зато в России они не будут людьми второго сорта, считает Антон. Сейчас для него главная проблема даже не гражданство, а сам переезд: предстоит переправить в Россию имущество, деньги, автомобиль. Как именно это организовать — у Антона пока нет понимания, но он надеется, что за год разберется.
Андрей, который уехал в Израиль, все-таки воссоединился с женой и сыном, которого не видел больше года. Они уже подали на гражданство и рассчитывают в скором времени начать получать государственные пособия. Работу Андрей нашел удаленно.
Впереди у Андрея с женой и сыном бюрократические процедуры и возможность какое-то время пожить спокойно — до очередных глобальных изменений, которые, возможно, вновь вынудят собирать чемоданы.
Фото: Петр Ковалев/ТАСС, Михаил Терещенко/ТАСС, Елена Кондратьева/ТАСС, Александр Река/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl