Финальный аккорд балканской трагедии
Запад принуждает Сербию к полной капитуляции по «косовскому вопросу» и тем самым в очередной раз самостоятельно аннулирует собственные дипломатические договоренности

На севере Косова — территории, где преимущественно проживают сербы, — опять неспокойно. С начала декабря жители края протестуют против политики властей Приштины, которые, с их точки зрения, идут вразрез с интересами сербского меньшинства. Местные жители требуют отменить указ о переводе сербских автомобильных номерных знаков на косовские образцы, а также наконец признать их автономные права в своем регионе.
Движение автотранспорта на магистральных улицах заблокировано: местные сербы отказываются расходиться до тех пор, пока власти отколовшегося от Сербии региона не прислушаются к их требованиям. В ответ на это косовские власти ввели в регион спецназ и закрыли сухопутную связь города Косовска-Митровица, где с 2008 года фактически функционирует автономная от Приштины администрация, с Центральной Сербией.
Между албанскими силами правопорядка и сербами постоянно происходят столкновения, а расквартированные в регионе натовские миротворцы KFOR, как обычно, закрывают на все глаза. В итоге 14 декабря косоварам удалось силой захватить власть в Косовской Митровице — де-факто столице сербской части Косова, — избрав председателем городского совета этнического албанца Неджата Углянина. В тот же день на заседании местного парламента 15 из 17 депутатов под охраной косовской полиции приняли присягу властям в Приштине. Практически все они албанцы.
Эта силовая акция косоваров стала беспрецедентной: еще ни одному косовскому руководителю не удавалось утвердить власть этнических албанцев в сербских муниципалитетах. Такая узурпация власти Приштиной грубо нарушает все договоренности с Белградом и фактически перечеркивает всю переговорную повестку, накаляя обстановку в регионе до взрывоопасного состояния.
«Балканский Донбасс»
Такого рода столкновения сербов с косовскими властями, конечно, не новое явление. Другое дело, что все более жесткий характер они стали приобретать именно в этом году: увязка этих инцидентов с российской СВО на Украине напрашивается сама собой.
Ведь Сербия так и осталась единственной страной в Европе, которая не поддержала санкции против Москвы и продолжает придерживаться линии, которую она выбрала еще в 2014 году. И к тому же стремится придерживаться прежней линии многовекторности, несмотря на то что интеграция в ЕС для нее не имеет альтернативы.
Это прекрасно понимают в Брюсселе. И конечно, сознательно разыгрывают карту Косова, чтобы еще сильнее надавить на Сербию. Европейским чиновникам нужно не только заставить страну окончательно признать приштинские власти, легитимировав тем самым итоги югославской войны, но и принудить ее встать на «правильную сторону истории».
И для этих целей, как оказалось, не жалко пожертвовать даже теми договоренностями, которые были достигнуты под кураторством ЕС почти десять лет назад. Тот факт, что 15 декабря Косово официально подало заявку на членство в ЕС, несмотря на запрет делать это до полного урегулирования всех вопросов с Сербией, означает, что Брюссель дал Приштине отмашку на установление полного суверенитета над всей территорией частично признанного государства.
Трудно не увидеть в этих событиях параллелей с донбасским вопросом. В обоих случаях достигнутые при посредничестве европейских стран договоренности соблюдать на самом деле никто не хотел. А права местного населения оказались просто принесены в жертву геополитической конъюнктуре, несмотря на все заявления об обратном. Однако если за Донбасс в итоге решилась заступиться Россия, то Сербии такой помощи ждать неоткуда.

Эпопея с автомобильными номерами
Очередной этап албано-сербского противостояния в Косове начался еще летом этого года. Поводом для насилия тогда стало решение властей республики о замене сербских номерных знаков на транспортных средствах на косовские образцы. В противном случае Приштина угрожала с 1 августа запретить въезд на свою территорию граждан, отказывающихся перерегистрироваться.
Этот указ закономерно вызвал волну возмущения на севере региона. С точки зрения сербов, такая замена была бы равносильна косвенному признанию независимости отколовшегося края. К тому же сам Белград не признает автомобильные номера, выданные косовскими властями. Поэтому перерегистрация автотранспорта обернулась бы головной болью примерно для 50 тысяч косовских сербов: у многих из них остались родственники или деловые связи на севере.
Тогда после серии двусторонних переговоров Белграда и Приштины при посредничестве Запада кризис удалось заморозить. Стороны, впрочем, договорились лишь о том, чтобы отложить исполнение указа до 1 ноября, оставив решение других, не менее болезных вопросов на потом.
К дате окончания этой отсрочки западные дипломаты убеждали косовского премьера Альбина Курти продлить мораторий еще на 10 месяцев, но Приштина одобрила отсрочку лишь частично. В итоге если с 1 по 21 ноября полиция лишь выносила предупреждения водителям автотранспорта с сербскими номерами, то к концу месяца их начали штрафовать на 150 евро. А с 21 апреля следующего года косовская полиция и вовсе угрожала начать конфискацию автомобилей с сербскими знаками.
Переговоры между президентом Республики Сербия Александром Вучичем и косовским премьером Курти под эгидой ЕС 22 ноября окончились провалом. А два дня спустя стороны лишь договорились отложить этот вопрос до 2023 года. До тех пор Белград согласился не выдавать сербские номера косовским жителям, а Приштина — полгода не вводить санкции против тех, кто их уже имеет. Однако и это компромиссное соглашение не удовлетворило сербское меньшинство.