Актер и педагог

Владимиру Канухину — 30. Но когда говоришь с ним, ощущение, что беседуешь с мудрецом — человеком другого времени. В конце интервью он и вовсе на какое-то мое утверждение ответил: «Вот и умница, что так думаешь». И хотя я старше Вовы на половину жизни, мысленно подала ему свой «виртуальный» дневник — чтобы выставил мне пятерку, которую при случае покажу маме: она обожает его Виталия Окорокова из сериала «Комбинация»... Кстати, за эту роль Владимир был номинирован на премию АПКиТ. О гигиене в профессии, ответственности перед аудиторией и способности сохранять в себе ребенка — в интервью актера и педагога Владимира Канухина.
Вова, в интернете информация о тебе разнится: по одним источникам, ты родился в Жостово (Московская область), а где-то пишут, что чуть ли не в канадском Квебеке. Что из этого правда?
Я родился в маленьком поселке Жостово, который находится недалеко от Мытищ и славится своими фирменными подносами. Очень горжусь этим местом. Представь, что ты живешь в маленьком сообществе, где все друг про друга всё знают, Новый год все вместе встречают на площади... Фольклорная культура во мне тоже отсюда — я окончил музыкальную школу по классу гуслей... Ну и впитал в себя это тихое спокойствие, размеренность, общность. Жостово — мое место силы. Начиная с апреля мы с мамой ходим по грибы, я знаю, где растут ягоды — там, где болото. Я туда возвращаюсь — и наполняюсь силами.
Ты достаточно долго искал себя, поступая в театральное, с чем это было связано?
Я не себя, а своего Мастера искал. Пока не встретил Дмитрия Владимировича Брусникина — человека, у которого захотел учиться, который мне смог дать не только профессиональные навыки (которые очень важны), но и научить важному человеческому. Я поступал в разные вузы, везде был третий тур. У меня был выбор: ГИТИС, Щукинское училище и Школа-студия МХАТ. И вот Дмитрий Владимирович, когда я только еще поступал, уже окружил нас всех своей заботой, оберегал...
В чем это выражалось?
Я помню, он собрал всех абитуриентов в кабинете и сказал: «Дорогие друзья, я знаю, что вы находитесь и в других театральных институтах на конкурсах, поэтому Школа-студия будет до последнего тянуть, чтобы каждый абитуриент нам показался». И еще он произнес очень правильную фразу, которая помогла сбросить зажим: «Мы нуждаемся в вас, так же как и вы — в нас». В этот момент я почувствовал себя нужным, интересным для этого человека. Один из последних этапов при поступлении — коллоквиум, а Дмитрий Владимирович немножко поменял суть задания. Он попросил рассказать историю про себя. Я сочинил сказку про мальчика и чайку. И эта чайка была мечтой для мальчика, к которой он стремился и которую хотел заполучить. Брусникина очень удивил такой выбор повествования, именно форма.
Ты себя чувствуешь сказочным героем?
Мне так проще было рассказать о себе. Я окончил педагогический колледж с красным дипломом. Моей первоначальной задачей было воспитывать, развивать и обучать детей, но важно и самому остаться ребенком, чтобы понять и принять их, научиться сопереживать каждому. Наверное, с этим чистым и светлым детским сознанием я и стал поступать в театральный институт.
Очевидно, ты и педагога себе такого выбирал.
Да, именно так. Он был педагогом, который реально заботился о своих студентах. После каждого курса у нас были небольшие собеседования, где Мастер подводил промежуточные итоги работы. Признаюсь, я брал с собой диктофон на эти встречи. Я вообще почти не дышал и не слышал, что он мне говорил в моменте, а просто находился в состоянии какого-то бесконечного счастья, потом уже выходил и переслушивал сказанное. Такое было состояние хорошего аффекта. Мне было очень важно ничего не упустить, ничего не потерять в общении с ним. К сожалению, Дмитрия Владимировича с нами нет, но его уроки и пожелания навсегда сохранились, его живой голос у меня в диктофоне. А еще он был очень большим педагогом. Договаривался, например, о проходках на премьеры для всего курса — воспитывал у нас культуру и вкус. Одной из самых ярких историй для нас стала поездка по Транссибирской магистрали: от Москвы до Владивостока, семь дней туда, семь дней обратно (итогом этой поездки стал спектакль «Транссиб». — Прим. ОK!). Это была мечта Дмитрия Владимировича, он собрал огромную команду, с нами ездило несколько операторов от Марины Разбежкиной. Он взял не только нас, но и предыдущий курс, нас было где-то 70 человек. Воспоминания об этой поездке — огромный подарок. Он возил нас в различные деревни, чтобы мы знакомились с культурой тех мест, впитывали традиции, говор...