Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента

В старейшем национальном театре – Александринке – в прошлом году произошли одни из самых существенных за последние годы изменений. В июле 2024 г. Валерий Фокин, занимавший последние 37 лет пост художественного руководителя театра, стал его президентом. Новым худруком был назначен режиссер Никита Кобелев. Также у Александринки сменился директор – эту должность получил генпродюсер Новой сцены театра Александр Малич.
В новом сезоне Александринский театр уже выпустил три громкие премьеры – «Мать. Горькая пьеса» Константина Богомолова, «Иов» Валерия Фокина, «На дне» Никиты Кобелева. И, как анонсирует Малич, это далеко не все значимые события. Зрителей ждут как минимум «Обломов» Андрея Прикотенко и «Лапшин» Елены Павловой. Также 2025 г. театр объявил Годом молодой режиссуры и запустил цикл режиссерских лабораторий.
В интервью «Ведомостям» Малич рассказывает о том, как создать плавильный котел для разных жанров, форм и гармонично интегрировать современные технологии, подходы в театральное искусство.
«Театр очень инерционная структура»
– Александр, вы заняли пост директора Александринского театра всего полгода назад. В этом новом статусе что-то изменилось в вашем восприятии театра? Стало ли что-то неожиданностью?
– Как говорят старшие коллеги, когда получаешь историческую должность, секретов с каждым днем открывается все больше. Во-первых, изменилось мое представление о времени. Я обнаружил, что могу его «раздвигать» – выполнять больше задач за ту же единицу времени. А во-вторых, знаете, когда что-то происходит, первая реакция – это удивление, но за полгода я научился эту стадию исключать. (Улыбается.) Сейчас, пока мне проговаривают, что чтото случилось, я уже думаю, что предпринять.
Формат моей работы в принципе изменился. Творческими проектами я сейчас практически не занимаюсь – только курирую. Что касается всего остального, какие-то задачи стараюсь делегировать. Это не так просто: кадровый голод ощущается повсеместно – театр не исключение. Но нам удалось собрать, как мне хочется верить, идеальную команду – кого-то найти, кого-то переманить. Никуда от этого не денешься в нынешних реалиях. И сегодня все стабильно работает, что особенно важно в ситуации многозадачности: постоянно возникают проблемы, связанные с отсутствием иностранного оборудования и необходимостью его замены на отечественные аналоги, повышением цен, сложной логистикой привоза декораций и т. д. и т. п.
Театр очень инерционная структура. Это огромный линкор. И даже если ты повернул штурвал, то только месяца через два увидишь отклонение по румпелю. А может, не увидишь вовсе. Поэтому я научился доверять своей команде и своим ощущениям. Моя принципиальная позиция – на работу нужно брать людей, которые умнее, сильнее и сложнее, чем ты. Да, ими управлять сложнее, но результат того стоит.
– Расскажите, как в принципе устроено управление Александринкой?
– У театра есть президент – Валерий Владимирович Фокин. Он осуществляет представительские функции, бесконечно много помогает и подсказывает и мне, и худруку Никите Кобелеву. Валерий Владимирович вместе с Никитой следит за художественной частью, в которую я практически не вмешиваюсь. Я отвечаю за решение административных, хозяйственных вопросов и за маркетинг. Псковским филиалом Александринского театра руководит Дмитрий Месхиев. Он является и художественным руководителем, и директором театра, но все самое важное, естественно, согласовывается с нами. Поскольку именно мы отвечаем перед Министерством культуры за весь театр, в том числе и за филиал.
– Из чего складывается экономика театра?
– Общий бюджет Александринского театра в 2024 г. составил 1,4 млрд руб. Существует госзадание – определенное количество премьер, которое обеспечивает государственная субсидия. В этом году она немного увеличилась, но давайте смотреть по 2024 г. – это около 800 млн руб. в год. Остальное – около 60% – доходы самого театра: порядка 37% бюджета – билетная выручка, 15% – партнерские мероприятия, аренда. Оставшиеся 8% – спонсорские деньги, и это та часть бюджета, которую мы всеми силами стараемся увеличить. Александринка постоянно находится в поиске спонсорских денег и взаимодействии с различными структурами, которым интересно вкладываться в театр.
– Какая самая большая статья расходов театра?
– Фонд оплаты труда. А также мелкие платежи – на реквизит, на чтото нужное прямо «здесь и сейчас». Я бы определил эту статью расходов как самую тревожную. Когда нужно по чуть-чуть, ты все время по чуть-чуть тратишь, а потом смотришь – за полгода набежала астрономическая сумма.