В Александринке в прошлом году произошли одни из самых существенных изменений

ВедомостиКультура

Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента

Наталья Витвицкая
пт. 28.03.2025

Фото: Ася Минеева

В старейшем национальном театре – Александринке – в прошлом году произошли одни из самых существенных за последние годы изменений. В июле 2024 г. Валерий Фокин, занимавший последние 37 лет пост художественного руководителя театра, стал его президентом. Новым худруком был назначен режиссер Никита Кобелев. Также у Александринки сменился директор – эту должность получил генпродюсер Новой сцены театра Александр Малич.

В новом сезоне Александринский театр уже выпустил три громкие премьеры – «Мать. Горькая пьеса» Константина Богомолова, «Иов» Валерия Фокина, «На дне» Никиты Кобелева. И, как анонсирует Малич, это далеко не все значимые события. Зрителей ждут как минимум «Обломов» Андрея Прикотенко и «Лапшин» Елены Павловой. Также 2025 г. театр объявил Годом молодой режиссуры и запустил цикл режиссерских лабораторий.

В интервью «Ведомостям» Малич рассказывает о том, как создать плавильный котел для разных жанров, форм и гармонично интегрировать современные технологии, подходы в театральное искусство.

«Театр очень инерционная структура»

– Александр, вы заняли пост директора Александринского театра всего полгода назад. В этом новом статусе что-то изменилось в вашем восприятии театра? Стало ли что-то неожиданностью?

– Как говорят старшие коллеги, когда получаешь историческую должность, секретов с каждым днем открывается все больше. Во-первых, изменилось мое представление о времени. Я обнаружил, что могу его «раздвигать» – выполнять больше задач за ту же единицу времени. А во-вторых, знаете, когда что-то происходит, первая реакция – это удивление, но за полгода я научился эту стадию исключать. (Улыбается.) Сейчас, пока мне проговаривают, что чтото случилось, я уже думаю, что предпринять.

Формат моей работы в принципе изменился. Творческими проектами я сейчас практически не занимаюсь – только курирую. Что касается всего остального, какие-то задачи стараюсь делегировать. Это не так просто: кадровый голод ощущается повсеместно – театр не исключение. Но нам удалось собрать, как мне хочется верить, идеальную команду – кого-то найти, кого-то переманить. Никуда от этого не денешься в нынешних реалиях. И сегодня все стабильно работает, что особенно важно в ситуации многозадачности: постоянно возникают проблемы, связанные с отсутствием иностранного оборудования и необходимостью его замены на отечественные аналоги, повышением цен, сложной логистикой привоза декораций и т. д. и т. п.

Театр очень инерционная структура. Это огромный линкор. И даже если ты повернул штурвал, то только месяца через два увидишь отклонение по румпелю. А может, не увидишь вовсе. Поэтому я научился доверять своей команде и своим ощущениям. Моя принципиальная позиция – на работу нужно брать людей, которые умнее, сильнее и сложнее, чем ты. Да, ими управлять сложнее, но результат того стоит.

– Расскажите, как в принципе устроено управление Александринкой?

– У театра есть президент – Валерий Владимирович Фокин. Он осуществляет представительские функции, бесконечно много помогает и подсказывает и мне, и худруку Никите Кобелеву. Валерий Владимирович вместе с Никитой следит за художественной частью, в которую я практически не вмешиваюсь. Я отвечаю за решение административных, хозяйственных вопросов и за маркетинг. Псковским филиалом Александринского театра руководит Дмитрий Месхиев. Он является и художественным руководителем, и директором театра, но все самое важное, естественно, согласовывается с нами. Поскольку именно мы отвечаем перед Министерством культуры за весь театр, в том числе и за филиал.

– Из чего складывается экономика театра?

– Общий бюджет Александринского театра в 2024 г. составил 1,4 млрд руб. Существует госзадание – определенное количество премьер, которое обеспечивает государственная субсидия. В этом году она немного увеличилась, но давайте смотреть по 2024 г. – это около 800 млн руб. в год. Остальное – около 60% – доходы самого театра: порядка 37% бюджета – билетная выручка, 15% – партнерские мероприятия, аренда. Оставшиеся 8% – спонсорские деньги, и это та часть бюджета, которую мы всеми силами стараемся увеличить. Александринка постоянно находится в поиске спонсорских денег и взаимодействии с различными структурами, которым интересно вкладываться в театр.

– Какая самая большая статья расходов театра?

– Фонд оплаты труда. А также мелкие платежи – на реквизит, на чтото нужное прямо «здесь и сейчас». Я бы определил эту статью расходов как самую тревожную. Когда нужно по чуть-чуть, ты все время по чуть-чуть тратишь, а потом смотришь – за полгода набежала астрономическая сумма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инвесторы фиксируют ставки Инвесторы фиксируют ставки

На рынке вырос интерес к фондам облигаций — инвесторы ждут снижения ставки

Ведомости
Место силы Место силы

Финский залив, сосны… Деревянный дом со сплошным остеклением стены

Идеи Вашего Дома
Музей как знание, вымысел и предчувствие Музей как знание, вымысел и предчувствие

Как возникли первые музеи и причем тут музы?

Знание – сила
Родина слонов Родина слонов

Маршрут по Ставрополю, гарантирующий самые яркие впечатления

Лиза
Письмо приглашенного главного редактора Письмо приглашенного главного редактора

Как подружиться с деньгами и попасть в правильный финансовый поток?

Psychologies
Синдром беспокойных гениталий и алкаптонурия: 6 загадочный болезней, о которых вы могли даже не слышать Синдром беспокойных гениталий и алкаптонурия: 6 загадочный болезней, о которых вы могли даже не слышать

Какие удивительные диагнозы порой ставят людям?

ТехИнсайдер
Классицизм и котлеты Классицизм и котлеты

Торжок, где творил русский Леонардо да Винчи

Weekend
Пётр Шумилов: «Микрофлора уникальна. Что у одного человека – норма, у другого может быть аномалией» Пётр Шумилов: «Микрофлора уникальна. Что у одного человека – норма, у другого может быть аномалией»

Как микрофлора организма влияет на все процессы, происходящие в нем

Здоровье
Можно ли прогнозировать колебания уровня Каспийского моря? Можно ли прогнозировать колебания уровня Каспийского моря?

Какие прогнозы колебаний уровня воды в Каспии доступны сегодня?

Наука и жизнь
Психологический портрет: что такое сейфтизм Психологический портрет: что такое сейфтизм

Сейфтизм: что это такое и чего в нем больше — пользы или вреда?

Forbes
Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия

Чем груминг отличается от растления или домогательства?

Psychologies
Видимо-невидимо Видимо-невидимо

Какие из «нельзя» о родинках правда, а какие — домыслы?

Новый очаг
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Заговор крупным планом Заговор крупным планом

Гид по фильмам о заговорах и их теориях

Правила жизни
«Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях «Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях

Почему мы выбираем холодных партнеров? Как отличить любовь от созависимости?

Psychologies
Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно

Как вычислить манипуляцию провокацией и как правильно реагировать на нее

Psychologies
Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров

Пять основных направлений полета конспирологической мысли

Правила жизни
Судный день Судный день

Вызвали в суд в качестве присяжной? Осторожнее, это могут быть мошенники

Лиза
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
В поисках ниши В поисках ниши

Как нишевым маркетплейсам удается конкурировать с универсальными площадками

Ведомости
Ирландская загадочность, стиль и бездонные голубые глаза: 7 лучших фильмов с Киллианом Мерфи Ирландская загадочность, стиль и бездонные голубые глаза: 7 лучших фильмов с Киллианом Мерфи

Самые знаковые работы харизматичного актера Киллиана Мерфи

Psychologies
Геолокация резидента Геолокация резидента

Зачем власти обновляют порядок актуализации информации о налоговом резидентстве

Ведомости
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
«Миноритарий» звучит размыто «Миноритарий» звучит размыто

Непубличные компании могли бы стать базой для роста фондового рынка, но не стали

Монокль
Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта

Каково преимущество низкого старта и почему его не используют марафонцы

ТехИнсайдер
Валдис Пельш: Как ревели горы Валдис Пельш: Как ревели горы

История-подъем, превозмогание, смелость и безумие

Maxim
Большой вояж Большой вояж

Сравнение Astondoa 377 Coupe и ее модификации с подвесными моторами

Y Magazine
6 советов женщине, муж которой не хочет детей 6 советов женщине, муж которой не хочет детей

Вы всегда мечтали стать матерью, а ваш партнер хочет «пожить для себя»?

Psychologies
Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания

У меня была бронь, но я записался добровольцем. Я мог не воевать. Но я не мог!

Коллекция. Караван историй
10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии 10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии

Какие мифы об уходе за ногтями являются самыми живучими

VOICE
Открыть в приложении