Новая Транспортная стратегия России — слишком красивая, слишком абстрактная

ЭкспертОбщество

Бумажная птица-тройка

В России утверждена новая Транспортная стратегия. Слишком красивая, слишком абстрактная, следующая всем возможным модным трендам, но оторванная от реальных потребностей обеспечения транспортной доступности удаленных территорий страны

Сергей Кудияров

По протяженности автомагистралей первой категории Россия едва опережает Венгрию, причем из 1638 км в России почти две трети — платные

В конце ноября кабинет министров утвердил толстый фолиант, очередную отраслевую «библию». Речь идет о Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Действующая стратегия имела горизонт до 2030 года, но разрабатывалась более десяти лет назад, что называется, еще в прошлой жизни. Поэтому необходимость ее рихтовки под новые реалии была неизбежна.

В отличие от своей предшественницы новая Транспортная стратегия не содержит детальной разбивки инвестиций по основным проектам. Тем не менее документ охватывает широкий круг вопросов по различным видам транспорта.

Предполагается, что на этот раз Транспортная стратегия станет основой для формирования генеральной схемы развития Единой опорной транспортной сети Российской Федерации (ЕОТС), региональных стратегических планов развития транспортных систем, стратегий развития организаций, работающих в сфере транспорта.

А уже генеральная схема развития ЕОТС будет содержать сбалансированный план развития и размещения объектов транспортной инфраструктуры на территории страны на период действия стратегии (до 2035 года) на основе транспортно-экономического баланса, конкретизирующий реализацию мероприятий по развитию ЕОТС или потребности отдельных видов транспорта.

Вот такой захватывающий бюрократический маршрут.

Прирост объемов грузовых перевозок в 2035 г. относительно уровня 2019 г. для крупнейших городских агломераций России

Источник: Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года

Полный швах

Прежде всего следует констатировать провал в реализации старой Транспортной стратегии. Так, по цели «формирование единого транспортного пространства Российской Федерации» план выполнялся только по 10 индикаторам из 24. Для цели «обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг» — по семи индикаторам из 13. Для цели «обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения» — по семи индикаторам из 20. По цели «интеграция в мировое транспортное пространство» плановые значения не были достигнуты ни по одному из шести отслеживаемых индикаторов.

Протяженность инфраструктуры, приспособленной для автономного транспорта

Источник: Минтранс

Почувствуем это на конкретных примерах.

Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего пользования (нарастающим итогом с 2011 года) составил к 2020 году 535 км в сравнении с запланированными 2173 км. Высокоскоростные магистрали (ВСМ), заявленные в старой Транспортной стратегии, так и остались на бумаге, их строительство к 2021 году даже не начиналось.

Погрузка на железнодорожном транспорте России

Источник: ОАО «РЖД», Минтранс

Количество введенных в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочных полос (нарастающим итогом с 2011 года) составило 37 единиц против запланированных 143 единиц.

«Водная» часть старой Транспортной стратегии была провалена полностью, не достигнуто плановое значение ни по одному из ее индикаторов. Состояние внутреннего водного транспорта в стране так и осталось плачевным. Уровень использования внутренних водных путей России — 1,3 млн тонно-километров грузооборота на 1000 км протяженности путей с гарантированными габаритами. Это, для сравнения, в восемь раз меньше, чем в Китае (при сопоставимой протяженности судоходных путей). Даже с поправкой на сезонность навигации разрыв впечатляет. Доля судов старше 20 лет составляет 86% для пассажирских судов и 94% — для грузовых.

Список провалов можно продолжить. Поэтому переход к новой Транспортной стратегии продиктован в значительной степени тем, что старую мы не вытянули. Лошадь сдохла, с нее надо слезть.

 

Коллективная Грета

Документ дисциплинированно отвечает всем требованиям экологического и климатического мейнстрима. Стратегия сообщает нам, что к перспективе до 2035 года в мире доля транспорта, работающего на альтернативных видах топлива, может составить до 20% в парке автомобилей, 20% тепловозов, 10% речных судов и даже 2% летательных аппаратов.

Долю электромобилей и в мировом парке, и в автомобильном парке России на 2035 год авторы стратегии оценивают в 20% для легковых автомобилей, 15% для малотоннажных грузовых автомобилей, 5% для тяжелых грузовиков и 25% для автобусов.

Интересные планы. Но не новые. «Эксперт» уже рассматривал тему электромобилей, и потому мы не можем отказать себе в удовольствии напомнить, как еще в 2010 году глава подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере при Торгово-промышленной палате России Андрей Панков говорил: «Можно смело говорить о том, что к 2020 году количество электромобилей составит 8–10 процентов от числа всех автомобилей».

Deutsche Bank в 2009 году прогнозировал, что в 2015 году 7% продаваемых в мире автомобилей будут электрическими, а к 2020 году этот показатель приблизится к 20%.

Фактически в 2020 году на электромобили пришлось 2,5% мирового автопарка. В России по итогам 2019 года продажи электромобилей составили аж целых 353 штуки (при проданных в тот же год в стране 1,7 млн новых автомобилей).

Гигантской и все еще не решенной проблемой электромобилей является их дороговизна. По расчетам Vygon Consulting, стоимость покупки и пятилетнего владения электромобилем в России почти вдвое превышает показатели для эквивалентных по классу обычных автомобилей. В мировой практике электромобили сознательно вытягивались правительствами ряда стран за счет целевых субсидий (до 15 тыс. долларов на единицу). Однако наша Транспортная стратегия об этом обстоятельстве молчит. Точно так же, как и обходит стороной тот факт, что промышленное производство обычных автомобилей в России уже развернуто за счет энергичных мер по локализации, в то время как полноценного серийного производства электромобилей в стране нет.

В части роста уровня автомобилизации населения Транспортная стратегия идет вразрез с интересами развития автомобильной промышленности. «В Стратегии утверждается, что “развитие общественного транспорта в крупных городах с одновременными ограничениями на использование личных автомобилей для сокращения негативного воздействия на окружающую среду является безальтернативным”. Учитывая сохранение тенденции на концентрацию населения в крупнейших агломерациях, данный тезис стратегии означает снижение производства легковых автомобилей в долгосрочной перспективе, поэтому необходимы оценки негативных эффектов от реализации этой политики для автомобильного сектора», — говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Серьезной проблемой электромобилей является специфическое загрязнение ими окружающей среды. Так, батарея электромобиля испытывает деградацию на 0,007% при каждом цикле разряда и заряда, в основном за счет уменьшения активного вещества анода, катода, электролита, что дает снижение емкости.

«Батарея живет очень мало: при быстрой зарядке она “убивается” за два года, при медленной зарядке аккумулятор теряет 30–40 процентов емкости года за три-четыре, — говорит генеральный директор ГК “АвтоСпецЦентр”

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
О чем шипит мадагаскарский таракан О чем шипит мадагаскарский таракан

Немного о популяции мадагаскарских шипящих тараканов в Москве

Наука
Кольцо американской «безопасности» вокруг Китая Кольцо американской «безопасности» вокруг Китая

Новый плацдарм для военных амбиций Вашингтона

Эксперт
Женщина из некрополя аварского периода пострадала от туберкулезного остеомиелита Женщина из некрополя аварского периода пострадала от туберкулезного остеомиелита

Палеопатологи исследовали останки VIII века, обнаруженные в Венгрии

N+1
Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Депрессия, торг, зеленый чай. Как пережить две попытки суицида и построить бизнес на успокоительных свойствах чая Депрессия, торг, зеленый чай. Как пережить две попытки суицида и построить бизнес на успокоительных свойствах чая

Как депрессия и чай могут помочь открыть свое дело

Inc.
Бедные англичане остановятся на «Светофоре» Бедные англичане остановятся на «Светофоре»

Российская сеть магазинов низких цен вышла на рынок Великобритании

Эксперт
400 лет спустя: управляемое ИИ судно повторило маршрут корабля пилигримов Mayflower 400 лет спустя: управляемое ИИ судно повторило маршрут корабля пилигримов Mayflower

Механическое судно повторяет путь корабля Mayflower

Вокруг света
Ключевые фигуры войны Ключевые фигуры войны

Вторая часть ответов на вопросы о главных действующих лицах Второй мировой войны

Дилетант
Разрыв сердца: как жил, пел, любил и погиб главный краш всех девчонок СССР Юра Шатунов Разрыв сердца: как жил, пел, любил и погиб главный краш всех девчонок СССР Юра Шатунов

Какой была короткая, но яркая жизнь Юры Шатунова

The Voicemag
Криптопанки надули пузырь Криптопанки надули пузырь

Почему у NFT в сегодняшнем виде нет будущего

Эксперт
6 великих задач, которые до сих пор не решены в гражданской авиации 6 великих задач, которые до сих пор не решены в гражданской авиации

С обычным пассажирским самолетом человек все еще разобраться до конца не может

Maxim
Восток и его обитатели Восток и его обитатели

В озере Восток под ледовым щитом Антарктиды есть жизнь

Популярная механика
«И темнота твоя мне одному совсем, совсем ни к чему»: памяти Юрия Шатунова «И темнота твоя мне одному совсем, совсем ни к чему»: памяти Юрия Шатунова

Феномен суперзвезды 80-х — Юры Шатунова

Правила жизни
Заново пережить травму: что такое триггеры и как они работают Заново пережить травму: что такое триггеры и как они работают

Что такое психологические триггеры, какими они бывают, как работают

Forbes
Цены на мясо и молоко подняли на 30%: хроника восстания рабочих в Новочеркасске Цены на мясо и молоко подняли на 30%: хроника восстания рабочих в Новочеркасске

Повышение цен в 1960-е годы в Новочеркасске закончилось массовой трагедией

Вокруг света
Татьяна Затравина Татьяна Затравина

Бизнесвумен Татьяна Затравина создала полноценного конкурента зарубежному люксу

Собака.ru
От Окинавы до Сардинии: чем питаются народы-долгожители и как это помогает не стареть От Окинавы до Сардинии: чем питаются народы-долгожители и как это помогает не стареть

Глава из книги «Код долголетия» Джейсона Фанга и Джеймса Диниколантонио

Forbes
В некрополе у столицы империи Юань нашли людей европейского происхождения В некрополе у столицы империи Юань нашли людей европейского происхождения

Палеогенетики исследовали останки, раскопанные в Шанду

N+1
Какие бывают пищевые добавки, и стоит ли их бояться Какие бывают пищевые добавки, и стоит ли их бояться

Стоит ли избегать продуктов с «Е» в составе?

TechInsider
Страшно интересно: как фильмы ужасов помогают нам справиться с трудностями Страшно интересно: как фильмы ужасов помогают нам справиться с трудностями

Что на самом деле стоит за желанием пощекотать себе нервы?

Psychologies
Горцы — и как с ними быть в новой реальности Горцы — и как с ними быть в новой реальности

Горцы — не только люди, живущие в горах, но и название большого числа растений

Наука
Как распознать тирана в отношениях: как они ведут себя в семье Как распознать тирана в отношениях: как они ведут себя в семье

Психолог назвала признаки домашнего тирана и рассказала, как избежать опасности

Psychologies
«Не хлебом единым»: как быстро приготовить вкусный сэндвич «Не хлебом единым»: как быстро приготовить вкусный сэндвич

Наш сегодняшний кулинарный герой — сэндвич

Psychologies
Навыки будущего Навыки будущего

В России прошел первый профориентационный урок по устойчивому развитию

Наука
10 крутых персонажей фильмов, которые не произносят ни слова на экране 10 крутых персонажей фильмов, которые не произносят ни слова на экране

Список великих молчунов в кино, о которых больше не в силах молчать

Maxim
Алкомаркеты пустые, проезд в метро — 6 рублей: впечатления россиянина от жизни в Ташкенте Алкомаркеты пустые, проезд в метро — 6 рублей: впечатления россиянина от жизни в Ташкенте

Переехавший из Новосибирска рассказал, чем живет среднеазиатский мегаполис

Вокруг света
Ближе к звездам: как Эмма Грид помогает семейству Кардашьян строить бизнес-империю Ближе к звездам: как Эмма Грид помогает семейству Кардашьян строить бизнес-империю

Как Эмма Грид заработала себе место в рейтинге богатейших женщин США

Forbes
Сибирский КОТ, или Прототип термоядерного реактора нового поколения Сибирский КОТ, или Прототип термоядерного реактора нового поколения

Как на промышленных предприятиях воспитывают сибирского КОТа

Наука
Ваша честь! С помощью этого фэшн-трюка адвокат Деппа влюбила в себя весь мир Ваша честь! С помощью этого фэшн-трюка адвокат Деппа влюбила в себя весь мир

Разбирательство между Деппом и Херд запомнится нам надолго

The Voicemag
Открыть в приложении