Российская сеть магазинов низких цен вышла на рынок Великобритании

ЭкспертБизнес

Бедные англичане остановятся на «Светофоре»

Российская сеть магазинов низких цен вышла на рынок Великобритании, где и без нее много жестких дискаунтеров

Анастасия Матвеева

Hendrik Schmidt - DPA/TASS

«Что ж у вас такие большие упаковки? Я бы взяла что-нибудь, но не донесу, тем более с палочкой хожу», — жалуется кассиру пожилая женщина, явно живущая на одну пенсию. Пришла она сюда, в недавно открывшийся в центре Москвы магазин «Светофор», по наущению соседок, обсуждавших на лавочке, насколько ниже, чем в других сетях, в нем цены. Чтобы попасть в магазин с фешенебельной Дорогомиловской улицы, надо спуститься в подвал. Торговый зал похож на склад — забит коробками со штучным товаром, многие из которых разорваны, по всей видимости, покупателями. Персонала, кроме кассира, не видно. Большая часть товара рассчитана на семейные закупки: трехкилограммовые пакеты макарон, ведрышки на килограмм сметаны или творожной массы, полукилограммовые пачки сливочного масла, оковалки сала, большие коробки с разным печеньем. Происхождение товара — самое разнообразное: на многих этикетках в качестве производителей указаны ИП, хотя есть и «родная» «Виола» от ООО «Валио», и крупы известной марки «Увелка»; текстиль и сухофрукты — узбекские, посуда — китайская; есть даже замороженная клубника из Египта; много российского пластика, в том числе умиляющие столичного жителя емкости для засолки капусты с крышкой-грузом. Цены — более чем демократичные: гигантская упаковка макарон «группы А», то есть высшего сорта, стоит 141 рубль, сметаны — 90 рублей, масла — 100 рублей, даже обычная литровая пачка ультрапастеризованного молока заметно дешевле, чем в супермаркете, — 37 рублей.

И вот оператор сети таких магазинов, которых насчитывается более двух тысяч, выходит на мировой рынок под брендом Mere. На прошлой неделе появился первый магазин в Великобритании, а всего там планируется открыть триста точек за десять лет. Впрочем, европейский поход «Светофора» начался еще в 2018 году, магазины Mere уже работают в Германии, Румынии, Польше, Сербии, Литве и Латвии. Компания также объявляла о планах до конца этого года выйти в Бельгию и США. Иными словами, российский жесткий дискаунтер претендует на то, чтобы серьезно закрепиться на рынках, где этот формат розницы давно развит и где «требования среднестатистического покупателя к ассортименту товаров и их качеству выше, чем в России», — уверен Евгений Миронюк, аналитик «Фридом финанс».

Магазин-склад с элементами супермаркета

В сущности, «Светофор» по функционалу напоминает наши дикие мелкооптовые рынки девяностых. Сюда люди приезжают, чтобы закупить недорогую еду на неделю, не обращая внимания на непрезентабельность обстановки. По словам Александра Шубина, управляющего партнера myRetailStrategy, сеть рассчитана на самых бедных покупателей, у которых расходы на питание на семью могут превышать 35% семейного бюджета. «Учитывая, что реальный доход большей части российского населения, особенно в небольших населенных пунктах, падает, такие форматы, как “Светофор”, показывают большую динамику роста, предлагая товары по цене ниже на 20–25 процентов от среднерыночных», — констатирует он.

В последнее время востребованность магазинов низких цен у покупателей привела к тому, что ведущие ритейлеры запустили собственные дискаунтеры: X5 Retail — «Чижик», «Магнит» — «Моя цена». Однако, по данным ФГ «Финам», именно сеть «Светофор» в 2020 году стала самой быстрорастущей в этой категории в России, нарастив выручку почти на 40% — до 189 млрд рублей. Как объясняет Сергей Илюха, эксперт по работе с розничными сетями, преимущество «Светофора» на фоне других российских дискаунтеров состоит в первую очередь в объеме: «По некоторым оценкам, он занимает в своем сегменте более 50 процентов рынка. Это позволяет ему уверенно развиваться и получать желаемые условия от большинства поставщиков, еще более увеличивая свой отрыв от конкурентов».

Поддерживать низкий уровень цен «Светофору» позволяет также размещение магазинов в местах с минимальными арендными ставками. «Локация “Светофора” — непопулярные окраины городов и поселений, до которых можно добраться только на машине», — поясняет Артемий Шамшуков, аналитик «Финама». При этом под магазины выбираются складские помещения, в их переоборудование вкладываются минимальные средства. Таким образом, магазины «Светофора» можно отнести к формату «магазин-склад», где выкладка товаров осуществляется в палетах и коробках, и, как замечает Александр Шубин, «основное CVP (Customer Value Proposition — ценностное предложение для клиента. — “Эксперт”) заключается в самой низкой цене на рынке, иногда в ущерб качеству». Формат этот в мире успешно реализован такими сетями, как Sam’s Club (подразделение Walmart) и Costco. Впрочем, зарубежные магазины-склады существенно больше по площади, превышая торговые точки «Светофора», занимающие в среднем 1000 кв. м, примерно в десять раз.

Ассортимент «Светофора» формируется по большей части из no-brand продукции. «Радикальное снижение цены достигается за счет продажи малоизвестных марок, производители готовы снизить цену, чтобы их товар попал на полки магазинов», — говорит Евгений Миронюк. Кроме того, в «Светофорах» продаются партии товаров, не реализованные в других магазинах, и стоки производителей. Впрочем, начиная как классический дискаунтер, то есть специализируясь на продуктах, не требующих особых условий хранения, «Светофор» сегодня продает и заморозку, и скоропортящиеся мясные и молочные продукты, для чего организует в своих торговых точках «холодные» комнаты. По мнению Елены Пономаревой, генерального директора компании «Лаборатория трендов», в условиях острой конкуренции на рынке розницы «расширение ассортимента целесообразно, чтобы у потребителей не было необходимости посещать два магазина одновременно — например, покупать бакалею в “Светофоре”, а молочную продукцию в другом магазине». Сергей Илюха тоже считает, что это правильное решение, направленное на увеличение суммы чека тех потребителей, которые уже являются лояльными и постоянными покупателями «Светофора». Однако он видит здесь и опасность, связанную с размыванием восприятия формата: «Многие покупатели ходят в “Светофор” не потому, что мониторят цены, а потому, что уверены, что в “Светофоре” они самые низкие. Чуть более дорогой ремонт или введение в ассортимент потенциально более премиальных товаров может оттолкнуть фанатов дискаунтера как формата».

Можно ли быть дискаунтером без СТМ

Судя по всему, за рубежом сеть проводит ту же политику, что и в России. Магазины открываются не в самых бойких местах: в Великобритании первая точка открылась в небольшом городке Престоне в Северной Англии. И дальше планируется открывать их не в крупных городах, а в их округе: в скором времени заработают филиалы сети в Каслфорде (недалеко от Лидса, тоже Северная Англия), а далее — в районах вокруг Манчестера, Ньюкасла и Глазго. Кроме того, Алексей Волостнов, партнер компании «НЭО центр», видит в действиях сети «продолжение политики использования местных товаров, работы с магазином без склада, когда все товары лежат в “торговом зале”, отсутствие мерчандайзинга — товары лежат в упаковке производителя».

По данным зарубежных СМИ, на полках магазинов Mere товары действительно на 20–30% ниже в цене, чем в крупнейших европейских дискаунтерах Lidl и Aldi. Сергей Илюха предполагает, что это возможно при сочетании нескольких факторов, влияющих на уровень цен: «Во-первых, получены настолько интересные условия от российских производителей, которые даже при условии экспорта в Европу будут значительно лучше, чем условия, предлагаемые российскими производителями европейским ритейлерам. Во-вторых, российские условия, согласованные с мировыми производителями, транслированы на Европу, и они значительно лучше, чем условия у европейских ритейлеров. В-третьих, европейские производители, предвидя рост сети в Европе, предложили суперусловия. В-четвертых, это выход на рынок, и “Светофор” готов торговать в ноль или в минус для завоевания лояльности покупателей». Алексей Волостнов обращает внимание на то, что конкуренты Mere на зарубежных рынках, сети Aldi и Lidl, уже не такие жесткие дискаунтеры, какими они были 15 лет назад: «Сети мигрируют в сторону экономкласса, что сказывается и на ценовой политике».

И все же некоторые эксперты сомневаются в том, что Mere сможет успешно конкурировать со своими аналогами в Европе. Прежде всего, как отмечает Артемий Шамшуков, «Светофор» на европейском рынке проигрывает в отношении экономии от масштаба: «Обычно для процветания бизнеса дискаунтера важен большой оборот, так как магазины такого формата имеют небольшую маржинальность. Основные европейские дискаунтеры Lidl и Aldi имеют более 11 тысяч магазинов каждый, в то время как у “Светофора” таких две тысячи. Стоит сказать и о восприятии бренда. Все-таки Lidl и Aldi существуют много десятилетий и пользуются доверием у большего количества людей в ЕС». Александр Шубин добавляет, что средний уровень требований покупателя за рубежом все же гораздо выше, чем в России, поэтому Mere вынужден будет адаптироваться и создавать более комфортные условия и соответствовать минимально допустимому уровню качества товаров. Впрочем, по мнению Елены Пономаревой, эпидемия коронавируса снизила уровень притязаний бедного европейского покупателя, и тот потянется к «Светофору» ради низких цен, жертвуя такими критериями, как удобство, «эстетика/дизайн» и др.

Что касается цен, то Иван Федяков, генеральный директор аналитической компании Infoline, уверен, что Mere ждет жесткая конкуренция с европейскими дискаунтерами именно по этому, базовому критерию. Все дело в бизнес-модели, которая у европейцев основана на товарах под собственной торговой маркой — СТМ на 90% формируют ассортимент магазинов, позволяя держать цены ниже рынка. И возникает вопрос, как «Светофор», у которого СТМ отсутствуют начисто, сможет обеспечивать закупки продукции под маркой европейских производителей дешевле, чем СТМ ведущих дискаунтеров.

Справка о компании

Сеть магазинов-складов «Светофор» основана в 2009 году в Красноярске. Акционеры — семья Шнайдер (братья Сергей и Андрей и их мать Валентина). Сеть насчитывает 2200 магазинов (пятое место среди крупнейших российских сетей) в 76 регионах (первое место по покрытию среди крупнейших сетей).

Выручка — 189 млрд рублей.

Число сотрудников — нет данных.

В подготовке материала участвовала Виктория Безуглова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Век Африки Век Африки

Рост населения в Западной Африке грозит гуманитарной катастрофой

Эксперт
Стальная жуть: самые уродливые танки Второй мировой Стальная жуть: самые уродливые танки Второй мировой

Такое серьезное оружие, как танк, может вызывать взрывы гомерического хохота

Maxim
Одомашнивание: новый цикл Одомашнивание: новый цикл

До конца нынешнего десятилетия произойдет очередная революция

Популярная механика
Ульяна Ульяна

К своим двадцати годам Ульяна Добровская добилась многого

Собака.ru
«Движовый» регион для самого молодого губернатора «Движовый» регион для самого молодого губернатора

Как Калининградская область и Антон Алиханов понравились друг другу

Эксперт
В мини-формате В мини-формате

10 оптимальных решений для маленьких квартир

Добрые советы
Российские фанаты пошли на принцип из-за Fan ID Российские фанаты пошли на принцип из-за Fan ID

Бойкот матчей российского футбола станет крупнейшей акцией протеста

Эксперт
Попа Дженнифер Лопес, Урюпинск и еще 6 вещей, о которых все слышали, но мало кто видел Попа Дженнифер Лопес, Урюпинск и еще 6 вещей, о которых все слышали, но мало кто видел

Вот тебе статья о вещах, что у всех на слуху, но не у всех на виду

Maxim
Пенсия в самом расцвете лет Пенсия в самом расцвете лет

В России набирает обороты движение FIRE. К этому привел бум частных инвестиций

Эксперт
Хабиб Нурмагомедов назвал ринг-герлз ненужными. Оспариваем его точку зрения их горячими фото Хабиб Нурмагомедов назвал ринг-герлз ненужными. Оспариваем его точку зрения их горячими фото

Если боец не знает, что девушки делают октагоне, так мы покажем!

Maxim
От Ким Кардашьян до Скулкиной: как звезды быстро худеют с помощью криолиполиза От Ким Кардашьян до Скулкиной: как звезды быстро худеют с помощью криолиполиза

Звезды ходят на процедуры заморозки жира. И очень довольны эффектом

Cosmopolitan
Империя Fenty: как Рианна официально стала миллиардером Империя Fenty: как Рианна официально стала миллиардером

Заработать $1,7 млрд ей помогли не песни, а косметический и бельевой бренды

Forbes
Последний шанс пилота: спасительный выстрел в воздух Последний шанс пилота: спасительный выстрел в воздух

Когда самолет падает, катапультное кресло К-36Д-3,5 может дать пилоту шанс.

Популярная механика
Айс айс бэйби Айс айс бэйби

В семье Евгения Плющенко и Яны Рудковской пополнение — сын Арсений

GQ
Вторая после МММ: как работала финансовая пирамида «Финико» Вторая после МММ: как работала финансовая пирамида «Финико»

Как «Финико» стала крупнейшей после МММ финансовой пирамидой

Forbes
Гиалуроновая ручка для увеличения губ дома: круто или опасно? Гиалуроновая ручка для увеличения губ дома: круто или опасно?

На рынке появилось устройство, с помощью которого можно увеличить губы дома

Cosmopolitan
В продуктах с дикорастущими грибами обнаружили культивируемые и потенциально ядовитые грибы В продуктах с дикорастущими грибами обнаружили культивируемые и потенциально ядовитые грибы

Биологи секвенировали ДНК грибов из продуктов с дикорастущими грибами

N+1
Надо ли космическим туристам заниматься спортом в полете Надо ли космическим туристам заниматься спортом в полете

Могут ли космические путешествия навредить здоровью туристов?

Популярная механика
Строгий дизайн Строгий дизайн

Применение искусственного камня в интерьере

Идеи Вашего Дома
Почему у человека только 4% сперматозоидов без дефектов, а у шимпанзе — 95% Почему у человека только 4% сперматозоидов без дефектов, а у шимпанзе — 95%

Лишь очень малая часть человеческого эякулята способна оплодотворять яйцеклетку

Maxim
«Титаник» здорового человека: история гибели лайнера почти со счастливым концом «Титаник» здорового человека: история гибели лайнера почти со счастливым концом

Удачное стечение обстоятельств позволило избежать жертв при кораблекрушении

Вокруг света
Нужна ли вам дискретная видеокарта или достаточно встроенной графики? Нужна ли вам дискретная видеокарта или достаточно встроенной графики?

Когда хватает "встройки", а в каких случаях стоит купить отдельную видеокарту

CHIP
Резюме по подписке: ростовские программисты взяли заказ на фрилансе и создали конструктор Resume.io для 12 млн человек Резюме по подписке: ростовские программисты взяли заказ на фрилансе и создали конструктор Resume.io для 12 млн человек

Конструктор резюме, которым воспользовались 12 млн человек за год

VC.RU
Они точно люди? 5 гонщиков, слишком быстрых для Homo sapiens Они точно люди? 5 гонщиков, слишком быстрых для Homo sapiens

Феноменально упорные и невероятно везучие гонщики

Вокруг света
Сколопендр с австралийского острова уличили в охоте на птенцов тайфунников Сколопендр с австралийского острова уличили в охоте на птенцов тайфунников

Верховными хищниками австралийского острова Филлип оказались крупные сколопендры

N+1
Монстры на каникулах: каким получился сериал Монстры на каникулах: каким получился сериал

Мини-сериал «Белый лотос» про каникулы богачей в роскошном гавайском отеле

Esquire
Как правильно хранить продукты в холодильнике: главные советы Как правильно хранить продукты в холодильнике: главные советы

Наиболее полезные рекомендации по хранению продуктов в холодильнике

CHIP
Как отменить подписку на Нетфликс на смартфоне, ПК и телевизоре Как отменить подписку на Нетфликс на смартфоне, ПК и телевизоре

Мы расскажем, как отписаться от Нетфликс

CHIP
Цифровой киднеппинг: будьте осторожны, выкладывая детские фото в сеть Цифровой киднеппинг: будьте осторожны, выкладывая детские фото в сеть

Что такое цифровой киднеппинг, а главное – как от него уберечся?

Cosmopolitan
Реактивная доставка Реактивная доставка

Выпускники МГУ организовали сервис по экспресс-доставке химических реактивов

Forbes
Открыть в приложении