Как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения

ForbesАвто

Путь семьи Тоёда

Как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения.

Текст Кирилл Горский

В 2020 году Toyota Motor стала крупнейшим автоконцерном планеты. Доля России в ее глобальных продажах невелика — всего 1,62%, но в нашей стране эта марка и популярна, и значима: с выручкой 263,9 млрд рублей Toyota занимает восьмое место в рейтинге 50 иностранных компаний в России и входит в тройку крупнейших продавцов автомобилей. Forbes рассказывает историю легендарной компании.

На руинах железных дорог

В начале XX века Япония была одной из самых быстроразвивающихся экономик мира. В стране шли быстрые реформы, росла промышленность, железнодорожная сеть покрыла всю страну, развивалась банковская сфера. Процесс плотно контролировался правительством, которое определяло стратегические направления развития отраслей, выделяло субсидии и почти по-госплановски ставило задачи промышленным группам, решая, какие направления хозяйства нужно развивать. Но до 1923 года из сферы внимания правительства страны и крупных промышленников начисто выпадал автопром: считалось, что с транспортировкой грузов справляются железнодорожные и морские перевозки, а личный транспорт — блажь, не стоящая внимания. Появлялись единичные опытные образцы машин, но до крупносерийного производства дело не доходило: к примеру, первый японский серийный автомобиль Mitsubishi Model A (копия одной из моделей FIAT) был выпущен в 22 экземплярах.

Ситуацию развернуло Великое землетрясение Канто 1923 года, в котором погибло от 140 000 до 160 000 человек — больше, чем при ядерной бомбардировке Хиросимы. Оно уничтожило не только два крупнейших города Иокогаму и Токио, но и железные дороги на берегах Токийского залива; власти обнаружили, что не в состоянии оперативно эвакуировать пострадавших, подвозить спасателей и продовольствие, а затем восстанавливать регионы.

Чтобы избежать подобных проблем в будущем, была принята программа автомобилизации — прежде всего с упором на грузовики и автобусы. За 1920-е годы при полной правительственной поддержке в стране появились сборочные производства Ford, GM и Chrysler. В 1930 году в Японии выпускалось уже около 20 000 автомобилей в год, и тогда императорское правительство решило, что иностранцы свое дело сделали, пора японцам стать хозяевами в своем автопроме. В 1931 году начали вводиться протекционистские меры для развития национальной автоиндустрии. Через два года, 1 сентября 1933 года, в известной своими текстильными станками компании Toyoda Loom Works открылось автомобильное подразделение.

Сына плотника Сакити Тоёду в биографиях иногда называют японским Эдисоном. На рубеже XIX и XX веков он сделал несколько прорывных изобретений. Среди них ткацкий станок, который автоматически останавливался, когда рвалась подаваемая нить, а затем полностью автоматический ткацкий станок с электроприводом. Интересно, что сформулированный им принцип дзидока — автоматической остановки работы при возникновении любых проблем на производственной линии — до сих пор является одним из столпов производственной культуры Toyota. К середине 1920-х Сакити Тоёда был совладельцем текстильных фабрик в Японии и Китае, которые объединил в компанию Toyoda Automatic Loom Works. Бизнес был построен по клановому принципу: непосредственно руководил компанией зять Сакити Ридзабуро Тоёда, а сын основателя бизнеса Киитиро изучал за рубежом инженерное дело. Ридзабуро Тоёда, возглавивший семейный бизнес после смерти в 1930 году Сакити, принял решение инвестировать деньги, полученные от продажи лицензии на производство станков, в автомобильное производство. Возглавил его, понятно, Киитиро Тоёда.

Первой разработкой Toyota (в написании компании и марки заменили одну букву, чтобы сделать произношение благозвучным) стал шестицилиндровый 3,4-литровый двигатель, скопированный с мотора Chevrolet 1929 года. Мощность и габариты мотора позволяли устанавливать его как на легковые машины для розничного рынка, так и на легкие грузовики: компания получила госзаказ на 3000 грузовых автомобилей. Оборудованные этим двигателем и выпущенные в середине 1930-х годов легковая Toyota AA и грузовая G1 позаимствовали конструкцию у Dodge и Chevrolet. К этому моменту японское правительство вытеснило американских производителей со своего рынка, и первый завод Toyota, введенный в действие в 1936 году, быстро наращивал производство. К началу Второй мировой войны Toyota Motor, ставшая в 1937 году самостоятельной компанией, уже была крупным поставщиком грузовиков для государства и армии. Помимо грузовых автомобилей, она строила амфибии и первые внедорожники собственной разработки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Испытание углем Испытание углем

Как наследники Дмитрия Босова борются за его угольную империю

Forbes
«Мой любимый фильм на все времена». Что пишут иностранцы о нашем кино «Мой любимый фильм на все времена». Что пишут иностранцы о нашем кино

Чем зарубежного зрителя привлекают советские и российские фильмы?

РБК
Первая леди финтеха Первая леди финтеха

Девушка из Краснознаменска стала директором крупнейшего венчурного фонда Европы

Forbes
Ссоры с мамой, своя модная коллекция: малоизвестные факты о Надежде Михалковой Ссоры с мамой, своя модная коллекция: малоизвестные факты о Надежде Михалковой

10 интересных фактов о Надежде Михалковой

Cosmopolitan
Накануне финала Накануне финала

Почему сомелье может стать исчезающей профессией

Forbes
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
30 до 30. Управление 30 до 30. Управление

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Управление

Forbes
Пророк нового человечества: что думали писатели о Льве Толстом Пророк нового человечества: что думали писатели о Льве Толстом

Высказывания современников Толстого — о писателе, его работе и значении для мира

Esquire
Прожектор перестройки Прожектор перестройки

Что мешает российской экономике расти?

Forbes
NILETTO NILETTO

NILETTO о музыке, интервью и усталости

ЖАРА Magazine
Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
Помадный татуаж: вид перманента, который держится на губах максимально долго Помадный татуаж: вид перманента, который держится на губах максимально долго

Татуаж в помадной технике – абсолютная имитация «живого» мейкапа

Cosmopolitan
О птицах и людях О птицах и людях

Что делать, если животные отказываются жить по правилам, введенным человеком

Forbes
Нам нужна школа, где нет места буллингу Нам нужна школа, где нет места буллингу

Травля – одна из самых серьезных проблем в школе

Домашний Очаг
Сообразим на троих Сообразим на троих

Сергей Студенников в одиночку создал гигантскую сеть «Красное & Белое»

Forbes
Исторический экскурс: как наши предки следили за гигиеной Исторический экскурс: как наши предки следили за гигиеной

Как изменялись средства личной женской гигиены?

Популярная механика
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
«Привет, я скучаю»: зачем бывшие напоминают о себе? «Привет, я скучаю»: зачем бывшие напоминают о себе?

Зачем в нашу жизнь врываются непрошенные гости — наши бывшие возлюбленные

Psychologies
Полярные ворота Полярные ворота

Как остановить отъезд людей из богатой Мурманской области

Forbes
Назло зловредам: топ-7 лучших бесплатных антивирусов для Windows Назло зловредам: топ-7 лучших бесплатных антивирусов для Windows

Семь лучших бесплатных антивирусов, которые помогут защитить ваш компьютер

CHIP
Боевой характер Боевой характер

Дмитрий Мазепин 25 лет воюет за влияние, активы и репутацию

Forbes
Apple защищает конфиденциальность клиентов, но не сотрудников: она просматривает их звонки, фото и даже сумки Apple защищает конфиденциальность клиентов, но не сотрудников: она просматривает их звонки, фото и даже сумки

Политика Apple: как компания борется с утечками, используя двойные стандарты

VC.RU
Лепота спасет мир Лепота спасет мир

Группа «Фабрика» обрела новую участницу – Марию Гончарук

Maxim
Рак легких у некурящих разделили на три подтипа по характеру мутаций Рак легких у некурящих разделили на три подтипа по характеру мутаций

Три мутации рака легких у некурящих

N+1
Первые по праву Первые по праву

Как юридическая фирма ЕПАМ стала самой крупной фирмой в России

Forbes
Привычка к лучшему Привычка к лучшему

Легендарный парижский гранд-отель, ставший героем фильма Вуди Аллена

GQ
30 до 30. Искусство 30 до 30. Искусство

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Искусство

Forbes
Крупнейший застройщик Китая вот-вот обанкротится: чем это грозит мировой экономике Крупнейший застройщик Китая вот-вот обанкротится: чем это грозит мировой экономике

Как Китай может подтолкнуть мир к новом кризису, похожему на кризис 2008 года

Forbes
Просто товар Просто товар

Когда нефть перестанет быть нефтью?

Forbes
Нейрофизиологи выяснили механизм действия сонаты Моцарта на эпилептиков Нейрофизиологи выяснили механизм действия сонаты Моцарта на эпилептиков

Сонаты Моцарта изменяют активность лобной коры мозга

N+1
Открыть в приложении