Великий и ужасный
Как Иосиф Сталин полюбил Ивана Грозного.
Иван Грозный остаётся одной из самых ярких и противоречивых фигур российской истории, а отношение к нему колеблется вместе с линией партии — от восхищения в период закручивания гаек до осуждения во время редких «оттепелей».
К 1941 году Иосиф Сталин успел вдохновиться фигурой Грозного и явно видел себя его духовным наследником. Вероятно, поэтому в фильме «Первопечатник Иван Фёдоров» русский царь появляется в непривычном амплуа мецената и покровителя искусств. Он продвигает книгопечатание, занимаясь, по сути, просветительской деятельностью. Но увлечение Сталина отечественной историей только начиналось — вскоре он заказал фильм, где Иван Грозный был уже главным героем, полностью отражавшим мировосприятие «отца народов».
Хотя картину «Иван Грозный» Сергей Эйзенштейн снял по собственному сценарию, фактически его соавтором был сам Сталин. Он сформулировал заказ, подсказал режиссёру историческую «концепцию» и лично утверждал сценарий.
В архиве Эйзенштейна сохранился пересказ встречи с секретарём ЦК ВКП(б) Ждановым, который передал режиссёру сталинские ценные указания. Советский лидер считал, что «очень мощная фигура» Ивана Грозного не отражена в искусстве «с наших позиций». По мнению Сталина, «дворянские историки, потомки предателя князя Курбского, начали традицию ложного изображения крупнейшего деятеля XVI века». Только смерть царя не позволила завершить «прогрессивную программу» — если бы не это досадное недоразумение, то почти два века «смуты между царствованием Ивана Грозного и Петра Великого» не имели бы места. На плечи Эйзенштейна легла задача «правильно исторически разобрать этот образ и воплотить его в кинематографии».