Авторынок уходит в минус
Продажи новых легковых автомобилей в мае рухнули на 17,9% по отношению к маю 2018 года, сообщило агентство «Автостат». Последний раз столь глубокое месячное падение фиксировалось лишь в августе 2016-го. Сама по себе столь внушительная цифра определяется в том числе календарным фактором: в нынешнем мае было на два рабочих дня меньше, чем год назад. Однако отрицательные темпы роста были зафиксированы по итогам четырех из прошедших с начала года пяти полных месяцев. В целом за январь–май продажи новых легковых автомобилей в стране составили 592,8 тыс., это на 4,1% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. В сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) спад еще более выражен: по данным «Автостата», за пять месяцев их продано 41,1 тыс. — на 7,7% меньше, чем годом ранее.
Альтернативный провайдер данных о месячных продажах машин, Ассоциация европейского бизнеса, приводит несколько иную статистику. По ее оценке, в январе–мае в России продано 677,6 тыс. новых легковых автомобилей (с учетом LCV), а общее падение продаж по итогам пяти месяцев составило 2,3%, в том числе 6,7% в мае.
Какими данными ни пользуйся, вывод один: после двух лет анемичного роста, толком не восстановившись после четырех последовательных лет сжатия (накопленным итогом падение продаж оказалось более чем двукратным: с 2,6 млн машин в 2012 году до 1,26 млн в 2016-м), в 2019 году автомобильный рынок въезжает в новый спад.
Ситуацию комментирует начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун: «Среди общих факторов, которые негативно влияют на рынок в 2019 году, нужно выделить следующие: рост цен на все товары и услуги, в том числе на автомобили, запчасти и сервис, вызванный повышением НДС; падение покупательной способности населения вследствие снижения реальных доходов и ужесточения бюджетно-налоговой политики; уменьшение численности экономически занятого населения; увеличение времени владения автомобилями.
По году мы ожидаем падение рынка на величину до пяти процентов в базовом сценарии. В негативном сценарии рассматриваем вариант снижения до десяти процентов и, соответственно, падения объема продаж до 1,47 миллиона машин (без учета LCV)».
Ранее эксперты PWC в базовом сценарии прогноза российского рынка ожидали спада продаж в 2019 году примерно на 2%. Похоже, эта оценка оказалась чересчур оптимистической.
Коротко
Потребительские предпочтения: экология не вариант
За экологически чистые продукты сегодня готовы переплачивать 32% россиян. Таков результат очередного всероссийского опроса, проведенного исследовательским холдингом РОМИР. Один из вопросов звучал так: «За какие продукты Вы готовы платить больше?». Доля потребителей, готовых покупать безопасные продукты по более высокой цене, неуклонно снижается. Еще в 2015 году они составляли 56% опрошенных, а в 2018-м их было уже 36%.
Вагоностроение: все для патоки
Крупнейший в России производитель вагонов Объединенная вагонная компания (ОВК) поставила GATX Rail Vostok — российской дочке GATX Corporation, мирового лидера на рынке лизинга железнодорожной техники, 26 инновационных вагонов-цистерн для перевозки патоки и растительных масел. Это новая позиция в продуктовой линейке ОВК и единственная модель на рынке для данного вида груза на тележке с повышенной осевой нагрузкой 25 тс и котлом из нержавеющей стали. Модель разработана Всесоюзным научно-исследовательским центром транспортных технологий и производится на базе «ТихвинХимМаша» (обе компании входят в железнодорожный холдинг ОВК). Одним из ключевых преимуществ вагона-цистерны является уникальная конструкция котла, изготовленного из нержавеющей стали и прошедшего специальную комплексную обработку.
Агропром: фуа-гра по-утиному
Агрохолдинг «Рамонская индейка» (Воронежская область) начал строительство первой очереди предприятия по глубокой переработке утиного мяса. Общая стоимость проекта составит 4,5–5 млрд рублей, проектная мощность — 20 тыс. т готовой продукции в год: колбас, консервов, копченостей, утиной печени и фуа-гра. На предприятии планируется выпускать также детское питание. В результате агрохолдинг рассчитывает занять 10% рынка утиного мяса. Продукция будет продаваться во всех регионах России, а также экспортироваться в Азию и Европу. Производство первой очереди стартует примерно через год.
Строительство: YIT прощается с Москвой
Финский строительный концерн YIT оптимизирует свой бизнес в России. Он больше не будет строить жилье в Москве и Московской области, «где деятельность очень капиталоемкая и бизнес-среда сложная». Кроме того, концерн продаст незастроенные участки в Ростове-на-Дону и завершит здесь свою деятельность в сфере жилищного строительства. В то же время финны продолжат строить жилые здания в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Тюмени. По заявлению представителей концерна, деятельность в этих городах оставалась рентабельной в условиях экономического спада в России. Кроме того, они отмечают наличие на рынке хорошего предложения земельных участков, размер и средняя стоимость которых обеспечивают эффективное использование капитала.
Телекоммуникационное оборудование: ставка на «Байкал»
Компания NSG, российский разработчик и производитель оборудования для сетей передачи данных, сообщила, что начинает серийное производство маршрутизаторов серии NSG–3000 на основе процессора «Байкал-Т1» (BE– T1000) российской компании «Байкал Электроникс». Новая разработка важна в условиях курса на построение суверенного российского интернета и устранение технологической зависимости от импортных продуктов. Особый интерес она представляет для разработки доверенных систем. В частности, в процессоре предусмотрена аппаратная поддержка алгоритмов ГОСТа для защиты данных.
Аквакультура: корма для африканского сома
Институт агроэкологии и биотехнологии (ИнАгроБио) приступил к реализации в Ярославской области проекта индустриального рыбоводного комплекса по выращиванию африканского клариевого сома михайловской породы. Она выведена и запатентована специалистами ИнАгроБио. Инвестиции в первую очередь проекта, которую планируется запустить в конце года, оцениваются в 290 млн рублей, мощность составит 1,5 тыс. тонн живой рыбы в год. К 2022 году выпуск планируется довести до 15 тыс. тонн, а общий объем инвестиций — до 590 млн рублей. Продукцию предприятие будет поставлять в локальные и федеральные розничные сети. В настоящее время инвестор начал строительство завода по выпуску кормов для аквакультуры стоимостью 127 млн рублей. Его плановая мощность — 120 тыс. т стартовых кормов, 5 тыс. т продукционных кормов для аквакультуры и 5 тыс. т гидролизата белка в год.
Прибалтика: рассинхронизация энергосистем
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подписал с главами прибалтийских государств дорожную карту по рассинхронизации энергосистем балтийских республик с Россией. Присоединение Литвы, Латвии и Эстонии к энергосистеме ЕС намечено на 2025 год. Под документом поставили подпись также представители Польши, поскольку через нее пройдет присоединение. Ранее сообщалось, что Калининградская область протестировала свои энергетические системы на предмет готовности работать в автономном режиме. Пилотные включения прошли успешно, что очень взволновало балтийских соседей самого западного российского региона. В Литве в связи с этим выразили обеспокоенность возможными перебоями с электричеством в стране.
Adidas: три полоски
Суд ЕС в Люксембурге отказал в признании трех полос торговым знаком всемирно известной немецкой компании. В решении говорится, что такое изображение логотипа не позволяет точно отличить логотип Adidas от других подобных изображений. Право Adidas на использование логотипа бренда как исключительного товарного знака (а описан знак был так: три параллельные равноудаленные друг от друга полоски идентичной ширины, нанесенные на товар в любом направлении), было предоставлено компании в 2014 году Ведомством по интеллектуальной собственности Евросоюза (EUIPO). Однако бельгийская Shoe Branding Europe BVBA оспорила это право, заявив, что три полоски не представляют собой исключительного знака. Впоследствии в EUIPO согласились с доводами бельгийского предприятия и аннулировали свидетельство о товарном знаке, принадлежащем Adidas. Ранее немецкая компания пыталась обязать BVBA изменить их логотип обуви, который представлял собой две параллельные косые полосы, утверждая, что он похож на три адидасовские полоски.
Австрия: пивное отопление
В Австрии по-новому подошли к роли пива в жизни людей. На территории старого пивоваренного завода в городе Швехате строится жилой дом на 900 квартир, который будет отапливаться неиспользованным теплом — его станет поставлять расположенный рядом новый пивзавод. Инновационный проект реализуется совместно региональной энергетической компанией Нижней Австрии EVN и Пивоваренным союзом Австрии Brau Union.
Швеция: налог против пластика
Налог на пластиковые пакеты введут в Швеции в 2020 году, сообщает ТАСС со ссылкой на шведский телеканал TB4. Сумма налога будет зависеть от вида пакетов: так, на стандартный пакет он составит 0,33 доллара, а на тонкий — 0,03 доллара. Власти страны полагают, что введение налога позволит снизить потребление пакетов до 40 штук на человека в год: такой норматив установлен в Евросоюзе. При этом бюджет страны пополнится на 320 млн долларов в год.
Фото: ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl