Гриша и школа
Дети с опытом сиротства, начиная посещать школу, могут испытывать достаточно сильный стресс, и часто это оборачивается проблемами с учёбой и поведением. Как помочь им адаптироваться?
Сейчас Гриша учится с удовольствием, но так было не всегда. Ещё два года назад посещение школы превращалось в сущий ад. Не только для него, но и для его одноклассников, учителей и новых родителей.
«Мы воспитываем ещё четверых детей — и кровных, и приёмных, — рассказывает мама Гриши*. — Когда он попал в нашу семью, ему уже исполнилось девять. Добрый и сообразительный мальчик. В кровной семье его не отправили в школу вовремя. Так что в первый класс он пошёл на год позже и уже в учреждении. Когда мы отдавали его во второй класс, были уверены, что наши знания и помощь позволят ему наверстать упущенное и он сможет вскоре продолжить обучение вместе с ровесниками. Но по факту он сразу начал саботировать учёбу. Когда мы делали вместе уроки, смотрел на меня пустыми глазами, мог начать плакать и говорить: «Зачем вы вообще меня забрали из детского дома!» В классе было ещё хуже. Учителей он не слушался, дрался, прятался под парту, отвлекал других детей и педагога. Я пыталась объяснить ему, почему не стоит мешать учительнице (она ведь для вас старается, ей и так тяжело) и отвлекать одноклассников (им будет сложнее делать уроки, они не будут с тобой играть), как лучше реагировать, когда кто-то из ребят задирается (не обращать внимания, отойти в сторону). В лучшем случае он со мной соглашался и обещал, что «больше не будет», но его хватало максимум на пару дней. Я пробовала и уговорить, и поощрить, и грозить наказанием. Всё без толку. Я чувствовала полное бессилие, как будто весь мой педагогический и родительский опыт вдруг стал совершенно бесполезен. Атмосфера дома была ужасная, мы часами делали