Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина
Проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию». «Сноб» рассказывает, как художница Катя Рыблова мягко дополняет архитектуру памятника культурного наследия, создавая интерактивный диалог с его историей, и объясняет, что такое синестезия как художественный язык, а также какое место в проекте занимают Моисей Гинзбург, Хиннерк Шепер и Эрих Борхерт.
Мягкая интервенция
Проект Кати Рыбловой «Переход цвета» — это дебютная почти выставка в серии «Несущие конструкцию» (но о ней чуть позже). Почти выставка — потому что на самом деле это инсталляция в коридоре между коммунальным и жилым блоками. Полупрозрачная пленка на окнах, выполненная в палитре Дома, деликатно вошла в общий интерьер. Гости и жильцы Дома могут и сами принять участие в художественном процессе, раздвинув или, наоборот, сдвинув створки окон, таким образом смешивая цвета и получая новые.
«Катя Рыблова работает по большей части с темой цвета и его влияния на чувства. “Переход цвета” знакомит зрителей с историческим материалом о цветовом оформлении интерьеров Дома Наркомфина, самим пространством Дома и ее собственной методологией выявления взаимосвязей цвета, света и человеческих переживаний», — рассказала куратор серии «Несущие конструкцию» Эльмира Минкина.
Другая часть инсталляции уже не зрительски-интерактивная, а теоретическая. Она расположилась в ячейке П и основана на статьях Хиннерка Шепера, Эриха Борхерта и Моисея Гинзбурга. Последний был членом «золотого трио» — вместе с коллегой-архитектором Игнатием Милинисом и инженером Сергеем Прохоровым он спроектировал дом для работников Народного комиссариата финансов СССР. Идея Дома принадлежит именно Гинзбургу, который определял здание как «опытный дом переходного типа».
«Для меня выбор формата работы с Домом Наркомфина был очень естественным. По сути мы действовали из ограничений самого пространства: нельзя взаимодействовать с потолком, полом и стенами, так как Дом Наркомфина является памятником советской архитектуры и только недавно был отреставрирован. Поэтому логичным показалось использовать поверхность окон. Благодаря конструкции и прозрачности окон, мы экспериментировали не только с цветом и светом (естественным и искусственным) в переходе, но и со смешением цвета в ячейке P для проведения интерактивных упражнений и создания новых оттенков цвета», — рассказала «Снобу» художница Катя Рыблова.
Хотя «Несущие конструкцию» — первая серия художественных проектов в Доме Наркомфина, это не первый опыт взаимодействия с художниками с момента реставрации здания вообще, уточнила для «Сноба» руководитель пространства Анна Борисова. В 2023 году здесь проходил проект «Опытная ячейка 131645», подготовленный студентами совместной магистерской программы Музея современного искусства «Гараж» и НИУ ВШЭ «Практики кураторства в современном искусстве».