Ноябрь / Интервью
Легче обнять
«Давайте, пожалуйста, сядем так, чтобы я видела ваши глаза. Я хочу понимать, что вам на самом деле интересно». Актриса Ксения Раппопорт – о новой роли, детях-бабочках и значении объятий.
Мы пытались встретиться для этого интервью несколько раз, но раз за разом вмешивались какие-то невероятные обстоятельства. В конце концов нас подводит даже скайп – исчезает звук, и мы говорим по телефону, глядя друг на друга через молчащий экран.
Простой шерстяной свитер, копна волос небрежно собрана на затылке, без макияжа, немного уставшая – и все равно, как у нее получается быть такой красивой? При этом она никогда не играла красавиц в привычном смысле слова. Чаще всего ее героини – умные, тонкие женщины «с судьбой». Оперная певица, потерявшая единственного сына (за эту роль в фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» Раппопорт получила главный актерский приз на «Кинотавре» и много других наград), украинская эмигрантка, сбежавшая из сексуального рабства и разыскивающая похищенного ребенка (фильм «Незнакомка», премия Итальянской академии кинематографии за лучшую женскую роль). В немного грустном наклоне бровей, в улыбке есть что-то, намекающее на драму, есть что-то о прошлом и памяти. «На самом деле мы все просто притворяемся – и умными, и красивыми. У нас профессия такая – прикидываться».
В «такую профессию» Ксения Раппопорт пришла с большими сомнениями – трижды бросала Санкт-Петербургскую театральную академию и трижды возвращалась обратно. Связано ли это с неуверенностью в себе или своем таланте? «Это связано с моей тупостью, и это не закончилось до сих пор, так я по жизни и иду. Такой уж я человек – дурацкий и нелогичный, никогда не умела ничего выстраивать и планировать, не умела решить, что я хочу вот этого, и спокойно двигаться к цели, мне это недоступно. Конечно, взросление дает ограничения свои, появляется ответственность за близких, поэтому хаотичные движения уже совершать труднее. Хотя иногда все равно умудряюсь такого натворить, что сама удивляюсь. Но мучительных сожалений об этом – нет».
В ноябре на экраны выходит фильм молодого режиссера Александра Молочникова «Мифы», где у одной из самых востребованных российских актрис, как она сама говорит, «совсем небольшая роль». Впрочем, дебютанту в кино Молочникову удалось собрать на площадке, кажется, весь актерский высший свет – и в больших, и в малых ролях: Сергей Безруков, Иван Ургант, Федор Бондарчук, Милош Бикович, Паулина Андреева, Ксения Собчак, Ирина Розанова.
«Когда Саша обратился ко мне, практически вся компания была уже в сборе, и это тоже был аргумент. Но главное – у меня такой большой дефицит хулиганства в профессии, мне так его всегда хочется восполнить, что если такая возможность появляется, я этим беззастенчиво пользуюсь. А тут еще песни и танцы, что совсем редко. В «Мифах» я играю поэтессу, вращающуюся в московском бомонде и ведущую очень вольный образ жизни, поскольку поэтическое вдохновение посещает ее во время любовных утех, которые она, собственно, везде и ищет. А поскольку в своих стихах она правдиво описывает то, что видит в этот момент вокруг себя, то, когда книга готовится к публикации, становится понятно, что в этих похождениях можно узнать конкретных людей».
Ксения Раппопорт подчеркивает, что с режиссером на площадке никогда не спорит попусту. Только настойчиво высказывает свое мнение и вносит конкретные предложения. В работе над ролью поэтессы у Раппопорт, выросшей рядом с бабушкой – сотрудницей Эрмитажа – и окончившей школу с углубленным французским, возникло очень понятное препятствие. «Когда дошло дело до стихов, которые должна читать моя героиня, они оказались совершенно чудовищными. Я спросила: „Саша, это бездарная женщина, которая считает себя поэтессой? Это тоже вариант, тоже характер. Или все-таки это пишущая женщина, которая умеет слагать вирши, но при этом у нее есть еще ряд каких-то качеств?” – „Нет, – ответил Саша, – она все-таки умеет”. Тогда я предложила ему обратиться к Вере Павловой, к поэту, которого я люблю и ценю. И – о чудо! – Саше удалось убедить и Веру тоже поучаствовать в «Мифах» своими стихами. А я была счастлива познакомиться и пообщаться с ней лично».