Доктор и политик: как Анна Шабанова боролась за право работать и голосовать
Анна Шабанова хотела работать врачом и добивалась для женщин избирательных прав. И то, и другое казалось в XIX веке излишним. Но Шабанова требовала — у министров, у императора, а потом и у Временного правительства. Она стала не только одной из первых женщин-врачей в России, но и одной из первых феминисток
19 марта 1917 года на улицы Петрограда вышла демонстрация — около 40 000 человек прошли от Городской думы до Таврического дворца, где заседало Временное правительство, требуя избирательных прав для женщин. Среди них шла 75-летняя Анна Шабанова — одна из тех, кто стоял у истоков феминистского движения в России, одна из первых женщин-врачей и активистка, боровшаяся за право на высшее образование.
Вольнослушательницы без диплома
Анна Шабанова, родившаяся в 1848 году в родовом поместье Смоленской губернии, получила хорошее домашнее образование и закончила пансионат для девочек. Уже в юности она задумалась о карьере врача. Этот выбор обусловили две причины: во-первых, карьера в медицинской сфере, в отличие от всех других, могла дать девушке почти реальные перспективы трудоустройства (как минимум, можно было стать медицинской сестрой или повивальной бабкой), во-вторых, Анна хотела помогать людям. «Русской интеллигенции, особенно в прежних поколениях, свойственно также чувство виновности перед народом», — писал философ Сергей Булгаков. Эти взгляды надолго определили мировоззрение Анны.
В Москве Шабанова сдала экзамен на аттестат зрелости по программе мужской гимназии. Она только закончила смоленский частный пансионат, ей 23 года, семья ее не слишком богата. Анна посещала собрания Ишутинского кружка — революционной народнической организации, созданной социалистом Николаем Ишутиным. Там ей дали почитать роман Николая Чернышевского «Что делать?». Чернышевский, которого называют иногда первым русским профеминистом, запустил в литературе процесс эмансипации, создав героиню — Веру Павловну, — которая, например, говорит: «Я хочу делать только то, чего буду хотеть, и пусть другие делают так же; я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Книга вдохновила Шабанову. Она начала активную работу — писала в университеты письма, агитировала за женское образование, участвовала в просветительской работе.
Образование и обучение девочек в Российской империи долгое время оставалось домашним. Первое учебное заведение — Смольный институт благородных девиц — открыли по инициативе Екатерины II только в 1764 году. Учили там в основном домоводству, танцам, пению, географии, математике, физике и архитектуре. Позднее девочки могли учиться также в пансионах или гимназиях, но не в университетах. Впервые девушка посетила университет в 1861 году: Наталью Корсини, дочь архитектора Иеронима Корсини, привел в студенческую аудиторию ректор Императорского университета Петр Плетнев.
Поведение Натальи считалось в то время вызывающим. Первое время ее всегда водил на занятия ректор, позднее — преподаватель. Один из студентов, присутствовавших тогда в аудитории, оставил воспоминания: «По времени входит Кавелин; но, к крайнему нашему удивлению, вслед за ним показалась фигура ректора П. А. Плетнева, ведшего под руку молодую миловидную барышню. Петр Александрович любезно усадил барышню в кресло, уселся сам, а Кавелин, как ни в чем не бывало, прочел свою лекцию. Не думаю, однако, что на этот раз все прослушали лекцию с тем вниманием, как это обыкновенно бывало. То же повторилось и на следующей лекции; затем Кавелин сам несколько раз вводил барышню, а потом она стала появляться в аудиторию одна, принося с собой тетрадь для записывания лекций, и в ожидании профессора усаживалась за одним из общих столов». За Натальей потянулись и другие девушки — запрета быть вольнослушательницами для них не было, так что женщины спокойно на лекции, например, в Санкт-Петербургский университет и Медико-хирургическую академию.