Петербург будущего
Что объединяет большого архитектора Сергея Чобана, Упсала-цирк, КГИОП и усадьбу Кушелева-Безбородко? Феноменальный девелопер и миллиардер Игорь Водопьянов — визионер, меценат, пассионарий, совладелец УК «Теорема». И вы только посмотрите на его новый проект «Феррум» (тоже коллаборация с Чобаном)!
Девелопер Игорь Водопьянов дает мастер-класс по редевелопменту промышленных территорий и популярно объясняет архитектурному критику и автору телеграм-канала «Город, говори» Марии Элькиной, что сделать, чтобы Петербург разбогател, и почему исторический центр города нужно изменить, чтобы спасти.
Как девелоперу выстроить работу с большим архитектором, а Петербургу — с принятием новых проектов
Уже больше 15 лет УК «Теорема» строит по проектам Сергея Чобана и его берлинского бюро Tchoban Voss Architekten. Результат этого сотрудничества — лучшие современные здания Петербурга. Первый совместный проект Водопьянова и Чобана — бизнес-центр «Лангензипен». На территории завода «Знамя труда» отреставрировали дореволюционный кирпичный корпус, а советский, 1960‑х годов, полностью реконструировали, чтобы превратить в офисное здание. Такое решение стало инновацией не только российского масштаба — c помощью технологии, которой никто до этого не пользовался, на стеклянные панели фасада нанесли коллаж из фотографий элементов римских зданий. Затем главной лабораторией для реализации своих идей Игорь выбрал территорию бывшего завода «Россия» в районе Охты, где стал строить бизнес-парк «Полюстрово». Здания в нем хороши в первую очередь — но не только! — ни на что не похожими фасадами. На облицовку дома Бенуа Сергей Чобан придумал нанести эскизы балетных декораций знаменитого художника. На три бизнес-центра «Времена года» — летний, зимний и осенний пейзажи.
Новейшая сенсация: два здания «Феррум» — одни из первых в России, облицованные кортеновой сталью. Металл искусственно окислен и выглядит как будто бы ржавым от времени. Узор на фасаде объемный, панели сплетаются друг с другом, как нити в ткани. «Феррум» получил международные награды, включая премию за лучшее здание, от Чикагского музея архитектуры и дизайна «Атенеум». Одно из зданий бизнес-центра почти полностью занято компанией Yandex.
Бизнес-парк «Полюстрово» стоит считать выдающимся местом не только за его удачные отдельные постройки, но и за уникальный подход к организации среды. В 2011 году «Теорема» построила здесь постоянный шатер для кочующего Упсала-цирка — театра, где вместо профессиональных артистов выступают подростки-хулиганы и который неизменно собирает аншлаги. Такой широкий жест был совершенно новым для Петербурга способом работать с пространством — наполнять его не только тем, что непосредственно приносит деньги, но и тем, что создает настроение, атмосферу и притягивает интересных людей.
Ты только что достроил второй корпус бизнес-центра «Феррум», а в первом уже квартирует Yandex. Доволен?
Честно говоря, я не особенно счастлив, что построил «Феррум». Когда мы начинали, несколько компаний в бизнес-парке «Полюстрово» стремительно расширялись и получалось, что если мы им не предоставим новые площади, то они будут искать варианты съезжать. Потом у нас были договоренности с крупными компаниями, которые собирались к нам переехать. Теперь эти компании покинули Российскую Федерацию, второй корпус «Феррума» стоит почти пустой, и неизвестно, как долго это продлится. А так, эстетически — мне нравится, здорово получилось.
Сергей Чобан именно для тебя делает одни из самых ярких своих проектов. Скажи, ты знаешь какой‑то секрет вдохновения? Как устроена ваша совместная работа?
Сергей — человек непростой, поэтому я стараюсь не лезть в творческий процесс. Он дает мне три или два эскиза, а я из них выбираю один. Так мы с ним договорились, чтобы ограничить мое вмешательство. Технически наша работа выглядит так: Сергей разрабатывает эскизы, мои инженеры уже делают из них проектную документацию, а офис Сергея следит за тем, чтобы мы не ошиблись в деталях.
Чобан отвечает в наших проектах только за красоту. То, что касается функциональности — больше моя работа. Есть такая проблема не только у Сергея, а у большинства архитекторов, которых я знаю: они недостаточно думают о людях, которые находятся внутри их домов. Взять «Невскую ратушу». Она эффектно выглядит, но внутри сделана достаточно странно: сориентироваться невозможно.
В Петербурге редко встретишь девелопера, который бы делал из своих проектов хорошую архитектуру. Как ты к этому пришел?
Ничего особенного не случилось. Сначала было мало денег, приходилось обходиться малыми средствами. Когда мы реконструировали под бизнес-центр «Акватория» первое купленное нами здание — бывший Головной проектный научно-исследовательский институт, — мы облицевали его огромным стеклянным фасадом. В конце 1990‑х это произвело яркое впечатление. Когда появились деньги, стали строить что‑то поприличнее.
Тебе важнее построить что‑то, что самому нравилось бы, или получить признание в виде премии?
Мы работаем для вечности. Чтобы потомки оценили.
Видишь ли ты вокруг интересных архитекторов, кроме Сергея Чобана, — в Петербурге или за его пределами?
Я не особенно их замечаю. Вот Евгений Герасимов, хотя мне и не все его здания нравятся, строит явно лучше, чем большинство петербургских архитекторов. Комплекс Futurist вокруг Левашовского хлебозавода и дом в Ковенском переулке кажутся мне симпатичными.
Мне кажется, что хорошая архитектура у нас не очень востребована как таковая. Она может быть нужна только самому строителю. Городу она пока такое ощущение, что не нужна. Вот у нас есть градостроительный совет. В него входят те же люди, которые проектируют в Петербурге. Если один из них будет говорить, мол, «Петрович, какую‑то ты фигню построил», то в следующий раз ему Петрович скажет: «Васильич, а ты что фигню сделал?» У нас нет никакого независимого органа, который мог бы непредвзято оценить проекты.