Девелопер и миллиардер Игорь Водопьянов — визионер, меценат, пассионарий

Собака.ruРепортаж

Петербург будущего

Что объединяет большого архитектора Сергея Чобана, Упсала-цирк, КГИОП и усадьбу Кушелева-Безбородко? Феноменальный девелопер и миллиардер Игорь Водопьянов — визионер, меценат, пассионарий, совладелец УК «Теорема». И вы только посмотрите на его новый проект «Феррум» (тоже коллаборация с Чобаном)!

Здания бизнес-центра «Феррум» облицованы кортеновой сталью, и это шедевр: в бизнес-парк «Полюстрово» немедленно въехал Yandex

Девелопер Игорь Водопьянов дает мастер-класс по редевелопменту промышленных территорий и популярно объясняет архитектурному критику и автору телеграм-канала «Город, говори» Марии Элькиной, что сделать, чтобы Петербург разбогател, и почему исторический центр города нужно изменить, чтобы спасти.

Как девелоперу выстроить работу с большим архитектором, а Петербургу — с принятием новых проектов

Уже больше 15 лет УК «Теорема» строит по проектам Сергея Чобана и его берлинского бюро Tchoban Voss Architekten. Результат этого сотрудничества — лучшие современные здания Петербурга. Первый совместный проект Водопьянова и Чобана — бизнес-центр «Лангензипен». На территории завода «Знамя труда» отреставрировали дореволюционный кирпичный корпус, а советский, 1960‑х годов, полностью реконструировали, чтобы превратить в офисное здание. Такое решение стало инновацией не только российского масштаба — c помощью технологии, которой никто до этого не пользовался, на стеклянные панели фасада нанесли коллаж из фотографий элементов римских зданий. Затем главной лабораторией для реализации своих идей Игорь выбрал территорию бывшего завода «Россия» в районе Охты, где стал строить бизнес-парк «Полюстрово». Здания в нем хороши в первую очередь — но не только! — ни на что не похожими фасадами. На облицовку дома Бенуа Сергей Чобан придумал нанести эскизы балетных декораций знаменитого художника. На три бизнес-центра «Времена года» — летний, зимний и осенний пейзажи.

Новейшая сенсация: два здания «Феррум» — одни из первых в России, облицованные кортеновой сталью. Металл искусственно окислен и выглядит как будто бы ржавым от времени. Узор на фасаде объемный, панели сплетаются друг с другом, как нити в ткани. «Феррум» получил международные награды, включая премию за лучшее здание, от Чикагского музея архитектуры и дизайна «Атенеум». Одно из зданий бизнес-центра почти полностью занято компанией Yandex.

Бизнес-парк «Полюстрово» стоит считать выдающимся местом не только за его удачные отдельные постройки, но и за уникальный подход к организации среды. В 2011 году «Теорема» построила здесь постоянный шатер для кочующего Упсала-цирка — театра, где вместо профессиональных артистов выступают подростки-хулиганы и который неизменно собирает аншлаги. Такой широкий жест был совершенно новым для Петербурга способом работать с пространством — наполнять его не только тем, что непосредственно приносит деньги, но и тем, что создает настроение, атмосферу и притягивает интересных людей.

Ты только что достроил второй корпус бизнес-центра «Феррум», а в первом уже квартирует Yandex. Доволен?

Честно говоря, я не особенно счастлив, что построил «Феррум». Когда мы начинали, несколько компаний в бизнес-парке «Полюстрово» стремительно расширялись и получалось, что если мы им не предоставим новые площади, то они будут искать варианты съезжать. Потом у нас были договоренности с крупными компаниями, которые собирались к нам переехать. Теперь эти компании покинули Российскую Федерацию, второй корпус «Феррума» стоит почти пустой, и неизвестно, как долго это продлится. А так, эстетически — мне нравится, здорово получилось.

Бизнес-центр «Бенуа»

Сергей Чобан именно для тебя делает одни из самых ярких своих проектов. Скажи, ты знаешь какой‑то секрет вдохновения? Как устроена ваша совместная работа?

Сергей — человек непростой, поэтому я стараюсь не лезть в творческий процесс. Он дает мне три или два эскиза, а я из них выбираю один. Так мы с ним договорились, чтобы ограничить мое вмешательство. Технически наша работа выглядит так: Сергей разрабатывает эскизы, мои инженеры уже делают из них проектную документацию, а офис Сергея следит за тем, чтобы мы не ошиблись в деталях.

Чобан отвечает в наших проектах только за красоту. То, что касается функциональности — больше моя работа. Есть такая проблема не только у Сергея, а у большинства архитекторов, которых я знаю: они недостаточно думают о людях, которые находятся внутри их домов. Взять «Невскую ратушу». Она эффектно выглядит, но внутри сделана достаточно странно: сориентироваться невозможно.

В Петербурге редко встретишь девелопера, который бы делал из своих проектов хорошую архитектуру. Как ты к этому пришел?

Ничего особенного не случилось. Сначала было мало денег, приходилось обходиться малыми средствами. Когда мы реконструировали под бизнес-центр «Акватория» первое купленное нами здание — бывший Головной проектный научно-исследовательский институт, — мы облицевали его огромным стеклянным фасадом. В конце 1990‑х это произвело яркое впечатление. Когда появились деньги, стали строить что‑то поприличнее.

Бизнес-центр «Бенуа»

Тебе важнее построить что‑то, что самому нравилось бы, или получить признание в виде премии?

Мы работаем для вечности. Чтобы потомки оценили.

Видишь ли ты вокруг интересных архитекторов, кроме Сергея Чобана, —  в Петербурге или за его пределами?

Я не особенно их замечаю. Вот Евгений Герасимов, хотя мне и не все его здания нравятся, строит явно лучше, чем большинство петербургских архитекторов. Комплекс Futurist вокруг Левашовского хлебозавода и дом в Ковенском переулке кажутся мне симпатичными.

Мне кажется, что хорошая архитектура у нас не очень востребована как таковая. Она может быть нужна только самому строителю. Городу она пока такое ощущение, что не нужна. Вот у нас есть градостроительный совет. В него входят те же люди, которые проектируют в Петербурге. Если один из них будет говорить, мол, «Петрович, какую‑то ты фигню построил», то в следующий раз ему Петрович скажет: «Васильич, а ты что фигню сделал?» У нас нет никакого независимого органа, который мог бы непредвзято оценить проекты.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вокруг света Вокруг света

Интерьер квартиры, в котором все завязано на игре света и тени

AD
Наука в России: «Открываются очень большие перспективы» Наука в России: «Открываются очень большие перспективы»

Как достигнуть научного и технологического суверенитета в стране?

ФедералПресс
«Дома я не хочу лидировать» «Дома я не хочу лидировать»

Ольга Серябкина о силе тайм-менеджмента, воспитании ребенка и романтике

OK!
Незаметность простоты Незаметность простоты

Кутюрье Марк Боан: самая долгая карьера и жизнь в истории моды XX века

Weekend
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

К концу XIX века мало кто сомневался, что ближайшие планеты населены

Наука и жизнь
«Я думала, они жадные и не женятся»: как в 30 лет я вышла замуж за француза и ни разу об этом не пожалела «Я думала, они жадные и не женятся»: как в 30 лет я вышла замуж за француза и ни разу об этом не пожалела

История нашей героини, которая неожиданно вышла замуж за иностранца

VOICE
Сцены из двух супружеских жизней Сцены из двух супружеских жизней

«Вычитание»: триллер о двойниках, слишком повернутый на собственной драматургии

Weekend
Первая и последняя кошка астронавт: история Фелисетт Первая и последняя кошка астронавт: история Фелисетт

Как одна бездомная кошка стала космонавтом

ТехИнсайдер
Музыкальная пауза: как Тупак Шакур воспел Западное побережье в California Love Музыкальная пауза: как Тупак Шакур воспел Западное побережье в California Love

Как Тупак Шакур записал один из главных хитов в карьере — California Love

Правила жизни
Дерби нового света Дерби нового света

Не будем спорить насчет Запада и Востока, а вот Север и Юг однажды сошлись

Вокруг света
Бабочка на шее. Как предупредить заболевания щитовидной железы Бабочка на шее. Как предупредить заболевания щитовидной железы

Сбои в работе щитовидки могут стать причиной самых разных бед

Лиза
Интерстеллар Интерстеллар

Испытываем внедорожные качества нового кроссовера Exeed RX

Автопилот
«Беременность на колесиках»: почему модные методики зачатия не работают — разоблачение от врача-гинеколога «Беременность на колесиках»: почему модные методики зачатия не работают — разоблачение от врача-гинеколога

Как женщины сами мешают себе забеременеть — с научной точки зрения

VOICE
Как в оранжерее Как в оранжерее

Лучшая гарантия здорового роста комнатных растений – своевременный уход

Лиза
Окончательное решение человеческого вопроса Окончательное решение человеческого вопроса

«Дикая планета»: что французская антиутопия 1973 года говорит о современности

Weekend
Деликатно о важном. Первые симптомы рака шейки матки Деликатно о важном. Первые симптомы рака шейки матки

Одна из проблем, связанных с раком шейки матки – вовремя распознать его симптомы

Лиза
Он такой один Он такой один

История культовой красно-белой «десятки»

Автопилот
«Хочу, чтобы мои станки по всей России продавались» «Хочу, чтобы мои станки по всей России продавались»

Дмитрий Зырянов разрабатывает и строит токарно-фрезерные автоматы с ЧПУ

Эксперт
Лихачева, Сапрыкин, Михайлова — о тревожном мире и неопределенности Лихачева, Сапрыкин, Михайлова — о тревожном мире и неопределенности

Что вызывает тревогу прямо сейчас и можно ли с этим справиться?

РБК
Алкуин и Каролингское возрождение Алкуин и Каролингское возрождение

Как спасти из мрачной бездны неведения культуру Западной Римской империи?

Знание – сила
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
Мой мальчик Мой мальчик

Пары, в которых мужчина заметно моложе женщины, вызывают неоднозначную реакцию

VOICE
Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!» Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!»

Как Надежда Бабкина пришла к гармонии между внутренним и внешним?

Добрые советы
Авиация Авиация

Рекордно просторные салоны, близкая к рекордной скорость плюс забота об экологии

Robb Report
Машины лечат людей: как нейросети используют в российской медицине Машины лечат людей: как нейросети используют в российской медицине

Россия начала активно разрабатывать нейросети в системе здравоохранения

ФедералПресс
Жизнь в серебре Жизнь в серебре

Чем живет город Гуанахуато, обеспечивший современный миропорядок?

Вокруг света
Я — сноб. Главный редактор «Альпина.Проза» Татьяна Соловьева Я — сноб. Главный редактор «Альпина.Проза» Татьяна Соловьева

Татьяна Соловьева — том, почему она сноб

СНОБ
Как создается экономический рост Как создается экономический рост

РЖД — один из крупнейших инвесторов в инфраструктуру в России

Эксперт
Памяти Невского Памяти Невского

Историческая реконструкция похода Александра Невского проходит уже третий год

Отдых в России
Занимают без энтузиазма Занимают без энтузиазма

Объем рублевых корпоративных облигаций нефинансовых компаний почти не растет

Эксперт
Открыть в приложении