Дина Рубина: «Третий том должен быть просто триллером»
Большое интервью Дины Рубиной о новом романе «Рябиновый клин», писательской безнравственности и любимых детективах.
19 сентября в издательстве «Эксмо» вышел новый роман Дины Рубиной «Рябиновый клин», первая часть трилогии «Наполеонов обоз». Уже по первому тому чувствуется, что в Рубина в расцвете своей писательской силы — так ловко она сплетает разрозненные нити в сюжетный узор, так точно находит интонацию для каждого героя, от белорусской бабки Мани до дочери дирижера Императорского оркестра. В «Рябиновом клине» писательница только начинает рассказ о главных героях, чья история любви началась когда-то на маленькой станции Вязники, где Сташек Бугров впервые увидел «огненную пацанку» Надю. Есть в романе и смелая и смешная пародия на издательский мир и действующих писателей, и невеселая правда о жизни современной деревни.
На Московской международной книжной ярмарке Дина Рубина рассказала Forbes Life о «Рябиновом клине» и всей трилогии.
— Когда начинаешь читать роман «Рябиновый клин»...
— Там сразу появляется народ.
— Да. Появляется сосед главной героини, персонаж, по имени Изюм. И мне показалось, что его в романе слишком много. Зачем в первой книге столько Изюма?
— Он один из главных героев. Я вообще люблю простых людей, люблю с ними разговаривать... Может показаться, что ему внимания уделено много, потому что это первая книга. Мы же пока не знаем и не видим ни второй, ни третьей книги — только автор ощущает габариты этого текста. В структуре романа Изюм займет довольно изрядное место, поэтому он и открывает деревенскую экспозицию.
Этот человек разговаривает особым современным языком, о котором я много думала, над которым, надо сказать, и много потрудилась. Я слышала этих людей. Это такой интернетский волапюк с включениями народных, деревенских слов, с какими-то фразочками из телевизионной бадяги, которая, понятно, ежедневно обрушивается на человека. Но плюс еще с какими-то понятиями, героями или словами из книг, тех самых, которых Изюм четыре стеллажа в детстве в интернате прочитал. Изюм — персонаж довольно сложный. Он покажется простоватым, но это не так. Он человек с мыслями, с биографией.
— Биография у Изюма Давлетова богатая, и он выразительно ее рассказывает. Но историй его очень уж много.
— А будет еще больше. Я ему отдала — кроме каких-то эпизодов биографии Надежды — практически всю авансцену первой части первой книги романа. Во второй книге его нет вообще, он снова появится только в третьем томе, но Изюм — одно из несущих стропил романа. Просто вам это видно не сразу.
Первое, что сказала Оля (Ольга Аминова, редактор «Эксмо» — FL), не стоит ли сократить сцену, где Изюм жарит шашлыки губернатору, ведь это все-таки проходной герой, деревенский. Но я говорю, нет. Это не проходной герой, это Санчо Панса. Представляете, если «сократить» образ Санчо Пансы в «Дон Кихоте»? Нет. Давайте дадим ему высказаться. У него должен появиться повод рассказать о страшном обломе в его «жизнюге», когда он в армии намывает слиток золота, и тут появляется некий зловещий для него персонаж, отбирающий богатство. Впоследствии окажется, что злодей — родственник моего главного героя. Словом, я умею вязать эти салфеточки. Я знаю, куда какая нитка ведет, где узелок завязать, а где его распутать. Вам придется в первом томе поверить мне на слово: все взаимосвязано между собой.
— А у вас есть какая-то схема? Некоторые авторы заранее рисуют себе основные линии, как следователи в полиции.
— Знаете, это дело хорошее, и у меня однажды так получилось. Но это касалось небольшого компактного романа «Почерк Леонардо», который был написан в некой музыкальной форме, в форме рондо, скажем. Тогда я даже нарисовала себе схему романа, это мне казалось правильным.
У любого романа есть структура. Если он претендует на повествование о чьей-то судьбе или о судьбах группы героев, то просто обязан иметь структуру, иначе невозможно удержать внимание читателя. Первая книга трилогии может позволить себе быть широкой, спокойной. В «Рябиновом клине» две части. Первая часть деревенская, разливанная: тут и рыбалка, и пруд, и собачьи бега, и шашлык на природе. Герои фланируют перед нами вроде без особой цели: они пошли туда и сюда.., поговорили о том, о сем… Вторая часть, где появляется главный герой, Сташек Бугров, более напряженная. А уж вторая книга — «Белые лошади» (она практически написана) — гораздо более стремительная и болезненная. Ну а третий том должен быть просто триллером, как это было в «Русской канарейке», — если мы хотим сделать вещь цельной. Потому что в любом крупном музыкальном произведении последняя часть — это presto. Это я говорю о структуре трехкнижного романа.
Понимаете, какая штука. Например, у меня есть трилогия «Люди воздуха» Это три разных романа. Разве что объединяет героев некая оторванность от этой жизни, это действительно люди воздуха, не привязанные к действительности. А в «Русской канарейке» была уже совсем другая структура: три книги и одна общая история. «Наполеонов обоз» построен так же: огромное количество героев, которые возникают во второй части «Рябинового клина» этаким десантом и сразу начинают действовать: главный герой Сташек Бугров, его родня южская и родня гороховецкая — две совершенно разные группы лиц, впервые в рассказе бати, отца нашего героя, возникает некий дальний предок Сташека — Аристарх Бугеро, адъютант и переводчик принца Евгения де Богарне...