Объединенная компания «Евросети» и «Связного» хочет посредничества между мирами

РБКБизнес

Другой «Связной»

Объединенная компания «Евросети» и «Связного» хочет быть посредником между мирами

Текст Ирина Юзбекова

Объединенную компанию «Евросети» и «Связного» уже сейчас трудно назвать сотовым ретейлером — в 2017 году продажи телефонов принесли ей лишь 16% выручки. А в перспективе компания планирует стать «универсальным посредником» между интернетом и покупателями, заказавшими онлайн любой товар.

В мае 2018 года была закрыта сделка по объединению двух главных и злейших конкурентов на рынке сотового ретейла — «Евросети» и «Связного». Создатели этих компаний — Евгений Чичваркин, Тимур Артемьев и Максим Ноготков — очень яркие фигуры российского бизнеса первой половины 2000-х годов, живут за границей и возвращаться не хотят. Их бывшие бизнесы в руках у братьев Малисов: Олег, младший, стал главным акционером объединенной компании, Александр, старший, — ее генеральным директором.

«Евросеть» и Александр

«Евросеть» Чичваркин и Артемьев создали в 1997 году, сеть долгое время держала низкие цены на мобильные телефоны, заманивая покупателей громкими рекламными кампаниями с эпатажными слоганами. К концу 2007 года у компании было более 5100 магазинов по всей стране, а оборот «Евросети» в том же году составлял $5,6 млрд. Но еще летом 2005 года у компании начались проблемы: МВД задержало на Шереметьевской таможне десять фур с 80 тыс. контрабандных телефонов и опечатало склады еще с 300 тыс. телефонов. Среди получателей «серых» аппаратов значилась и «Евросеть». «До 2005 года в России не было ни одного «белого» телефона», — позже признавался Чичваркин в интервью Юрию Дудю.

В течение следующих трех лет в «Евросети» несколько раз проходили обыски с конфискацией товара, а в 2008 году были арестованы вице-президент и заместитель начальника службы безопасности компании. Их обвинили в похищении экспедитора «Евросети» и вымогательстве у него 10 млн руб. — по версии следствия, они действовали в интересах Чичваркина.

Спасаясь от уголовного преследования, в 2008 году бизнесмен уехал в Великобританию, позже туда же перебрался и Артемьев. «Евросеть» за $350 млн купил бизнесмен Александр Мамут (всю компанию оценили в $1,25 млрд, но у нее был долг в $850 млн). Мамут затем перепродал компанию, получив за нее в общей сложности около $1 млрд: 50% минус одна акция достались «ВымпелКому», 49,9% — «МегаФону» и его основному акционеру, холдингу Garsdale, которым владели Алишер Усманов, Сергей Адоньев и Альберт Авдолян.

А в 2016 году появились первые слухи о том, что операторы хотят разделить розницу. Летом 2017 года, почти после года переговоров, «ВымпелКом» и «МегаФон» договорились о разделе «Евросети»: «ВымпелКом» получил около 1,8 тыс. магазинов из 4 тыс., «МегаФон» — бренд и остальной бизнес крупнейшей в России сети салонов мобильной связи.

О том, что бренд «Евросеть» перестанет существовать, Евгений Чичваркин узнал больше года назад — «кто-то из бывших коллег сказал», вспоминает он в разговоре с журналом РБК. Он признался, что в тот момент испытал сожаление.

В современной России «Евросеть» вряд ли продолжала бы работать: «так или иначе чекисты добрались бы до нее», — говорит он, добавляя, что история не знает сослагательных наклонений. С Александром Малисом Чичваркин не поддерживает отношения: «У нас нет предмета для общения», — говорит он.

Бренд «Евросеть» будет ликвидирован к лету 2019 года, говорит Александр Малис: «это было категорическое пожелание «ВымпелКома» как условие сделки». Александр возглавил «Евросеть» еще в 2009 году и останется руководителем объединенной компании «Евросети» и «Связного». А его родной брат Олег Малис будет ее основным акционером.

Олег Малис стал основным акционером объединенной компании

«Связной» и Олег

Когда-то самый молодой российский миллиардер в рейтинге Forbes, а теперь — банкрот, Максим Ноготков в 1995 году создал компанию «Максус», которая занималась оптовыми поставками телефонов и аудиотехники. В 2002 году на ее основе была создана сеть «Связной», ставшая «игроком номер два» на российском рынке торговли сотовыми телефонами: к концу 2000-х годов «Евросеть» и «Связной» продавали более 50% всех устройств в России. В 2008 году, в котором из России уехал Чичваркин, у «Связного» было более 1,7 тыс. магазинов, в 2014-м — около 3 тыс. У Ноготкова были и другие бизнесы — Связной Банк, онлайн-магазин Enter, франшиза датского ювелирного бренда Pandora и другие. Головной структурой всех активов Ноготкова была кипрская Trellas Enterprises Ltd.

Осенью 2014 году в России случился финансовый кризис, и у Ноготкова возникли проблемы с погашением кредитов. В частности, он не смог вернуть кредит в $120 млн, полученный от группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. Всего долги Ноготкова на тот момент составляли около $1 млрд, писал журнал Forbes. В обеспечение по кредитам бизнесмен заложил контрольный пакет в Trellas, а также доли в «Связном», Enter и других компаниях. В конце 2014 года Прохоров переуступил права требования по долгу Ноготкова группе Solvers Олега Малиса.

Как и старший брат, в начале своей карьеры Олег занимал в основном менеджерские позиции в различных телеком-компаниях, но потом решил сосредоточиться на создании собственного бизнеса. В 2011 году он основал инвестиционно-консалтинговую группу Solvers, в которую входит, например, девелоперская компания Solvers Estate (ей принадлежат башня «Империя» и компания «Сити», управляющая деловым центром «Москва-Сити»).

Для Олега история с переуступкой долга Ноготкова стала шансом пробиться в «высшую лигу», и Малис-младший этот шанс не упустил. Около года Олег судился с Максимом Ноготковым и в итоге одержал победу, получив в начале 2015 года 51% акций Trellas и, соответственно, всех компаний создателя «Связного».

В 2015 году Ноготков переехал в США, в 2018-м Арбитражный суд Калужской области признал его банкротом. «Мы общаемся [с Олегом], но очень редко, может, раз в год. У меня нет проблем с общением с ним по любым вопросам и нет обид, просто мало тем для разговоров», — рассказал Ноготков журналу РБК. Урегулировать долги перед все-ми внешними кредиторами «Связному» удалось в 2017 году, тогда же газета «Ведомости» сообщила, что компания обсуждает возможность слияния со своим главным конкурентом — «Евросетью».

Одна компания

В мае 2018 года группа Solvers и «МегаФон» закрыли сделку по объединению «Евросети» и «Связного»: в объединенной компании доля «МегаФона» составила 25% плюс одна акция и два места в совете директоров, ее стоимость оператор оценил в 15,4 млрд руб. в своей квартальной отчетности. Доля рассчитывалась исходя из объема вносимых активов в объединенный «Связной», рассказал журналу РБК исполнительный директор «МегаФона» Геворк Вермишян.

«МегаФон» рассматривал все варианты дальнейшего использования своей части актива после раздела бизнеса «Евросети» — от присоединения салонов к собственной сети дистрибуции до их закрытия, признался Вермишян: «Самым верным нам показалось слияние со «Связным»: это грамотно управляемая компания с точками продаж и обученным персоналом». Своя розница нужна «МегаФону» для «качественного обслуживания» своих абонентов, а мультибренд дает доступ ко всем россиянам, интересующимся цифровыми товарами, говорит Вермишян. Кроме того, стратегия «Связного» предполагает в дальнейшем выплату дивидендов, и «МегаФон» рассчитывает заработать как финансовый инвестор в этот актив.

Олег Малис не смог поговорить с журналом РБК, сославшись на занятость. «Мы с Олегом общаемся каждый день, у нас довольно близкие отношения, мы обсуждаем все», — говорит Александр. Отвечая на вопрос, нет ли конфликта интересов в ситуации, когда один брат руководит компанией, а второй является ее основным акционером, Александр Малис уверяет, что их с братом деловое общение ведется по принятым регламентам и процедурам. «Это не исключает прямого общения на тему брейнсторминга, поисков новых инициатив и вообще человеческого общения, но указания компания должна получать через совет директоров», — говорит он.

«Александр харизматичный, он умеет находить общий язык со всеми, но он, безусловно, волевой авторитарный руководитель, у которого есть в голове четкое видение того, как должна развиваться компания», — говорит Дмитрий Малов, бывший вице-президент «Связного» по ИТ, логистике и региональному развитию. Он знаком с братьями еще по работе в основанной ими в 1990-х компании «Корбина Телеком».

Оба брата амбициозны, поэтому находить компромиссы там, где они не являются единомышленниками, — это большой труд, говорит Малов. И добавляет: «И они договариваются. Я никогда не встречал у них попытки просто продавить через друг друга какое-либо решение». Прошедший год Александр Малис называет сложным: около восьми месяцев вся компания была занята объединением, у нее одновременно было два бэк-офиса и «полторы розницы». Интеграция «отъела часть финансовых и человеческих ресурсов», многие вещи приходилось перестраивать на ходу, продолжает он, но по итогам 2018 года в компании ожидают увидеть рост выручки — более конкретный прогноз Малис дать отказался.

После завершения слияния появится новая объединенная компания, в которой будут работать около 30 тыс. сотрудников, — она станет крупнейшим мультибрендовым дистрибьютором в Европе с сетью из 5,5 тыс. магазинов. Салоны «Евросети» будут переименованы: как они будут называться, пока не разглашается. На ребрендинг сети «Связной» планирует потратить 5 млрд руб., говорит Александр Малис. Но важно даже не то, как будет называться компания, — главное, что она будет не продавцом мобильных телефонов и гаджетов, а чем-то принципиально другим.

«Связной» как услуга

Строго говоря, «Связной» уже сейчас сложно называть сотовым ретейлером. В 2017 году львиную долю выручки, около 63%, «Связному» принесли финансовые платежи, которые люди совершают через компанию: переводы, пополнения карт банков-партнеров, погашение кредитов и т.п. Продажи смартфонов и кнопочных телефонов — вторая по величине статья выручки, но на нее пришлось всего 16%. «Если же измерять операции в штуках, то больше 90% из них не связаны с продажей сотовых телефонов», — говорит Александр.

Компания не будет отказываться от торговли мобильными телефонами — в прошлом году продажи смартфонов в денежном выражении выросли на 41% по сравнению с 2016 годом, а средняя цена устройства выросла на 15%, до 11,03 тыс. руб. Но компания видит явное падение покупательского спроса — люди в два раза больше товаров покупают в рассрочку и в кредит, чем всего 1,5 года назад, сетует Александр: «Мы видим, что количество денег, которое люди готовы тратить на потребление, уменьшается».

Планов выдавать кредиты из собственных средств или стать банком у компании нет. «Мы не производим мобильный телефон, страховой или банковский продукт, мы его продаем», — подчеркивает Александр Малис.

Главный товар нового «Связного» — это услуга. Сейчас весь список услуг и сервисов, которые предоставляет компания, содержит около 3,5 тыс. пунктов. «Многие направления бизнеса, которые казались фантазией всего полгода-год назад, сегодня уже реальность», — говорит Малис. Одно из них — посылочный бизнес.

«Мы их [посылки] можем выдавать в десять раз больше, чем выдаем сегодня, но уже сегодня выдаем в три раза больше, чем год назад», — отмечает Александр. «Связному» даже не нужно открывать пункты выдачи — розничные магазины сети и так есть по всей стране, нужно лишь расширить подсобные помещения. Кроме того, в ближайшие годы компания откроет еще 400 салонов к нынешним 5,5 тыс.

В глобальном смысле «Связной» хочет стать универсальным посредником между интернетом и человеком, который заказал что-то онлайн. «Мы — место, где виртуальное пространство соединяется с физическим миром. Вы заказали что-то в интернете, вам надо в интернете что-то подписать или верифицировать — вы можете сделать это у нас», — объясняет Малис новую философию компании.

«Пока мы не начнем продавать все»

Виртуальный и материальный миры уже настолько переплелись, что сложно сказать, где заканчивается один и начинается другой, продолжает Александр Малис, но при этом есть необходимость их физического контакта. «Наша задача — сделать так, чтобы потребитель мог получить любой легальный товар из любой точки мира, чтобы товары циркулировали так же, как информация», — говорит Малис.

Привычные форматы и правила меняются во всем мире, считает он, — многие интернет-компании пытаются купить компании из традиционного ретейла, у которых есть офлайновые точки продаж, ретейлеры, в свою очередь, покупают онлайн-компании. «Успех у тех, у кого есть две ноги», — заключает он.

Малис обещает, что через несколько лет любой человек может заказать любой товар в интернете через заявку на сайте «Связного». Сейчас иностранные сайты вроде Amazon и eBay доставляют лишь часть товаров в Россию, эту проблему решают небольшие компании, которые за комиссию привозят покупки из зарубежных интернет-магазинов. По сути, «Связной» хочет забрать этот бизнес себе, доставляя покупателям товар из любой точки мира.

«Если вам нужна какая-нибудь специальная сумка для HarleyDavidson, которая продается только в Америке и Европе, вы не должны думать, как ее получить, мы должны думать за вас», — говорит Александр. Покупателю не нужно будет общаться с иностранным магазином или заниматься вопросами таможенной очистки, добавляет он: «Мы все равно это делаем, и у нас большая экспертиза». Главная цель на этом направлении — «до бесконечности» расширить список сайтов, на которых покупатель из России может оставлять заказы.

Вряд ли через «Связной» в будущем можно будет заказать танкер или аэробус — компания надеется остаться «в рамках b2c», говорит Малис. Но в июле сайт «Связного» совместно с клубом Moscow Tesla Club начал собирать заказы на покупку автомобилей Tesla. Всего «Связной» получил 236 заявок, но продан пока один автомобиль, остальные заявки «находятся в различных стадиях проработки», уточнил представитель Moscow Tesla Club.

«Поройтесь у нас сайте, вы очень удивитесь, что у нас можно купить. И этого будет больше и больше, пока мы не начнем продавать все. Это займет время, но мы это сделаем», — обещает Александр Малис.

Две части целого

«Евросеть»
«Связной»
Объединенная компания «Связной Евросеть»

 

* На август 2018 года. Источник: данные компаний

Фото: Юрий Чичков для РБК. Дмитрий Лекай/Коммерсантъ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 лучших вузов 100 лучших вузов

Рейтинг впервые возглавила Высшая школа экономики

Forbes
Разрушители стереотипов Разрушители стереотипов

Сеул вносит разнообразие в Ceed двумя новинками: фастбеком и кроссовером.

Quattroruote
«Скелеты в шкафу» разобщают семьи? «Скелеты в шкафу» разобщают семьи?

Какие «скелеты в шкафу» особенно токсичны, а какие невинны?

Psychologies
«Хороший» развод «Хороший» развод

Как развестись и остаться друзьями

Домашний Очаг
Дорога в никуда Дорога в никуда

Чем обернулся проект строительства скоростной железной дороги в Калифорнии

Forbes
А принесите то, которое самое норм! Как дегустировать вино и не опозориться А принесите то, которое самое норм! Как дегустировать вино и не опозориться

Мы рассказываем, как надо пробовать вино и зачем вести себя, как сноб

Playboy
Как перейти от легких отношений к серьезным? Как перейти от легких отношений к серьезным?

Нелегко бывает перевести привязанность в настоящую любовь

Psychologies
Главная партия Главная партия

Балерина Диана Вишнева — о новой для себя роли матери

Vogue
«Рок — это бегать по крышам в 44 года» «Рок — это бегать по крышам в 44 года»

В этом году группа «Ночные снайперы» отмечает юбилей — 25 лет со дня основания

OK!
О чем поет Венеция? Вслушиваемся в новые музыкальные фильмы — с Леди Гагой и Натали Портман О чем поет Венеция? Вслушиваемся в новые музыкальные фильмы — с Леди Гагой и Натали Портман

Два байопика вымышленных музыкантов на кинофестивале в Венеции

Esquire
Лев Толстой как зеркало русской мизогинии или, Почему место женщин у плиты Лев Толстой как зеркало русской мизогинии или, Почему место женщин у плиты

Лев Николаевич Толстой - мизогин?

Cosmopolitan

В Антарктиде 37-летняя Ольга Стефанова была уже шесть раз

Psychologies
6 рецептов вкуснейших завтраков от шеф-повара Cook'kareku 6 рецептов вкуснейших завтраков от шеф-повара Cook'kareku

Как приготовить традиционный завтрак народов мира

Cosmopolitan
Иконические тренчи, новый логотип и британский панк: 26 луков с показа Burberry Иконические тренчи, новый логотип и британский панк: 26 луков с показа Burberry

Рикардо Тиши показал в Лондоне первую коллекцию для Burberry

Cosmopolitan
Радость жизни Радость жизни

Истории женщин, которые не просто победили болезнь, но стали сильнее

Домашний Очаг
Как Пол Эндрю добился успеха Как Пол Эндрю добился успеха

Пол Эндрю: о том, как от дизайна обуви он перешел к созданию одежды

Vogue
Лови момент: когда выгоднее всего менять старый iPhone Лови момент: когда выгоднее всего менять старый iPhone

Лови момент: когда выгоднее всего менять старый iPhone

Forbes
Советский «умный дом», придуманный 30 лет назад Советский «умный дом», придуманный 30 лет назад

Система «СФИНКС» была не столь наивной, как выглядят её прототипы сегодня

Maxim
Расстрел великих князей Расстрел великих князей

История расстрела великих князей — внуков Николая I

Дилетант
Возраст в генах. Соврать о годе рождения станет сложнее Возраст в генах. Соврать о годе рождения станет сложнее

Метод определения возраста, основанный на анализе модификаций ДНК

Forbes
Платье на брюки и еще пара трендов из 90-х: 16 луков с показа Victoria Beckham Платье на брюки и еще пара трендов из 90-х: 16 луков с показа Victoria Beckham

Платье на брюки и еще пара трендов из 90-х: 16 луков с показа Victoria Beckham

Cosmopolitan
Жоэль Робюшон и закон утоления жажды. Как шеф-повар века заложил основы эногастрономии Жоэль Робюшон и закон утоления жажды. Как шеф-повар века заложил основы эногастрономии

Как Жоэль Робюшон, шеф-повар века, заложил основы эногастрономии

Forbes
8 женщин, которые на меня повлияли 8 женщин, которые на меня повлияли

Кого считает суперзвездами Светлана Лобода

Glamour
Кто такие Джорджия Тордини и Джильда Амброзио Кто такие Джорджия Тордини и Джильда Амброзио

Основательницы Attico рассказали Vogue о новой коллекции бренда

Vogue
Коучи, тренеры, цыганки. Как не дать собой манипулировать Коучи, тренеры, цыганки. Как не дать собой манипулировать

Люди в любом возрасте верят в сказки

Forbes
Немного ужаса на ночь Немного ужаса на ночь

Почему романтическим комедиям мы порой предпочитаем леденящие кровь хорроры

Psychologies
Миру вирус! Всё, что нужно знать о вирусах, раз уж они занимают 95% биомассы нашей планеты Миру вирус! Всё, что нужно знать о вирусах, раз уж они занимают 95% биомассы нашей планеты

Проверка самых желтых новостей из мира биологии

Maxim
Что происходит в мужской моде прямо сейчас? Что происходит в мужской моде прямо сейчас?

Вот все, что вы должны знать о современных трендах и тенденциях

GQ
Фэншуй для двоих Фэншуй для двоих

Создав гармоничную обстановку в спальне, мы улучшим отношения в паре

Psychologies
От Салтыковой до Бузовой: российские звезды, раздевшиеся для Playboy От Салтыковой до Бузовой: российские звезды, раздевшиеся для Playboy

Звезды, появлявшихся на обложках за всю 23-летнюю историю российского Playboy

Playboy
Открыть в приложении