Объединенная компания «Евросети» и «Связного» хочет посредничества между мирами

РБКБизнес

Другой «Связной»

Объединенная компания «Евросети» и «Связного» хочет быть посредником между мирами

Текст Ирина Юзбекова

Объединенную компанию «Евросети» и «Связного» уже сейчас трудно назвать сотовым ретейлером — в 2017 году продажи телефонов принесли ей лишь 16% выручки. А в перспективе компания планирует стать «универсальным посредником» между интернетом и покупателями, заказавшими онлайн любой товар.

В мае 2018 года была закрыта сделка по объединению двух главных и злейших конкурентов на рынке сотового ретейла — «Евросети» и «Связного». Создатели этих компаний — Евгений Чичваркин, Тимур Артемьев и Максим Ноготков — очень яркие фигуры российского бизнеса первой половины 2000-х годов, живут за границей и возвращаться не хотят. Их бывшие бизнесы в руках у братьев Малисов: Олег, младший, стал главным акционером объединенной компании, Александр, старший, — ее генеральным директором.

«Евросеть» и Александр

«Евросеть» Чичваркин и Артемьев создали в 1997 году, сеть долгое время держала низкие цены на мобильные телефоны, заманивая покупателей громкими рекламными кампаниями с эпатажными слоганами. К концу 2007 года у компании было более 5100 магазинов по всей стране, а оборот «Евросети» в том же году составлял $5,6 млрд. Но еще летом 2005 года у компании начались проблемы: МВД задержало на Шереметьевской таможне десять фур с 80 тыс. контрабандных телефонов и опечатало склады еще с 300 тыс. телефонов. Среди получателей «серых» аппаратов значилась и «Евросеть». «До 2005 года в России не было ни одного «белого» телефона», — позже признавался Чичваркин в интервью Юрию Дудю.

В течение следующих трех лет в «Евросети» несколько раз проходили обыски с конфискацией товара, а в 2008 году были арестованы вице-президент и заместитель начальника службы безопасности компании. Их обвинили в похищении экспедитора «Евросети» и вымогательстве у него 10 млн руб. — по версии следствия, они действовали в интересах Чичваркина.

Спасаясь от уголовного преследования, в 2008 году бизнесмен уехал в Великобританию, позже туда же перебрался и Артемьев. «Евросеть» за $350 млн купил бизнесмен Александр Мамут (всю компанию оценили в $1,25 млрд, но у нее был долг в $850 млн). Мамут затем перепродал компанию, получив за нее в общей сложности около $1 млрд: 50% минус одна акция достались «ВымпелКому», 49,9% — «МегаФону» и его основному акционеру, холдингу Garsdale, которым владели Алишер Усманов, Сергей Адоньев и Альберт Авдолян.

А в 2016 году появились первые слухи о том, что операторы хотят разделить розницу. Летом 2017 года, почти после года переговоров, «ВымпелКом» и «МегаФон» договорились о разделе «Евросети»: «ВымпелКом» получил около 1,8 тыс. магазинов из 4 тыс., «МегаФон» — бренд и остальной бизнес крупнейшей в России сети салонов мобильной связи.

О том, что бренд «Евросеть» перестанет существовать, Евгений Чичваркин узнал больше года назад — «кто-то из бывших коллег сказал», вспоминает он в разговоре с журналом РБК. Он признался, что в тот момент испытал сожаление.

В современной России «Евросеть» вряд ли продолжала бы работать: «так или иначе чекисты добрались бы до нее», — говорит он, добавляя, что история не знает сослагательных наклонений. С Александром Малисом Чичваркин не поддерживает отношения: «У нас нет предмета для общения», — говорит он.

Бренд «Евросеть» будет ликвидирован к лету 2019 года, говорит Александр Малис: «это было категорическое пожелание «ВымпелКома» как условие сделки». Александр возглавил «Евросеть» еще в 2009 году и останется руководителем объединенной компании «Евросети» и «Связного». А его родной брат Олег Малис будет ее основным акционером.

Олег Малис стал основным акционером объединенной компании

«Связной» и Олег

Когда-то самый молодой российский миллиардер в рейтинге Forbes, а теперь — банкрот, Максим Ноготков в 1995 году создал компанию «Максус», которая занималась оптовыми поставками телефонов и аудиотехники. В 2002 году на ее основе была создана сеть «Связной», ставшая «игроком номер два» на российском рынке торговли сотовыми телефонами: к концу 2000-х годов «Евросеть» и «Связной» продавали более 50% всех устройств в России. В 2008 году, в котором из России уехал Чичваркин, у «Связного» было более 1,7 тыс. магазинов, в 2014-м — около 3 тыс. У Ноготкова были и другие бизнесы — Связной Банк, онлайн-магазин Enter, франшиза датского ювелирного бренда Pandora и другие. Головной структурой всех активов Ноготкова была кипрская Trellas Enterprises Ltd.

Осенью 2014 году в России случился финансовый кризис, и у Ноготкова возникли проблемы с погашением кредитов. В частности, он не смог вернуть кредит в $120 млн, полученный от группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. Всего долги Ноготкова на тот момент составляли около $1 млрд, писал журнал Forbes. В обеспечение по кредитам бизнесмен заложил контрольный пакет в Trellas, а также доли в «Связном», Enter и других компаниях. В конце 2014 года Прохоров переуступил права требования по долгу Ноготкова группе Solvers Олега Малиса.

Как и старший брат, в начале своей карьеры Олег занимал в основном менеджерские позиции в различных телеком-компаниях, но потом решил сосредоточиться на создании собственного бизнеса. В 2011 году он основал инвестиционно-консалтинговую группу Solvers, в которую входит, например, девелоперская компания Solvers Estate (ей принадлежат башня «Империя» и компания «Сити», управляющая деловым центром «Москва-Сити»).

Для Олега история с переуступкой долга Ноготкова стала шансом пробиться в «высшую лигу», и Малис-младший этот шанс не упустил. Около года Олег судился с Максимом Ноготковым и в итоге одержал победу, получив в начале 2015 года 51% акций Trellas и, соответственно, всех компаний создателя «Связного».

В 2015 году Ноготков переехал в США, в 2018-м Арбитражный суд Калужской области признал его банкротом. «Мы общаемся [с Олегом], но очень редко, может, раз в год. У меня нет проблем с общением с ним по любым вопросам и нет обид, просто мало тем для разговоров», — рассказал Ноготков журналу РБК. Урегулировать долги перед все-ми внешними кредиторами «Связному» удалось в 2017 году, тогда же газета «Ведомости» сообщила, что компания обсуждает возможность слияния со своим главным конкурентом — «Евросетью».

Одна компания

В мае 2018 года группа Solvers и «МегаФон» закрыли сделку по объединению «Евросети» и «Связного»: в объединенной компании доля «МегаФона» составила 25% плюс одна акция и два места в совете директоров, ее стоимость оператор оценил в 15,4 млрд руб. в своей квартальной отчетности. Доля рассчитывалась исходя из объема вносимых активов в объединенный «Связной», рассказал журналу РБК исполнительный директор «МегаФона» Геворк Вермишян.

«МегаФон» рассматривал все варианты дальнейшего использования своей части актива после раздела бизнеса «Евросети» — от присоединения салонов к собственной сети дистрибуции до их закрытия, признался Вермишян: «Самым верным нам показалось слияние со «Связным»: это грамотно управляемая компания с точками продаж и обученным персоналом». Своя розница нужна «МегаФону» для «качественного обслуживания» своих абонентов, а мультибренд дает доступ ко всем россиянам, интересующимся цифровыми товарами, говорит Вермишян. Кроме того, стратегия «Связного» предполагает в дальнейшем выплату дивидендов, и «МегаФон» рассчитывает заработать как финансовый инвестор в этот актив.

Олег Малис не смог поговорить с журналом РБК, сославшись на занятость. «Мы с Олегом общаемся каждый день, у нас довольно близкие отношения, мы обсуждаем все», — говорит Александр. Отвечая на вопрос, нет ли конфликта интересов в ситуации, когда один брат руководит компанией, а второй является ее основным акционером, Александр Малис уверяет, что их с братом деловое общение ведется по принятым регламентам и процедурам. «Это не исключает прямого общения на тему брейнсторминга, поисков новых инициатив и вообще человеческого общения, но указания компания должна получать через совет директоров», — говорит он.

«Александр харизматичный, он умеет находить общий язык со всеми, но он, безусловно, волевой авторитарный руководитель, у которого есть в голове четкое видение того, как должна развиваться компания», — говорит Дмитрий Малов, бывший вице-президент «Связного» по ИТ, логистике и региональному развитию. Он знаком с братьями еще по работе в основанной ими в 1990-х компании «Корбина Телеком».

Оба брата амбициозны, поэтому находить компромиссы там, где они не являются единомышленниками, — это большой труд, говорит Малов. И добавляет: «И они договариваются. Я никогда не встречал у них попытки просто продавить через друг друга какое-либо решение». Прошедший год Александр Малис называет сложным: около восьми месяцев вся компания была занята объединением, у нее одновременно было два бэк-офиса и «полторы розницы». Интеграция «отъела часть финансовых и человеческих ресурсов», многие вещи приходилось перестраивать на ходу, продолжает он, но по итогам 2018 года в компании ожидают увидеть рост выручки — более конкретный прогноз Малис дать отказался.

После завершения слияния появится новая объединенная компания, в которой будут работать около 30 тыс. сотрудников, — она станет крупнейшим мультибрендовым дистрибьютором в Европе с сетью из 5,5 тыс. магазинов. Салоны «Евросети» будут переименованы: как они будут называться, пока не разглашается. На ребрендинг сети «Связной» планирует потратить 5 млрд руб., говорит Александр Малис. Но важно даже не то, как будет называться компания, — главное, что она будет не продавцом мобильных телефонов и гаджетов, а чем-то принципиально другим.

«Связной» как услуга

Строго говоря, «Связной» уже сейчас сложно называть сотовым ретейлером. В 2017 году львиную долю выручки, около 63%, «Связному» принесли финансовые платежи, которые люди совершают через компанию: переводы, пополнения карт банков-партнеров, погашение кредитов и т.п. Продажи смартфонов и кнопочных телефонов — вторая по величине статья выручки, но на нее пришлось всего 16%. «Если же измерять операции в штуках, то больше 90% из них не связаны с продажей сотовых телефонов», — говорит Александр.

Компания не будет отказываться от торговли мобильными телефонами — в прошлом году продажи смартфонов в денежном выражении выросли на 41% по сравнению с 2016 годом, а средняя цена устройства выросла на 15%, до 11,03 тыс. руб. Но компания видит явное падение покупательского спроса — люди в два раза больше товаров покупают в рассрочку и в кредит, чем всего 1,5 года назад, сетует Александр: «Мы видим, что количество денег, которое люди готовы тратить на потребление, уменьшается».

Планов выдавать кредиты из собственных средств или стать банком у компании нет. «Мы не производим мобильный телефон, страховой или банковский продукт, мы его продаем», — подчеркивает Александр Малис.

Главный товар нового «Связного» — это услуга. Сейчас весь список услуг и сервисов, которые предоставляет компания, содержит около 3,5 тыс. пунктов. «Многие направления бизнеса, которые казались фантазией всего полгода-год назад, сегодня уже реальность», — говорит Малис. Одно из них — посылочный бизнес.

«Мы их [посылки] можем выдавать в десять раз больше, чем выдаем сегодня, но уже сегодня выдаем в три раза больше, чем год назад», — отмечает Александр. «Связному» даже не нужно открывать пункты выдачи — розничные магазины сети и так есть по всей стране, нужно лишь расширить подсобные помещения. Кроме того, в ближайшие годы компания откроет еще 400 салонов к нынешним 5,5 тыс.

В глобальном смысле «Связной» хочет стать универсальным посредником между интернетом и человеком, который заказал что-то онлайн. «Мы — место, где виртуальное пространство соединяется с физическим миром. Вы заказали что-то в интернете, вам надо в интернете что-то подписать или верифицировать — вы можете сделать это у нас», — объясняет Малис новую философию компании.

«Пока мы не начнем продавать все»

Виртуальный и материальный миры уже настолько переплелись, что сложно сказать, где заканчивается один и начинается другой, продолжает Александр Малис, но при этом есть необходимость их физического контакта. «Наша задача — сделать так, чтобы потребитель мог получить любой легальный товар из любой точки мира, чтобы товары циркулировали так же, как информация», — говорит Малис.

Привычные форматы и правила меняются во всем мире, считает он, — многие интернет-компании пытаются купить компании из традиционного ретейла, у которых есть офлайновые точки продаж, ретейлеры, в свою очередь, покупают онлайн-компании. «Успех у тех, у кого есть две ноги», — заключает он.

Малис обещает, что через несколько лет любой человек может заказать любой товар в интернете через заявку на сайте «Связного». Сейчас иностранные сайты вроде Amazon и eBay доставляют лишь часть товаров в Россию, эту проблему решают небольшие компании, которые за комиссию привозят покупки из зарубежных интернет-магазинов. По сути, «Связной» хочет забрать этот бизнес себе, доставляя покупателям товар из любой точки мира.

«Если вам нужна какая-нибудь специальная сумка для HarleyDavidson, которая продается только в Америке и Европе, вы не должны думать, как ее получить, мы должны думать за вас», — говорит Александр. Покупателю не нужно будет общаться с иностранным магазином или заниматься вопросами таможенной очистки, добавляет он: «Мы все равно это делаем, и у нас большая экспертиза». Главная цель на этом направлении — «до бесконечности» расширить список сайтов, на которых покупатель из России может оставлять заказы.

Вряд ли через «Связной» в будущем можно будет заказать танкер или аэробус — компания надеется остаться «в рамках b2c», говорит Малис. Но в июле сайт «Связного» совместно с клубом Moscow Tesla Club начал собирать заказы на покупку автомобилей Tesla. Всего «Связной» получил 236 заявок, но продан пока один автомобиль, остальные заявки «находятся в различных стадиях проработки», уточнил представитель Moscow Tesla Club.

«Поройтесь у нас сайте, вы очень удивитесь, что у нас можно купить. И этого будет больше и больше, пока мы не начнем продавать все. Это займет время, но мы это сделаем», — обещает Александр Малис.

Две части целого

«Евросеть»
«Связной»
Объединенная компания «Связной Евросеть»

 

* На август 2018 года. Источник: данные компаний

Фото: Юрий Чичков для РБК. Дмитрий Лекай/Коммерсантъ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Миллиарды на диване Миллиарды на диване

Сеть Hoff превратила кризис в источник роста

РБК
Лови момент: когда выгоднее всего менять старый iPhone Лови момент: когда выгоднее всего менять старый iPhone

Лови момент: когда выгоднее всего менять старый iPhone

Forbes
Асфальтовые джунгли Асфальтовые джунгли

Современные мегаполисы стремятся впустить в себя леса

Forbes
История Дома Christian Dior сквозь эпохи История Дома Christian Dior сквозь эпохи

Модный дом Диор прошел путь от new look до феминистских коллекций

Vogue
Кризис ожиданий Кризис ожиданий

Повышение пенсионного возраста в России поддержало больше людей, чем в Германии

Forbes
Как сохранить самооценку после ссоры Как сохранить самооценку после ссоры

Поругавшись с близким человеком, мы испытываем много различных эмоций

Psychologies
10 вещей о Карле Лагерфельде, которых вы не знали 10 вещей о Карле Лагерфельде, которых вы не знали

10 вещей о Карле Лагерфельде, которых вы не знали

Esquire
Армения. Солнце внутри Армения. Солнце внутри

Лучшее время для поездки в Армению – осень

Домашний Очаг
100 лет школьной формы: как она менялась в России 100 лет школьной формы: как она менялась в России

100 лет школьной формы: как она менялась в России

Cosmopolitan
Почему бывший снова появляется в вашей жизни? Почему бывший снова появляется в вашей жизни?

Почему бывший партнер возвращается и стоит ли давать отношениям второй шанс

Psychologies
Как пить с китайцами Как пить с китайцами

Как пить спиртное, оказавшись за одним столом с китайцами

Maxim
Как легендарный streetstyle-фотограф Билл Каннингем повлиял на моду Как легендарный streetstyle-фотограф Билл Каннингем повлиял на моду

Как легендарный streetstyle-фотограф Билл Каннингем повлиял на моду

Vogue
От хорошей жизни От хорошей жизни

Насколько состоятельны аргументы противников вакцинации

Вокруг света
Ген перемен Ген перемен

Спустя 17 лет забвения Toyota возрождает Supra

Quattroruote
Юрий Абросимов: Орудие преступления. Как школьная программа учит ненавидеть классику Юрий Абросимов: Орудие преступления. Как школьная программа учит ненавидеть классику

Уже много лет школа отбивает желание читать литературу, считает Юрий Абросимов

СНОБ
Три причины депрессии у миллениалов Три причины депрессии у миллениалов

Молодые, полные сил и энергии — какие проблемы могут быть у миллениалов

Psychologies
В новой роли В новой роли

Как помочь себе быстрее пережить послеродовую депрессию

StarHit
7 необычных спектаклей сентября в Москве 7 необычных спектаклей сентября в Москве

Вот-вот начнется новый театральный сезон, который заставит нас любить

Cosmopolitan
Как уличная мода разрушает офисный дресс-код Как уличная мода разрушает офисный дресс-код

Костюм становится выми­рающим видом одежды. Надо ли паниковать?

GQ
Сюрпризы от думы Сюрпризы от думы

Парламентарии опять берутся за водителей

АвтоМир
11 топовых гонщиков Формулы-1: повтори луки живых легенд 11 топовых гонщиков Формулы-1: повтори луки живых легенд

Если вы думаете, что лучшие гонщики мира фонтанируют роскошью, то нет

Playboy
Oсенняя диета Oсенняя диета

Сезонные продукты помогут похудеть, повысить тонус и укрепить защитные силы

Лиза
«В будущее возьмут не всех»: путеводитель по выставке Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех»: путеводитель по выставке Ильи и Эмилии Кабаковых

Эмилия Кабакова объясняет, как смотреть выставку «В будущее возьмут не всех»

Forbes
Самый знаменитый монгол Самый знаменитый монгол

Чингисхан по праву входит в пантеон величайших завоевателей

Дилетант
«Я вылечила акне с помощью диеты»: реальная история «Я вылечила акне с помощью диеты»: реальная история

В войне с акне Лауре помогло радикальное изменение рациона

Cosmopolitan
Не такие, как все: блогеры, которые ломают стандарты красоты Не такие, как все: блогеры, которые ломают стандарты красоты

Не такие, как все: блогеры, которые ломают стандарты красоты

Cosmopolitan
Фанаты, которые изуродовали себя, чтобы стать похожими на кумиров Фанаты, которые изуродовали себя, чтобы стать похожими на кумиров

Почему не стоит тратить миллионы, чтобы стать похожим на своего кумира

Cosmopolitan
Детские шалости Детские шалости

Ведущие шоу «Розыгрыш» рассказали о проделках, которые они устраивали друзьям

StarHit
Эксгибиционизм, бордели и изнасилование: 8 откровенных классических полотен Эксгибиционизм, бордели и изнасилование: 8 откровенных классических полотен

Сюжеты классической живописи далеко не так невинны, как может показаться

Cosmopolitan
Андрей Черкасов: «Если бы не «Дом-2», давно стал бы отцом» Андрей Черкасов: «Если бы не «Дом-2», давно стал бы отцом»

Андрей Черкасов рассказывает, есть ли сценарий на главной телестройке страны

StarHit
Открыть в приложении