Как стриминговые сервисы убили музыкальный бизнес и открыли новых звезд

EsquireHi-Tech

Будь на стриме

Записал Илья Петрук

Сегодня новые музыканты становятся популярными еще до того, как дадут интервью крупным СМИ или опубликуют первый альбом на Apple Music. Чтобы обзавестись армией поклонников, больше не нужно сидеть в приемных продюсеров и пытаться угодить музыкальным критикам. Социальные сети полностью изменили правила игры в музыкальной индустрии.

Новая надежда российской музыкальной сцены

В 2007 году, через год после запуска «ВКонтакте» – социальной сети, созданной несколькими студентами СПбГУ, – ее аудитория превысила 3 млн человек. Еще три года спустя Mail.Ru Group заплатила $1,5 млрд за 52 % акций молодой компании. Секрет ее популярности прост: свободный доступ к огромной базе аудио- и видеоконтента. Больше не нужно скачивать мр3 с «левых» сайтов – достаточно открыть «ВКонтакте».

«ВКонтакте» регистрировались иностранцы – те, кто узнал про странный русский сайт с бесплатным и неограниченным доступом к музыке, в то время как в США за прослушивание нужно было платить Apple Music и Spotify.

Но в 2013-м в России принимают «антипиратский» закон, в 2014-м Павел Дуров покидает пост СЕО «ВКонтакте» и уезжает из страны. Mail.Ru Group покупает еще 48 % акций компании за $1,47 млрд наличными, становится единоличным владельцем соцсети и начинает монетизировать музыку. Для сайта, который прославился бесплатным доступом к контенту, это был рискованный ход. С другой стороны, у нового руководства не было иного выхода. После «антипиратского» закона им пришлось бы или избавиться от музыки совсем, или делать ее платной, чтобы получать контент от правообладателей.

Сегодня около миллиона россиян платят стриминговым сервисам за доступ к музыке. Для сравнения: в США подписки покупают около 30 млн человек, но для страны, в которой не привыкли платить за контент, миллион пользователей – хороший показатель. По прогнозам экспертов J&P, к 2020 году уже 10–12 млн россиян будут пользоваться платными подписками. Тем временем падает оборот российской музыкальной индустрии. Из-за того, что по подписке доступен западный (более качественный) контент, доход российских звукозаписывающих компаний только в 2017 году упал на 8,1 % – до $597 млн. Новая надежда русской музыкальной сцены зарождается здесь же, «ВКонтакте». Последние пару лет молодые исполнители всех жанров – от хип-хопа и электронной музыки до рок-н-ролла – выкладывают свои записи в соцсети, на личных страницах и в пабликах. Модераторы профильных групп пришли на смену музыкальным критикам. Молодая аудитория фильтрует музыкантов, и уже затем они, имея сотню-другую тысяч фанатов, дают концерты, идут на ТВ и попадают в топы пресловутых стриминговых сервисов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будущее бремя Будущее бремя

Почему в XXI веке футурология – грустная наука

Esquire
Троллинг по-фински Троллинг по-фински

Жизнь Муми-троллей — идеальная в представлении финнов

Вокруг света
12 апостолов 12 апостолов

12 новейших апостолов – героев поколения – и их свежие идеи

Esquire
Крымское проклятие. Смогут ли российские компании оспорить санкции ЕС Крымское проклятие. Смогут ли российские компании оспорить санкции ЕС

Превозмочь фактор геополитики непросто даже независимому Европейскому суду

Forbes
В Томе кто-то есть В Томе кто-то есть

Том Харди пытается стащить крышку от аквариума из зоомагазина в Лондоне

Esquire
Travel-лайфхаки от Маши Миногаровой Travel-лайфхаки от Маши Миногаровой

Как оставаться красивой и счастливой во время перелетов

Cosmopolitan
ОМ в горле ОМ в горле

Сергей Минаев и Игорь Григорьев о том, как меняют культуру новые артисты

Esquire
Зачем стремиться к осознанности Зачем стремиться к осознанности

Кто такой Человек Осознанный

Yoga Journal
Худи-бедно Худи-бедно

Поколение детей, которые приходят в «Детский мир», чтобы ничего там не купить

Esquire
Антонио Лопес — человек, который изменил всех Антонио Лопес — человек, который изменил всех

Имя Антонио Лопеса в мире помнят только профессионалы, а в России — никто

Vogue
Тимур Бекмамбетов Тимур Бекмамбетов

Правила жизни режиссера Тимура Бекмамбетова

Esquire
Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
Только ты и новая музыка Только ты и новая музыка

Где брать новое, чтобы всегда было интересно?

Esquire
Не такие, как все: блогеры, которые ломают стандарты красоты Не такие, как все: блогеры, которые ломают стандарты красоты

Не такие, как все: блогеры, которые ломают стандарты красоты

Cosmopolitan
Покидая Ленинград Покидая Ленинград

Откровения Матильды Шнуровой

Esquire
Народная тропа. Что делать с негласными правилами в коллективе Народная тропа. Что делать с негласными правилами в коллективе

Если в парке появляется тропинка от аллеи, ее бесполезно перекрывать оградой

Forbes
Хвойный сезон Хвойный сезон

Лев Рубинштейн объясняет, почему Новый год вдруг стал народным праздником

GQ
Греческие каникулы Греческие каникулы

Интервью с Сергеем Лазаревым о том, как он провел отпуск в Греции с сыном

OK!
Георгий Троян Георгий Троян

Первый повар, сумевший подружиться с открытым огнем

Esquire
6 замечательных фактов о фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» 6 замечательных фактов о фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

«Добро пожаловать...» — самый взрослый детский фильм СССР

Maxim
Ворваться в городок Ворваться в городок

Поимка Саддама Хусейна и вторжение в Ирак — рассказ от первых лиц

Esquire
Владыка морской Владыка морской

Самое известное и долговечное виртуальное государство Силенд

Вокруг света
Путевка в бизнес. Глава «Натали Турс» возвращается в туризм Путевка в бизнес. Глава «Натали Турс» возвращается в туризм

Президент «Натали Турс» планирует начать бизнес с нуля вместе с новым инвестором

Forbes
Скандал с библиотекой: почему моду не пускают в читальный зал Скандал с библиотекой: почему моду не пускают в читальный зал

Почему моде так сложно пройти в библиотеку.

Cosmopolitan
Новая классика: как и с чем носить черные джинсы этой осенью Новая классика: как и с чем носить черные джинсы этой осенью

Новая классика: как и с чем носить черные джинсы этой осенью

Cosmopolitan
Огненный цветок MTV Огненный цветок MTV

Первые ведущие «MTV Россия» поделились воспоминаниями о том, как всё начиналось

OK!
Много шума из ничего: 7 главных заблуждений насчет шумоизоляции Много шума из ничего: 7 главных заблуждений насчет шумоизоляции

Вокруг акустического комфорта существует много заблуждений

Популярная механика
Как Burberry превратился в главный британский бренд Как Burberry превратился в главный британский бренд

Мы решили взглянуть на 160-летнюю историю бренда Burberry

GQ
Топ-7 приложений для тайм-менеджмента: как стать повелителем времени Топ-7 приложений для тайм-менеджмента: как стать повелителем времени

Лучшие приложения для тех, кто хочет научиться управлять временем и успевать всё

CHIP
Вот и разворот Вот и разворот

Мы снова будем жить при жесткой денежно-кредитной политике

Эксперт
Открыть в приложении