Напрасные усилия: спасет ли реструктуризация Evraz от санкций
Если США решат ввести санкции в отношении всех троих совладельцев Evraz — Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова, просто перераспределение долей металлургической компании не поможет
Американские санкции против России действуют уже более четырех лет и постоянно расширяются. Политическая напряженность между Россией и США создает новые риски, и в следующие санкционные списки могут войти новые российские бизнесмены, и, как следствие, под санкции подпадут принадлежащие им крупнейшие отраслевые компании.
3 сентября 2018 года кипрская компания Lanebrook Ltd, через которую ранее Роман Абрамович, Александр Абрамов, Александр Фролов и Евгений Швидлер совместно владели мажоритарным пакетом акций Evraz plc, произвела полное отчуждение принадлежащих ей акций. После реструктуризации крупнейшими акционерами Evraz Plc стали кипрская Crosland Global Limited (31,37%), бенефициарами которой являются Александр Абрамов и Александр Фролов, и Greenleas International Holdings Ltd. (30,52%), зарегистрированная на Британских Виргинских островах и контролируемая Романом Абрамовичем.
Изменения в составе акционеров не повлияли на процент голосующих акций действующих бенефициаров. Сейчас крупнейшими бенефициарами Evraz plc по-прежнему являются Роман Абрамович (30.52%), Александр Абрамов (20.92%), Александр Фролов (10,45%), Геннадий Козлов (5,80%), Александр Вагин (5,74) и Евгений Швидлер (2,97%).
В СМИ неоднократно высказывались предположения о том, что подобная реструктуризация направлена на защиту Evraz plc от возможных санкций в отношении его бенефициаров со стороны США. Тем не менее как ранее существовавшая, так и новая структуры владения акций не позволяют Evraz plc полностью избежать санкционных рисков в случае введения санкций против его бенефициаров.
Защитная стратегия
Помимо американского президента и Конгресса США широкими дискреционными полномочиями по расширению списков лиц, попадающих под санкции, обладает Управление по контролю за иностранными активами при Министерстве финансов США (OFAC) и другие исполнительные органы США. Таким образом, по их усмотрению то или иное лицо может быть включено в санкционный список.
Санкционное регулирование в США изменилось после того, как Дональд Трамп подписал 2 августа 2017 года Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). Этим законом были введены дополнительные санкции против России и ряда других стран, а также предоставлены новые полномочия OFAC. Теперь ведомство может по своему усмотрению вводить дополнительные санкции в отношении таких секторов, как железные дороги, морские перевозки, металлургия и добыча полезных ископаемых. CAATSA также обязывал Министерство финансов США совместно с Государственным департаментом США и директором Национальной разведки США подготовить отчет о вышестоящих российских политических деятелях и олигархах.