Обида – взрослое чувство
Затаенная, горькая, смертельная… Она накрывает нас с головой и грызет изнутри. Она говорит: у нас есть значимые отношения, но они под угрозой! Разные стороны этого сложного переживания описывает психодраматерапевт Елена Лопухина.
Это чувство знакомо каждому из нас с детства. И как бы мы ни старались избавиться от него, считая его невзрослым, чаще всего это не удается. И не надо! – считает Елена Лопухина. Потому что у обиды есть свои функции, наше дело – уловить ее смысл и начать нужную работу внутри себя и в общении с другим.
Psychologies: Правда ли, что обида – детское чувство?
Елена Лопухина: И да и нет. Обида – сложное переживание, которое есть у каждого в любом возрасте. Дети обижаются, надувают губы, отворачиваются, уходят. Так они пытаются получить желаемое. Но это и сигнал для взрослого: мои потребности не удовлетворены, помоги мне! Большинство взрослых выражают обиду иначе, но это не значит, что они не обижаются. И в любом возрасте обида – не одно чувство, а сочетание нескольких, причем разнонаправленных эмоций. Среди них обязательно присутствуют две основные: боль и гнев. К ним могут примешиваться страх, вина, стыд. Поэтому понять состояние обиды так сложно и переживать ее так мучительно.
И часто говорят: не обижайся...
Е.Л.: Это бесполезно – мы можем перестать осознавать свои чувства, вытеснить их в бессознательное, но мы не можем не чувствовать. Когда я слышу от кого-то «Я никогда не обижаюсь», я либо не верю, либо думаю, что у него большие проблемы. Если бы это было правдой, это значило бы: у меня ни с кем нет отношений. Потому что обида возникает только в значимых и особенно в близких отношениях. На посторонних мы не обижаемся, а сердимся, возмущаемся.
Обида деструктивна?
Е.Л.: В этом есть доля истины. Но не вся истина. И это опасно: подменять частью целое. Да, в обиде есть нечто разрушительное – но только в том случае, если мы с ней не работаем, не принимаем ее сообщений. Она выполняет сигнальную функцию, как, впрочем, и любая эмоция. Обида – сигнал о неполадках в отношениях. Больших или маленьких, – каких конкретно, надо разбираться и только потом что-то предпринимать. Не обида вредна, а то, как мы обращаемся с ней. Если работать с обидой конструктивно, она может быть полезной.
В чем же польза обиды?
Е.Л.: Кроме сигнальной у обиды есть еще две функции. Вторая – регулятивная. Мы получили сигнал: что-то сломалось. И мы можем попытаться это сломанное починить, урегулировать отношения. Если это не удастся, то сильная обида, несовместимая с продолжением отношений, выполнит третью функцию: поможет их прекратить. Обида – это реальность. Любой может вспомнить множество своих обид, причем как раз на тех, к кому он хорошо относится.
Однако обидчивость неприятна.
Е.Л.: Давайте различать: обида – переживание, и обидчивость – черта характера. Конечно, бывает, что повода на три копейки, а реакция на сто рублей: это особенность восприятия, переживаний и поведения. Таких людей относительно немного. Но почему-то стало привычным осуждать: «обижаются только дураки», «на обиженных воду возят». В результате человек пытается скрыть обиду, подавить ее, вместо того чтобы работать с ней. Но если обиды держать в себе, накапливать, они со временем действительно разрушат отношения. Пишут: «обиды вредят здоровью». Это верно для проглоченных обид, скрытых от себя, и для обид, переживаемых, но скрываемых от других. Любая эмоция включает в себя телесные реакции. Игнорируя эмоции, мы открываем путь психосоматике. Мы не можем и не должны избавляться от чувств: они помогают нам быть в контакте с реальностью. Эта реальность не всегда нас устраивает, и чувства не всегда приятны, но лучше принимать горькое лекарство, чем не лечиться совсем. Обида – и есть такое лекарство. Но не отрава, если правильно ее использовать.