Корпорация троллей. Как пресечь злые шутки в коллективе
В Германии за злые шутки в отношении коллег можно попасть под суд. В России корпоративный троллинг пока не регулируется. Как как работать с этой проблемой?
Под корпоративным троллингом подразумевают шутки, направленные на высмеивание реальных или мнимых недостатков личности или ошибок в работе и поведении коллег. По сути троллинг — это инструмент бессознательного соперничества за власть внутри группы. В нем можно увидеть много сходств с поведением животных в стае. В особенности у приматов, где альфа-самцы принижают особей своего пола для укрепления своего положения в иерархии, а остальные члены стаи примыкают к тем, у кого лучше всех получается подавлять других. Троллинг несет в себе завуалированный посыл: «Я крутой, а ты — нет».
Часто троллинг вуалируется под юмор. Но на практике, между юмором и троллингом — пропасть. Дружеский юмор объединяет и убирает напряжение в команде, снимая границы и формализм. А дружеский троллинг можно сравнить с дружеским артиллерийским обстрелом — ничего дружеского в этом, увы, нет. Он устанавливает в команде разрушительную модель взаимодействия. У коллег возникает стремление выгораживать себя, не признавать ошибки, быть закрытым к обратной связи и действовать лишь в собственных интересах. Команда и компания становятся вторичными. В таких условиях продвигать корпоративные ценности клиентоориентированности, открытости и порядочности становится невозможно.
Троллинг в мировом масштабе
Проблема троллинга встречается повсеместно. Корпоративный троллинг на западе официально признают формой менеджерского бессилия, когда общепринятые способы коммуникаций взаимодействия (конструктивный спор, например) уже не работают. Согласно исследованию Джуди Бландо (Университет Феникса), в США почти 75% опрошенных сотрудников подвергаются троллингу. Причем возникает этот феномен в четыре раза чаще, чем сексуальные домогательства на рабочем месте или расовая дискриминация, о которых часто говорят западные СМИ.
В Германии по меньшей мере 50% случаев троллинга на рабочем месте связаны не с коллегами, а с непосредственным начальником и даже вышестоящим руководителем. При этом такие косвенные проявления агрессии контролируются штатным советом или профсоюзом. Жертва троллинга в праве зафиксировать инциденты и прекратить выходить на работу, пока с агрессором не разберутся. Более того, возможно даже связаться с трудовым трибуналом и подать в суд. Размер компенсации за моральный ущерб от троллинга варьируется от 100 до 50 тысяч евро. По данным немецкой адвокатской компании Advocado GmbH, специализирующейся на разрешении корпоративных споров в суде между сотрудниками и работодателями, 2/3 подобных дел не доходят до суда, и компенсация выплачивается пострадавшему сотруднику из бюджета работодателя. Как правило тролля в итоге увольняют. В случае же если дело оказывается в суде, то штрафом облагается не только организация, допустившая такое отношение к сотрудникам, но и сам тролль, причем деньги последнего уходят в государственный бюджет.