Матильда против Матильды
В середине XII века в Англии началась длительная гражданская война. Причина банальная — борьба за корону. Для Средних веков ситуация привычная. Но вот то, что на определённом этапе каждую из противоборствующих сторон возглавляла женщина по имени Матильда, — явление уникальное.

У английского короля Генриха I было много сыновей. Но все — бастарды (кроме одного, который трагически погиб). А законно рожденной была только дочь Матильда (чью мать, кстати, также звали Матильдой), родившаяся в 1102 году. И король решил объявить наследницей именно дочь. Но с этим не хотел мириться племянник Генриха I по имени Стефан. Юноша тоже мечтал оказаться на троне. Но в нашем случае гораздо важнее, что жену Стефана тоже звали Матильдой. Причём обе девушки были ровесницами и родственницами.
Императрица
Дочь Генриха I ещё в семь лет была обручена с императором Священной Римской империи. Чтобы жених (который был почти на двадцать лет старше невесты) не передумал, девочку уже в девятилетнем возрасте отправили в Германию. В 12 лет Матильда стала официальной женой императора.
Делиться реальной властью с ребёнком никто из немецкой родни не собирался. Более того: после смерти императора Матильду тут же отправили обратно к папаше. За ненадобностью. Молодая вдова на всю жизнь затаила глубокую обиду на эту несправедливость. А и без того непростой характер у неё стал совершенно несносным. Зато в историю Англии она вошла как императрица Матильда. Хотя на самом деле короноваться ей так и не довелось.
Генрих I поспешил устроить для дочери новый брак. Жених по имени Жоффруа сыскался в Анжуйском графстве. Тут надо напомнить, что английский король одновременно оставался герцогом Нормандии. И союз с анжуйцами мог быть очень полезен для защиты владений во Франции.

Правда, жениху на момент свадьбы было всего 13 лет. Матильда, которой исполнилось уже 25, поначалу мужа ни во что не ставила. И упрямо именовала себя императрицей. Да и с какой стати дочери короля и вдове императора размениваться на титул какой-то графини?
Главным утешением Матильды в этой истории была клятва, которую принесли все вельможи Англии. По требованию Генриха I дворяне признали её своей будущей королевой. И позднее дважды подтверждали присягу.
Тем временем у Матильды и Жоффруа кое-как наладилась семейная жизнь. У императрицы и графа родилось трое сыновей.
Генрих I уверовал в то, что будущее семьи в безопасности. Под конец жизни король превратился в милого дедушку. Он месяцами гостил у дочери в Нормандии (где та поселилась) и нянчился со старшим внуком, которого тоже звали Генрихом. Король как будто чувствовал, что именно этот малыш и станет основателем знаменитой династии Плантагенетов. Но поначалу всё складывалось вовсе не так благополучно, как задумывал стареющий монарх.


Королева
Английские рыцари в XII веке нарушали клятвы с такой же лёгкостью, с которой их и давали. После смерти Генриха I в 1135 году о своих претензиях на корону объявил его племянник Стефан Блуаский. Он не стал дожидаться прибытия двоюродной сестры из Нормандии и объявил себя королём. Это решение нашло поддержку и у баронов (которым пообещали новые земли), и у духовенства (которому не нравилась сама идея воцарения женщины).