«Пока люди выходят из дома на улицу, с офлайн-торговлей все будет хорошо»
Чего хотят розничные офлайн-бизнесы от банка и что им может предложить Тинькофф, рассказывает Леонид Назаров, руководитель управления продуктов Тинькофф Бизнеса.
Последнее время общим местом стал разговор о переходе розницы в онлайн, причем частично за счет отказа от офлайн-продаж. Так ли это? Можно ли говорить о стагнации офлайна в малом и среднем бизнесе?
— Стагнации точно нет, есть трансформация рынка. Мы не видим сокращения торговых точек. Обороты офлайн-розницы продолжают расти на 3–5% в год — конечно, не такими двузначными темпами, как в екоме. Да и средний оборот розничного офлайн-бизнеса, по нашим данным, более чем вдвое превышает сопоставимый бизнес в онлайне.
Вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что потребителям бывает удобнее купить что-то в сети и заказать с доставкой, поэтому бизнес адаптируется под потребности клиентов и открывает дополнительный канал продаж. Добавление онлайнканала помогает заметно увеличить обороты бизнеса: у наших клиентов, которые совмещают онлайн- и офлайн-каналы дистрибуции, обороты бизнеса в три раза больше оборотов тех, кто работает только в офлайне, и в семь раз выше оборотов компаний, которые работают только в онлайне.
К тому же продажи в интернете помогают розничному бизнесу нивелировать влияние сезонного фактора и более или менее равномерно распределить выручку по году: в теплое время года люди охотнее ходят за покупками лично, а осенью и зимой чаще делают онлайн-заказы.
80% покупок по-прежнему делаются в торговых точках — по дороге с работы, в магазинах у дома. Поэтому пока люди выходят на улицу, с офлайн-торговлей все будет хорошо.
— Какие основные потребности у офлайн-бизнеса — малого, среднего, микро — с точки зрения банковского обслуживания? Есть ли различия с потребностями онлайна?
— Глобально потребности у онлайн- и офлайн-бизнеса одинаковые: больше покупателей, которые делают больше покупок. И мы тут можем помочь с точки зрения инструментов, которые сделают наших бизнес-клиентов заметнее и доступнее для клиентов-физлиц, которых в экосистеме Тинькофф уже более 40 млн. Мы не можем влиять на макроэкономические факторы, но можем косвенно стимулировать покупательский спрос. Например, через опцию оплаты товаров частями и POS-кредитование, что тоже влияет на рост средних чеков и оборотов бизнеса. Потому что покупатель может позволить себе купить товар прямо сейчас и подороже, но заплатить в моменте меньше.
Потребности в банковских услугах скорее зависят от размера и стадии развития бизнеса. Если мы говорим про малый бизнес и начинающих предпринимателей, они меньше погружены в детали работы каких-то банковских продуктов. Зачастую они сами не понимают, какие именно продукты им нужны,— они просто хотят открыть бизнес и зарабатывать деньги. Поэтому нам важно дать им пакет услуг, который закроет все их потребности.