Сборы в театр — важная часть времяпрепровождения светского человека XIX века

Караван историйИстория

«Театр уж полон, ложи блещут...» Традиции и правила для посетителей театра XIX века

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: «Мосфильм»

Говорят, что среднестатистический россиянин сейчас посещает театр один-два раза в год. Выйдя с работы и не переодевшись, зрители, как правило, приходят в храм искусства минут за пятнадцать до начала. Просто садятся на свои места и смотрят действие. Но еще 200 лет назад все было не так! Посещение театра было центром светской жизни, имело свои цели, задачи и подчинялось жестким правилам и устоявшимся традициям. О них и поговорим.

Сборы в театр — важная часть времяпрепровождения светского человека. Существовал определенный набор одежды именно для выхода в театр. Для мужчин был обязателен парадный фрак черного, синего или темно-красного цвета, белоснежная рубашка с накрахмаленными манжетами и воротничками, вышитый жилет.

Непременным дополнением были галстуки или шейные платки, шляпы и перчатки обязательно белого цвета. Перчатки, кстати, в те времена не стирали, а использовали их только один раз, поэтому в гардеробе модников стояли целые коробки с этим аксессуаром. Дама могла появиться в храме искусства в вечернем платье, которое отличалось от бального. И обязательно с декольте. Молодые девушки носили платья, украшенные лентами, цветами и кружевом, с разнообразной отделкой и украшениями. Традицию носить глубокий вырез обязаны были соблюдать даже дамы старшего возраста, но они могли сверху надеть накидку или меха.

Еще среди обязательных деталей дамского гардероба — перчатки, веер и, конечно же, украшения с драгоценными камнями. Декольте без бриллиантов считалось верхом неприличия. Главным правилом в выборе туалета было не перестараться и не затмить своим видом членов императорской фамилии. Когда именно монаршие особы посетят театр, никто не знал, но готовым к этому нужно было быть всегда, поэтому даже самые состоятельные дамы не «перегружали» свой наряд драгоценностями.

Репродукция картины  «Петербург. Большой театр». Неизвестный художник, первая четверть XVIII века. Фото: Vostock Photo Archive

Хлопать и кричать «браво» дамам не полагалось

По огромной площади к театру подъезжали кареты, и специальные люди регулировали движение так, чтобы не было столпотворения. Экипажи самых знатных особ старались пропустить максимально близко к крыльцу. Театральная обувь дам была настолько легкой и непрочной, что ходить в ней по улице они не могли. У входа публику встречали солдаты в шинелях, принимая от гостей шубы и меха, а после окончания спектакля возвращали их владельцам. Отдавая шубу, человек всегда щедро получал на чай.

Когда мы смотрим фильмы о той эпохе, то, как правило, герой появляется в зале уже после начала действия. Приходить не к самому началу оперы было нормой, а на балет — даже хорошим тоном. Рассчитывая на медленный сбор публики, первыми всегда давали увертюру или часть симфонии (так называемые подъездные номера). Кстати, представление начиналось, как правило, не раньше восьми вечера. Гости проходили в зал в течение часа, у них было время пообщаться, разглядеть наряды других дам, раскланяться со знакомыми. Это было важной частью посещения театра.

Без компании в театр обычно не приезжали. Если мужчине подобное еще могли простить, то даме — никогда. Недаром появление Анны Карениной в театре в сопровождении «известной всем княжны» и незначительного друга лишь упрочило ее положение «неприличной женщины». Замужних женщин, как правило, в театр сопровождали мужья, а девушка могла прийти с матерью, замужней сестрой или другим членом семьи. Но не со случайным знакомым и уж тем более не просто в компании подруг.

Перемещаться по залу во время концерта, оперы или балета было нормой. Также в любой момент во время представления могли раздаться аплодисменты, если публике понравилась какая-то партия. Публика хлопала и между частями, и во время исполнения, и в конце, обычно не дожидаясь даже заключительного аккорда. Аплодировали, кстати, только мужчины. Они могли себе позволить и крики «браво», могли встать, рукоплеща. А вот женщинам выражать эмоции не позволялось. Они чаще всего не хлопали — во всяком случае, не делали это энергично и уж тем более не кричали «браво».

Кстати, сила эмоций публики зависела от того, в какой театр вы бы пришли. Александринский был довольно демократичен. Билеты были более доступны по цене, так что сюда могли прийти и купеческая семья, и студенты. Петербургская аристократия с пренебрежением относилась к русскому драматическому театру, предпочитая Михайловский, где чаще всего давали французские пьесы. И сюда могли прийти простые люди, но они не встречались с представителями высшего света. Входы для более демократичной публики, за партером, и для знати были разные. Для них были организованы раздельные гардеробы, туалетные комнаты и буфеты.

Репродукция картины Альбера Робида «Ложа в день романтической премьеры», 1888 год. Фото: Vostock Photo Archive

Серьезный спектакль обязательно «разбавляли» водевилем

Рассадка зрителей в театре строго соответствовала статусу и положению в обществе. Теоретически бедный мещанин мог купить дорогой билет и появиться в партере, но его появление там вызвало бы большие вопросы. Все понимали, кому где положено находиться. Первый ярус лож над бенуаром — бельэтаж — занимали аристократия и высшие должностные лица двора. Как правило, все ложи были семейными, абонировались на весь сезон. Знакомым из высшего света могли уступить ложу на вечер, в нее могли пригласить друзей. Передние места в ложах всегда предоставлялись дамам. При этом они избегали высоких причесок и снимали шляпы. Мужчины либо сидели в задних рядах, либо стояли, готовые в любой момент принести даме воды или поднять платок. Кстати, времяпрепровождение в ложах, пока шел спектакль, у нас и в Европе разнилось. В Италии, например, это были кабинеты со шторками, где хозяева привольно проводили время: играли в шахматы, ели, пили, обсуждали новости. В России во время представления в ложах воспрещалось есть. Но в антракте сюда приносили фрукты и напитки. Дамы могли прогуляться по фойе, но только в сопровождении мужчины, ни в коем случае не в одиночестве. Так что фраза из старых фильмов наподобие «Проводите меня к княгине Мягкой» вовсе не фигура речи. Дам в буквальном смысле приходилось провожать, идущая по фойе в одиночестве девушка — это немыслимо.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман «Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман

О детстве, первых шагах в профессии и других событиях из жизни Элины Быстрицкой

Караван историй
Интересные игры в дорогу: во что можно поиграть в машине и поезде Интересные игры в дорогу: во что можно поиграть в машине и поезде

Перед длительной дорогой стоит позаботиться о том, как развлечь себя и детей

РБК
Наталья Аросева: «Из-за пани Моники Эльдар Рязанов сомневался, стоит ли брать Аросеву в картину «Старики-разбойники» Наталья Аросева: «Из-за пани Моники Эльдар Рязанов сомневался, стоит ли брать Аросеву в картину «Старики-разбойники»

Судьба подарила Ольге Аросевой роль, которая сделала ее знаменитой на всю страну

Караван историй
«Я никогда не думал, что живу в свинцовые годы» «Я никогда не думал, что живу в свинцовые годы»

Режиссер Михаил Богин о своей жизни до и после эмиграции

Weekend
Как читать книги Как читать книги

Руководство по чтению великих произведений

kiozk originals
Как выбрать просекко: подробный гид Как выбрать просекко: подробный гид

Как делают просекко и как выбрать его по этикетке.

СНОБ
Сон в палатках и кино под открытым небом: топ-7 идей для отдыха всей семьей Сон в палатках и кино под открытым небом: топ-7 идей для отдыха всей семьей

Используйте наши идеи для семейного отдыха на выходных

Караван историй
«На маяк» Вирджинии Вулф — модернистский роман о семье и времени «На маяк» Вирджинии Вулф — модернистский роман о семье и времени

О романе «На маяк» английской писательницы Вирджинии Вулф

СНОБ
Криштиану торжествует Криштиану торжествует

Роналду-человек и Роналду-миф. Биография непревзойденного футболиста

Esquire
8 шагов, чтобы высказать претензии другу и не поссориться 8 шагов, чтобы высказать претензии другу и не поссориться

Что делать, «если друг оказался вдруг» не таким надежным, как вы надеялись?

Psychologies
Рыбам-клоунам не понравились сородичи с таким же количеством полос Рыбам-клоунам не понравились сородичи с таким же количеством полос

Животные способны различать сородичей по голосу, цвету или другим признакам

N+1
Если вас отвергли: 7 советов, как это пережить Если вас отвергли: 7 советов, как это пережить

Как пережить разрыв с близким человеком, если он произошел не по вашему желанию

Psychologies
Что нужно знать о «первой кисти Политбюро» Дмитрии Налбандяне Что нужно знать о «первой кисти Политбюро» Дмитрии Налбандяне

«Сноб» рассказывает о творческом пути Дмитрия Налбандяне через его фотографии

СНОБ
Иван Бевз: «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить». Борьба за власть в обычной московской школе Иван Бевз: «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить». Борьба за власть в обычной московской школе

Отрывок из романа Ивана Бевза о власти и её искушениях

СНОБ
Девонская панцирная рыба оказалась обладательницей рекордно длинной нижней челюсти Девонская панцирная рыба оказалась обладательницей рекордно длинной нижней челюсти

Нижняя челюсть девонской плакодермы была вдвое длиннее ее черепа

N+1
«Вот, что мы любим»: как появился фастфуд «Вот, что мы любим»: как появился фастфуд

Бургеры с картошкой фри — неотъемлемая часть истории культуры еды

ТехИнсайдер
Чай Чай

Чай можно не только пить, но и использовать в приготовлении еды

Здоровье
Что значат украшения: психологический разбор Что значат украшения: психологический разбор

Как с помощью броши или кольца «прочитать» их владельца?

Psychologies
Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration

Лидер группы «Мегаполис» о культовой музыке прошлого

СНОБ
20 лучших ролей Тома Круза за всю карьеру 20 лучших ролей Тома Круза за всю карьеру

От кумира тинейджеров до одного из главных актеров Голливуда

Правила жизни
Герметично и надежно: как правильно упаковать жидкость в чемодан Герметично и надежно: как правильно упаковать жидкость в чемодан

Как упаковать жидкости в путешествие максимально надежно

ТехИнсайдер
Спланировать до мелочей: как четкий распорядок дня повышает эффективность Спланировать до мелочей: как четкий распорядок дня повышает эффективность

Каковы основные принципы составления оптимального режима дня?

Forbes
«Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста»: как знакомились в России в начале ХХ века «Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста»: как знакомились в России в начале ХХ века

Как сто лет назад люди искали себе пару

Правила жизни
6 самых жестоких и изобретательных маньяков в мире, от которых в жилах стынет кровь 6 самых жестоких и изобретательных маньяков в мире, от которых в жилах стынет кровь

Они не выдуманные киношные персонажи, а самые что ни на есть настоящие злодеи

Psychologies
Непростая паста Непростая паста

Несколько не очень известных в России, но популярных в Италии видов пасты

Bones
Времена меняются Времена меняются

Центральные банки должны изменить политику и подходы, чтобы быть эффективными

Деньги
Паукообразные обезьяны повторили мимику сородичей во время игры Паукообразные обезьяны повторили мимику сородичей во время игры

У людей нечеловеческих приматов есть так называемое игровое лицо

N+1
Что делают стюардессы, пока пассажиры спят: 5 интересных фактов Что делают стюардессы, пока пассажиры спят: 5 интересных фактов

Что происходит в самолете, когда пассажиры засыпают?

ТехИнсайдер
Принцесса-рыбка, гигантский робот и амфибия. Фильмы о дружбе между человеком и нечеловеком Принцесса-рыбка, гигантский робот и амфибия. Фильмы о дружбе между человеком и нечеловеком

Подборка трогательных фильмов об отношениях людей и нелюдей

СНОБ
Записки отельера: как разобраться с гостями, по ошибке поселившимися в одном номере Записки отельера: как разобраться с гостями, по ошибке поселившимися в одном номере

История будней гостиницы «Гельвеции», почти как из фильма Георгия Данелии

Правила жизни
Открыть в приложении