Большие парни не делятся: как маркетплейсы постепенно урезают прибыль партнеров
Владельцы пунктов выдачи заказов зарабатывают на своем бизнесе все меньше, поскольку крупнейшие маркетплейсы планомерно изменяют правила взаимодействия в худшую для партнеров сторону. Эксперты и участники рынка, опрошенные Forbes, полагают, что хорошие условия прежних лет были только приманкой, позволяющей гигантам e-com увеличить охват по стране, и что владение ПВЗ основных игроков уже никогда не будет таким прибыльным бизнесом, как раньше.
Крупнейшие российские маркетплейсы — Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» — за последние два года заметно ужесточили условия работы партнерских пунктов выдачи заказов (ПВЗ). К такому выводу пришла Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК), это подтверждают и собеседники Forbes. До недавнего времени маркетплейсы активно наращивали свои сети ПВЗ, привлекая партнеров субсидиями на открытие бизнеса и повышенными процентами за работу, но теперь, когда сети у основных игроков уже построены, зарабатывать ПВЗ будут все меньше.
Взрощенные пандемией
В марте 2020 года владелица самого крупного российского маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук записала обращение к клиентам компании и «ко всем жителям нашей страны», призвав их оставаться дома. Она сообщила, что онлайн-ретейлеры готовы привезти все необходимые товары. Именно 2020 год принято считать новой точкой отсчета в развитии отечественного рынка e-commerce, когда из-за локдауна резко выросла популярность сервисов доставки, маркетплейсов и других интернет-магазинов, а опорой этой новой индустрии шоппинга стала быстро разрастающаяся сеть ПВЗ.
По оценке Data Insight, в 2020 году объем рынка маркетплейсов составил 721 млрд рублей, в 2023-м — уже 4,4 трлн рублей. География и инфраструктура тоже расширялись. По подсчетам Data Insight, в 2020 году в России насчитывалось 46 000 пунктов выдачи заказов, а сегодня их более 100 000, подсчитал по просьбе Forbes партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин. Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров оценивает количество ПВЗ еще оптимистичней: по его мнению, их в стране порядка 150 000.
По данным сервиса 2ГИС, в январе 2022 года в городах-миллионниках работало 17 680 пунктов выдачи интернет-заказов. За следующие 2,5 года их количество в крупнейших городах России увеличилось на 113%.
Сотрудничество с партнерами и франчайзи выгодно, признают сами маркетплейсы. По словам представителя Ozon, такая стратегия позволяет «быстрее расширять географию обслуживания, так как партнеры могут открывать ПВЗ в различных регионах, включая удаленные и малонаселенные территории, и более эффективно работать с арендодателями и с персоналом на местах».
«Партнерскую и франшизную сеть ПВЗ мы начали развивать в 2020 году, — вспоминает представитель Wildberries. — Сейчас общее количество пунктов выдачи у Wildberries — 42 000 в России, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Армении и Киргизии, 28 000 из них принадлежат нашим партнерам. Мы планируем, что к концу года общее число партнерских и франшизных ПВЗ Wildberries достигнет 35 000».
«Одно можно сказать с уверенностью: после пандемии самовывоз довольно быстро стал наиболее востребованным способом получения посылок у всех категорий покупателей по всей России», — резюмирует председатель совета АУРЭК Александр Ефимов. По его словам, все маркетплейсы понимали, что нужно растить сети быстрее конкурентов, получать «своих клиентов», поэтому старались «зазывать партнеров шоколадными условиями». Маркетплейсы предлагали партнерам сотни тысяч рублей в качестве субсидий на открытие точек, всевозможные чаты поддержки, персонального менеджера и привлекательные условия работы, например повышенные проценты от оборота, от которых формируется основной заработок ПВЗ.
Драмы Wildberries
Массовое открытие партнерских ПВЗ Wildberries произошло в 2021 году, говорят собеседники Forbes. «Тогда маркетплейс начал вести довольно агрессивную рекламную кампанию по привлечению партнеров, — вспоминает владелец нескольких ПВЗ маркетплейса. — На сайте и в приложении Wildberries предлагал стать владельцем ПВЗ и открывать пункты, желающим обещали субсидию на открытие ПВЗ в 300 000 рублей, работать предстояло за 6,5% от оборота пункта. Особо никаких ограничений и штрафов не было — только открывай, и побольше».
Ситуация изменилась буквально через год. «Закручивать гайки партнерам Wildberries начал примерно летом 2022 года, — рассказывает другой собственник ПВЗ. — Для начала в ПВЗ ввели систему рейтинга: покупателям предлагали оценить работу пункта по пятизвездочной шкале, а за рейтинг ниже 4,98 назначали штраф. Расчет шел по специальной формуле, и штраф мог доходить до 20% от вознаграждения».
Далее разного рода нововведения, уменьшающие прибыль ПВЗ, стали появляться одно за другим, рассказывают собеседники Forbes. Через пару месяцев к существующим штрафам добавилась ответственность за брак, деньги взимали именно с владельцев пунктов выдачи. Осенью 2022 года добавились штрафы за скорость приемки товара. Нужно было принять одну поставку товара за 90 минут (количество артикулов не регулировалось). Введенная мера отнимала до 20% от дневного вознаграждения, жалуются опрошенные партнеры.
Осенью 2023 года для партнеров ввели дифференцированный тариф. Это вызвало волну протестов и привело к настоящему бунту, когда возле офиса компании у бизнес-центра «Демидов» на улице Тимура Фрунзе в Москве собралось порядка 60 возмущенных предпринимателей. В феврале 2023 года компания ввела штраф за подмену товара покупателем при возврате. Отвечать за это также предстояло ПВЗ, причем возместить требовалось 100% стоимости вещи.
Опрошенные Forbes владельцы ПВЗ считают, что из 100% заработка штрафы забирают сейчас не менее 20%. Ефимов из АУРЭК отмечает, что маркетплейсу удалось извлечь выгоду из штрафов. В отчетности компании за 2022 год указано, что маркетплейс заработал на штрафах 8,4 млрд рублей, а в отчетности за 2023 год эта сумма выросла до 14,8 млрд рублей.