Юрий Стоянов: «Чувства юмора у искусственного интеллекта не будет никогда!»
В этом году в онлайн-кинотеатре Okko выйдет сериал «Мамонты» — драмеди о дедушке в большом городе. Пенсионер переезжает из региона в столицу к дочке и внучке — и в первой же серии отдает телефонным мошенникам все деньги, приготовленные для покупки квартиры. Рассерженный горожанин пускается на поиски киберпреступников, стремительно осваивая новые технологии. Исполнитель главной роли Юрий Стоянов переживает настоящий ренессанс — с момента выхода первого сезона «Вампиров средней полосы» он стал одним из самых востребованных актеров на стриминговых платформах. «Сноб» поговорил с Юрием Стояновым — о перезагрузке карьеры, увлечении ножами и пользе от интернета и ИИ.
Юрий Николаевич, вы давно и много снимаетесь. Но как получилось, что именно в последние года три вы вышли на какой-то новый виток киноуспеха?
Давайте уточним: этот успех связан совсем не с кино, а с проектами, которые делаются на платформах или на телевидении. В кино я по-прежнему снимаюсь мало и редко. И вопросы тут не ко мне, а к кино.
Вы для себя четко отделяете работу в кино от работы в сериалах?
Это не я! Это меня отделяют! Как артист я в состоянии работать везде, но сложилось так, что в основном я востребован на платформах.
Это хуже, чем быть востребованным в кино?
По количеству просмотров — конечно, нет. В моем голосе нет ноток ущербности по этому поводу. Я просто констатирую. На самом деле, сейчас платформы по уровню продукции намного выше кино, с моей точки зрения. Кинематограф превратился в сплошной аттракцион, пусть и высокого качества, иногда с огромными сборами. Но в кино все меньше глубокого разговора о человеке. Да и к новым комедиям есть вопросы: со времен «Горько» (2013) в этом жанре вышло всего несколько интересных фильмов.
Кстати, с тех пор режиссер «Горько» Жора Крыжовников успел отметиться мощным проектом, тоже вышедшим на платформе, — «Словом пацана».
Вот видите, опять на видеосервисе. А в кино давно не хватает того, чем был силен советский кинематограф — того, что Станиславский называл «жизнью человеческого духа». Извините за высокопарность. Человека в развитии, внутри острой ситуации — как он меняется, как оценивает мир, как ему живется, за что он борется, что любит и что ненавидит — в кино вы сегодня не увидите. Кино занято исключительно бизнесом.
Возможно, это результат того, что в нашем кино часто ориентировались на Голливуд?
Нет и нет. Советское кино никогда не ориентировалось на Голливуд. Наоборот, корни его высокой операторской школы, режиссуры — они отсюда. Я уж не говорю о том, что создавали Голливуд в основном выходцы из России. Другое дело, что они могут задать нам обидный вопрос: а где вы растеряли свои стандарты?
Ваш успех на платформах явно начался с «Вампиров средней полосы». Вы его себе как-то объясняете?
Я не считаю, что «Вампиры средней полосы» перекрыли по любви зрителей то, что мы делали в «Городке». Конечно же, нет. «Городок» существовал двадцать лет и — вы меня уж извините, придется использовать этот чуждый для меня термин — стал культовой передачей. А «Вампиры» — это такая перезагрузка интереса ко мне, да и моя в какой-то степени. Я много лет снимался, всегда был в меру актуален и достаточно востребован, резких провалов, вакуума у меня не было. Но именно в «Вампирах» сошлись блистательный сценарий, талантливый шоураннер и очень крутой кастинг. И это прекрасное несоответствие такого родного, милого понятия, как «средняя полоса», и слова «вампиры». У сериала антиголливудское название. И это уникальный случай в моей практике, когда мнения зрителей и критики однозначно сошлись.