От чего зависит потребительское поведение Россиян

ДеньгиОбщество

Как потратить

От чего зависит потребительское поведение Россиян

Текст: Петр Рушайло

Константин Кокошкин

Принято считать, что потребительское поведение по большей части определяется возрастом: например, пенсионеры тратят мало, а молодежь не склонна делать сбережения. Отчасти это так, говорят эксперты. Но главным образом на то, как мы тратим деньги, влияет не возраст, а совсем иные факторы.

Теория поколений

«Как правило, сберегательное поведение людей определяется жизненным циклом: молодежь легко занимает и тратит, в 30–60 лет люди сберегают, после выхода на пенсию начинают тратить свои сбережения»,— рассуждает руководитель департамента общественных финансов ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Светлана Солянникова. Но изменения, происходящие в экономике в XXI веке, на ее взгляд, вносят перемены в потребительские стереотипы и финансовое поведение людей.

«Поколенческая теория» потребления подразумевает разделение людей по поведенческим паттернам в зависимости от интервалов дат их рождения: поколение X — люди, родившиеся со второй половины 1960-х до начала-середины 1980-х, Y — с начала-середины 1980-х до середины-конца 1990-х, Z — до примерно 2010–2012 годов. Теория утверждает, что поведенческие паттерны связаны в основном не с возрастом, а с обстоятельствами, которые определяли формирование человека.

По словам Светланы Солянниковой, опросы показывают, что у поколения Х в основном средства тратятся на покупку продуктов питания, оплату услуг ЖКХ (у 90% опрошенных), одежды и обуви. Представители этого поколения, в отличие от аналогичной возрастной группы прошлого века, демонстрируют высокий потребительский спрос, что связано с ростом уровня их доходов, обусловленным как более поздним выходом на пенсию, так и расширением программ медицинского страхования и медицинской помощи, форм государственной финансовой поддержки лиц пожилого и старшего возраста, полагает эксперт. У 64% есть сбережения, финансовые инвестиции или вложения в недвижимость. Цель накоплений — «на старость» (45%) и/или непредвиденные обстоятельства (64%). У этого поколения высок процент тех, кто копит на отдых и лечение (у трети делающих накопления), чего не было у аналогичной возрастной группы в ХХ веке. Но по факту у 66% нет серьезных сбережений, которые бы позволили им сохранять сложившийся уровень жизни на протяжении трех—пяти лет после выхода на пенсию, около четверти не считают их необходимыми в связи с накопленным негативным опытом их обесценения. Сбережения осуществляют «по привычке», у них низкая склонность к риску: предпочитают вклады в банках или хранить наличные дома.

У 78% граждан из поколения Y нет долгосрочных сбережений или вложений в недвижимость. В структуре расходов преобладают затраты на покупку продуктов питания, оплату услуг ЖКХ, проезд (у 80%), покупку одежды и обуви, оплату медицинских и образовательных услуг для себя и детей. Их поведение можно назвать поведением покупателей, причем именно это поколение самые активные покупатели в интернете. Цель накоплений — в основном на непредвиденные обстоятельства (около 30%), покупку жилья (22%) и автомобиля (25%). На открытие бизнеса готовы копить 15%. Ориентированы на получение прибыли в краткосрочном периоде, поэтому проявляют большой интерес к «высокотехнологичным» финансовым продуктам, таким как криптовалюты и рисковые биржевые инструменты.

Поколение Z склонно в первую очередь к потреблению, у 80% нет сбережений. В структуре расходов лидируют услуги кафе и ресторанов, заказ готовой еды (у 49% респондентов), покупка электроники и гаджетов (46%), товары и услуги для хобби (39%), отдых и платные медицинские услуги (38%). Половина из опрошенных тратит деньги на развлечения — это самый высокий удельный вес среди поколений и тенденция именно для этого поколения и XXI века. Цель накоплений — «на комфортную жизнь и про запас» (52%), на путешествия и отпуск (31%), на автомобиль (14%), на образование (18%). Им не жалко заплатить больше за товары известных марок. У них много подписок на сервисы (музыка, онлайн-кинотеатры, онлайн-обучение, игры и т. п.). Их поведение можно назвать поведением потребителей. Поколение Z серьезно относится к сбережениям, 87% считают, что сбережения нужны, у них есть желание инвестировать в акции, цифровые валюты и цифровые финансовые активы. При этом именно у молодых людей до 25 лет высок процент тех, кто планирует откладывать деньги на открытие своего бизнеса (31%). Поколение Z активно пользуется банковскими картами, для них главное — доступность финансовых услуг и цифровых сервисов.

Что касается сберегательного поведения, то, по словам Светланы Солянниковой, поколение Х ориентировано в первую очередь на сохранение реальной стоимости сбережений, поколение Y — на их ликвидность, а поколение Z — на увеличение стоимости. В XXI веке во всех поколениях сократилась доля граждан, делающих сбережения «про запас, на черный день» (за последние 20 лет на треть — с 24% до 15%), а также на длительный промежуток времени. Стала активно развиваться стратегия «накопить на что-то конкретное и купить/потратить при сбережении необходимой суммы». В целом же, замечает Светлана Солянникова, доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 года в полтора раза (2010 год — 30%, 2023 год — 46%), при этом накопления бессистемны, «на всякий случай», снижается интерес населения к инвестициям со сроками свыше полутора лет, в основном копят на ремонт квартиры или дома (21%); отдых и медицинские услуги (19%) и «на старость» (15%).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экскурсия в новый год Экскурсия в новый год

Почем в эти каникулы загородные путешествия

Деньги
Мир разными глазами Мир разными глазами

Глаза по устройству сродни фотоаппарату, но техника за природой не угнаться

Наука и жизнь
Кто считает себя средним классом Кто считает себя средним классом

Есть ли в России средний класс и как его поддержать?

Деньги
Шёлковая собачка! Шёлковая собачка!

Как удалось вывести австралийского силки терьера?

Наука и жизнь
«Куда б ни вздумали, готов за вами я…» «Куда б ни вздумали, готов за вами я…»

Тема путешествий — одна из самых распространенных в мировой литературе

Знание – сила
К 2032 году у человечества закончатся слова для обучения искусственного интеллекта К 2032 году у человечества закончатся слова для обучения искусственного интеллекта

На чем будет учиться ИИ, когда у человека закончатся слова

ТехИнсайдер
10 способов забыть бывшего: от худшего к лучшему 10 способов забыть бывшего: от худшего к лучшему

Методы, которые женщины используют, чтобы забыть бывшего

Psychologies
«Нельзя сажать за художественное творчество»: отрывок из мемуаров Зои Богуславской «Нельзя сажать за художественное творчество»: отрывок из мемуаров Зои Богуславской

Отрывок из альбома воспоминаний «Всегда, Зоя!» о Зое Богуславской

Forbes
Красноярские просторы Красноярские просторы

Красноярск славен большим числом музеев и природными красотами

Лиза
Двушка за миллион Двушка за миллион

Универсальная реализация дизайн-флиппинга в небольшой квартире

Идеи Вашего Дома
Одна тысячная шанса: сколько хоккеистов и футболистов в России стали миллионерами Одна тысячная шанса: сколько хоккеистов и футболистов в России стали миллионерами

Сколько игроков добираются до большого спорта и становятся миллионерами

Forbes
Исчезнувшая империя, воскресший город Исчезнувшая империя, воскресший город

Располагалась крепость Антония близ северо-западного угла Иерусалимского храма

Знание – сила
Постоянно пьяные! «Синдром автопивоварни»: как желудок некоторых людей вырабатывает алкоголь Постоянно пьяные! «Синдром автопивоварни»: как желудок некоторых людей вырабатывает алкоголь

Как наш собственный организм может нас пьянить?

ТехИнсайдер
Клуб кинопутешественников Клуб кинопутешественников

Передача, которая открыла целым поколениям окно в большой мир

Правила жизни
Преступника может выдать микробный след на одежде Преступника может выдать микробный след на одежде

Микробы смогут помочь криминалистам в раскрытии преступлений

ТехИнсайдер
10 поддерживающих фраз в трудную минуту: от худшей к лучшей 10 поддерживающих фраз в трудную минуту: от худшей к лучшей

Какие слова подобрать, чтобы поддержать близкого человека?

Psychologies
11 Telegram-каналов, которые помогут лучше разбираться в кино 11 Telegram-каналов, которые помогут лучше разбираться в кино

Где почитать о фильмах, чтобы было нескучно, актуально и не так, как у всех?

Правила жизни
Аглая Тарасова Аглая Тарасова

Этот киногод вновь был годом главных ролей Аглаи Тарасовой!

Собака.ru
Калаш, гараж и бон вояж Калаш, гараж и бон вояж

«На автомате»: еще один фильм про пацанов на районе и гаражи в русской провинции

Weekend
Как лечить солнечные ожоги? Как лечить солнечные ожоги?

Что делать, если произошел солнечный ожог? Не спешим мазаться сметаной

Psychologies
Икс таинственный, великий Икс таинственный, великий

Как икс стал символом неизвестного?

Наука и жизнь
Муж в депрессии. 7 советов, как ему помочь Муж в депрессии. 7 советов, как ему помочь

В любом возрасте депрессия – это не признак слабости, а серьезное заболевание

Лиза
Мертвые в ящике Мертвые в ящике

«Полночь с дьяволом»: отличный хоррор про телевидение и экзорцизм

Weekend
Сдаю жилье Сдаю жилье

Как обустроить квартиру для посуточной и долгосрочной аренды

Лиза
La grande bellezza La grande bellezza

Рассуждения о профессии реставратора и воспоминания о флорентийском наводнении

Seasons of life
В духе Кандинского В духе Кандинского

Квартира-путешествие в стиле живописи Василия Кандинского

Идеи Вашего Дома
Теперь кофе можно буквально есть и намазывать на хлеб Теперь кофе можно буквально есть и намазывать на хлеб

Швейцарский стартап придумал новый формат кофе

ТехИнсайдер
Как разрушить отношения: 6 нереалистичных ожиданий Как разрушить отношения: 6 нереалистичных ожиданий

Какими должны быть отношения? Как их не испортить?

Psychologies
«Структурные продукты в России — самостоятельный класс активов» «Структурные продукты в России — самостоятельный класс активов»

«Румберг Кэпитал» — о новых возможностях на рынке инвестиций

Деньги
Как распознать фейковое банковское приложение и не попасться на уловки мошенников Как распознать фейковое банковское приложение и не попасться на уловки мошенников

Как защитить свои деньги и не установить фейковое банковское приложение?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении