От чего зависит потребительское поведение Россиян

ДеньгиОбщество

Как потратить

От чего зависит потребительское поведение Россиян

Текст: Петр Рушайло

Константин Кокошкин

Принято считать, что потребительское поведение по большей части определяется возрастом: например, пенсионеры тратят мало, а молодежь не склонна делать сбережения. Отчасти это так, говорят эксперты. Но главным образом на то, как мы тратим деньги, влияет не возраст, а совсем иные факторы.

Теория поколений

«Как правило, сберегательное поведение людей определяется жизненным циклом: молодежь легко занимает и тратит, в 30–60 лет люди сберегают, после выхода на пенсию начинают тратить свои сбережения»,— рассуждает руководитель департамента общественных финансов ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Светлана Солянникова. Но изменения, происходящие в экономике в XXI веке, на ее взгляд, вносят перемены в потребительские стереотипы и финансовое поведение людей.

«Поколенческая теория» потребления подразумевает разделение людей по поведенческим паттернам в зависимости от интервалов дат их рождения: поколение X — люди, родившиеся со второй половины 1960-х до начала-середины 1980-х, Y — с начала-середины 1980-х до середины-конца 1990-х, Z — до примерно 2010–2012 годов. Теория утверждает, что поведенческие паттерны связаны в основном не с возрастом, а с обстоятельствами, которые определяли формирование человека.

По словам Светланы Солянниковой, опросы показывают, что у поколения Х в основном средства тратятся на покупку продуктов питания, оплату услуг ЖКХ (у 90% опрошенных), одежды и обуви. Представители этого поколения, в отличие от аналогичной возрастной группы прошлого века, демонстрируют высокий потребительский спрос, что связано с ростом уровня их доходов, обусловленным как более поздним выходом на пенсию, так и расширением программ медицинского страхования и медицинской помощи, форм государственной финансовой поддержки лиц пожилого и старшего возраста, полагает эксперт. У 64% есть сбережения, финансовые инвестиции или вложения в недвижимость. Цель накоплений — «на старость» (45%) и/или непредвиденные обстоятельства (64%). У этого поколения высок процент тех, кто копит на отдых и лечение (у трети делающих накопления), чего не было у аналогичной возрастной группы в ХХ веке. Но по факту у 66% нет серьезных сбережений, которые бы позволили им сохранять сложившийся уровень жизни на протяжении трех—пяти лет после выхода на пенсию, около четверти не считают их необходимыми в связи с накопленным негативным опытом их обесценения. Сбережения осуществляют «по привычке», у них низкая склонность к риску: предпочитают вклады в банках или хранить наличные дома.

У 78% граждан из поколения Y нет долгосрочных сбережений или вложений в недвижимость. В структуре расходов преобладают затраты на покупку продуктов питания, оплату услуг ЖКХ, проезд (у 80%), покупку одежды и обуви, оплату медицинских и образовательных услуг для себя и детей. Их поведение можно назвать поведением покупателей, причем именно это поколение самые активные покупатели в интернете. Цель накоплений — в основном на непредвиденные обстоятельства (около 30%), покупку жилья (22%) и автомобиля (25%). На открытие бизнеса готовы копить 15%. Ориентированы на получение прибыли в краткосрочном периоде, поэтому проявляют большой интерес к «высокотехнологичным» финансовым продуктам, таким как криптовалюты и рисковые биржевые инструменты.

Поколение Z склонно в первую очередь к потреблению, у 80% нет сбережений. В структуре расходов лидируют услуги кафе и ресторанов, заказ готовой еды (у 49% респондентов), покупка электроники и гаджетов (46%), товары и услуги для хобби (39%), отдых и платные медицинские услуги (38%). Половина из опрошенных тратит деньги на развлечения — это самый высокий удельный вес среди поколений и тенденция именно для этого поколения и XXI века. Цель накоплений — «на комфортную жизнь и про запас» (52%), на путешествия и отпуск (31%), на автомобиль (14%), на образование (18%). Им не жалко заплатить больше за товары известных марок. У них много подписок на сервисы (музыка, онлайн-кинотеатры, онлайн-обучение, игры и т. п.). Их поведение можно назвать поведением потребителей. Поколение Z серьезно относится к сбережениям, 87% считают, что сбережения нужны, у них есть желание инвестировать в акции, цифровые валюты и цифровые финансовые активы. При этом именно у молодых людей до 25 лет высок процент тех, кто планирует откладывать деньги на открытие своего бизнеса (31%). Поколение Z активно пользуется банковскими картами, для них главное — доступность финансовых услуг и цифровых сервисов.

Что касается сберегательного поведения, то, по словам Светланы Солянниковой, поколение Х ориентировано в первую очередь на сохранение реальной стоимости сбережений, поколение Y — на их ликвидность, а поколение Z — на увеличение стоимости. В XXI веке во всех поколениях сократилась доля граждан, делающих сбережения «про запас, на черный день» (за последние 20 лет на треть — с 24% до 15%), а также на длительный промежуток времени. Стала активно развиваться стратегия «накопить на что-то конкретное и купить/потратить при сбережении необходимой суммы». В целом же, замечает Светлана Солянникова, доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 года в полтора раза (2010 год — 30%, 2023 год — 46%), при этом накопления бессистемны, «на всякий случай», снижается интерес населения к инвестициям со сроками свыше полутора лет, в основном копят на ремонт квартиры или дома (21%); отдых и медицинские услуги (19%) и «на старость» (15%).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рыцарь грозного образа Рыцарь грозного образа

Император Павел четыре года боролся с вольномыслием и в итоге был убит

Дилетант
Из жизни отдыхающих Из жизни отдыхающих

7 лучших советских фильмов о курортных романах

Лиза
3 важные фразы, которые помогут вам с партнером стать ближе 3 важные фразы, которые помогут вам с партнером стать ближе

Некоторые, казалось бы, совсем простые фразы, могут быть очень важными

Psychologies
Александр Смекалин: «Цель АИРР — быть катализатором инновационного развития регионов» Александр Смекалин: «Цель АИРР — быть катализатором инновационного развития регионов»

Как АИРР помогает регионам добиваться высоких результатов

ФедералПресс
Московская гага Московская гага

Как Роман Абрамович из любителя балета стал продюсером шумных постановок

Forbes
«Язык как инстинкт» «Язык как инстинкт»

Как мы воспринимаем речь

N+1
Узнайте об операции «Скрепка»! Как США секретно нанимали ученых-фашистов после Второй мировой Узнайте об операции «Скрепка»! Как США секретно нанимали ученых-фашистов после Второй мировой

Как США стремились получить технологии Третьего рейха?

ТехИнсайдер
Продолжение следует. Существует ли реинкарнация и можно ли узнать что-то о своей прошлой жизни Продолжение следует. Существует ли реинкарнация и можно ли узнать что-то о своей прошлой жизни

Возможность реинкарнации – это спасительная страховка

Лиза
Salavat Kypere Salavat Kypere

Salavat Kypere — стилист по профессии и готическая принцесса по призванию

Собака.ru
Я вас не слышу: как защитить здоровье слуха летом Я вас не слышу: как защитить здоровье слуха летом

Где поджидают опасности для слуха, если вы на отдыхе, и как с ними справиться?

Правила жизни
Все в шоке и слезах: самые внезапные и нелепые смерти знаменитых красавцев, разбившие нам сердце Все в шоке и слезах: самые внезапные и нелепые смерти знаменитых красавцев, разбившие нам сердце

Человек внезапно смертен вне зависимости от его знаменитости

VOICE
Как выбрать оверлок: 6 характеристик, на которые стоит обратить внимание Как выбрать оверлок: 6 характеристик, на которые стоит обратить внимание

Оверлок: какой взять, чтобы и по бюджету не ударил, и выполнял свои обязанности?

CHIP
Просчитано до миллиметра Просчитано до миллиметра

Элегантная, уютная и суперкомфортная квартира для одного-двух человек

Идеи Вашего Дома
Славный град Славный град

Что успеть увидеть за один день в Переславле-Залесском

Лиза
5 страхов, которые мешают нам просить помощи 5 страхов, которые мешают нам просить помощи

Как справиться со страхами и научиться просить помощи?

Psychologies
Почему Jeep Gladiator Mojave наверняка стал бы «Внедорожником года-2024» Почему Jeep Gladiator Mojave наверняка стал бы «Внедорожником года-2024»

Jeep Gladiator Mojave — бескомпромиссный покоритель бездорожья

4x4 Club
«Новая порода людей» «Новая порода людей»

Образовательно-воспитательный проект Ивана Бецкого

Наука и техника
Что такое вирт, чем опасен и стоит ли им заниматься Что такое вирт, чем опасен и стоит ли им заниматься

Секстинг, веб-кам — как обезопасить свои отношения в виртуальном пространстве?

РБК
И след простыл: 5 случаев загадочного исчезновения людей И след простыл: 5 случаев загадочного исчезновения людей

Пугающие и загадочные случаи исчезновения людей

ТехИнсайдер
Случайностей не бывает Случайностей не бывает

Минимализм с китайскими мотивами — вот формула этого элегантного интерьера

SALON-Interior
Что такое гостевой брак и кому он подходит Что такое гостевой брак и кому он подходит

В чем плюсы гостевого брака и есть ли подводные камни?

РБК
Баба Яга и таролог: как бизнес строит имидж через необычные вакансии Баба Яга и таролог: как бизнес строит имидж через необычные вакансии

Почему компании ищут штатных астрологов или тарологов?

Forbes
Ева Польна Ева Польна

2024 год Ева Польна встречает в статусе абсолютной инди-дивы

Собака.ru
«Я давно взрослый»: как выстроить новый формат общения с родителями «Я давно взрослый»: как выстроить новый формат общения с родителями

Как перезагрузить отношения с родителями и вывести их на новый уровень?

Psychologies
Атомщики Атомщики

Вместо 25 375 слов: главное об электромобиле «Атом»

Автопилот
Александру Пушкину — 225: российские писатели рассуждают о поэте Александру Пушкину — 225: российские писатели рассуждают о поэте

Как с годами менялось отношение к Александру Пушкину? Отвечают писатели

СНОБ
Случаи из уличной жизни Случаи из уличной жизни

Анна и Виталий Черепановы: искусство как игра

Weekend
Море внутри Море внутри

Как выглядеть красивой без отдыха на курорте: процедуры для домашнего SPA

Лиза
Почему вы забываете о том, что нужно сделать Почему вы забываете о том, что нужно сделать

Вы когда-нибудь заходили в комнату, а потом удивлялись, зачем вы туда зашли?

ТехИнсайдер
Дышащие под водой Дышащие под водой

Могут ли, с точки зрения науки, человекоподобные существа жить под водой?

Вокруг света
Открыть в приложении