Удается ли судостроительной отрасли справиться с трудностями?

ФедералПрессБизнес

Морской «портфель»: перспективы судостроения без импортного оборудования

Елена Бутырина

За последние два года с рынка морских транспортных услуг ушли все иностранные суда, которые были задействованы в перевозках российских грузов, к тому же прекратилась поставка судового комплектующего оборудования для выполнения заказов отечественными верфями. Это потребовало развития собственных компетенций для освоения целого ряда критических позиций оборудования, а также скорейшего обновления и наращивания отечественного флота. Задачу по его развитию для выстраивания эффективных торговых потоков в условиях меняющейся логистики и кардинальных перемен в глобальной экономике в своем послании Федеральному собранию в конце февраля поставил президент России Владимир Путин. Удается ли отрасли справиться с трудностями?

Корабельный прогресс

Как сообщила пресс-служба министерства промышленности и торговли России, судостроительная отрасль состоит как из ключевых интегрированных структур — это Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), судостроительная корпорация (ССК) «Ак Барс» (в состав данных структур входит более 100 организаций с общей численностью около 150 тыс. человек и суммарным объемом рынка более 90%), так и обособленных частных компаний — Окская судоверфь, СЗ «Отрадное», Находкинский СРЗ, Ливадийский РСЗ, Онежский ССЗ и ряд других. Всего в отраслевом разделе судостроительной промышленности Реестра ОПК числятся более 200 промышленных организаций, из которых 75 — это судостроительные и судоремонтные заводы.

По данным Минпромторга РФ, всего с 2019 по 2023 год предприятиями отрасли было построено порядка 460 гражданских судов различных проектов, из которых более 350 имели водоизмещение 100 тонн и выше. В 2023 году завершилось строительство 108 судов гражданского назначения, включая 64 судна полным водоизмещением 100 тонн и более. Данный показатель значительно превзошел результат предыдущего года — тогда заказчики получили 84 гражданских судна. Совокупное водоизмещение гражданских судов, построенных в прошлом году, превысило 450 тыс. тонн — втрое больше, чем в 2022 году.

Агентство SeaNews, ссылающееся на информационно-аналитическую систему «Мировой и российский флот», приводит свои данные по крупнотоннажным судам гражданского назначения, построенным российскими корабелами в минувшем году, — 57, в том числе 26 — верфями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в состав которой входят до 80% всех производственных мощностей в России, а 31 — другими предприятиями. Согласно им, лидером по судостроению в прошлом году стал Приволжский федеральный округ, построивший 19 судов, второе место занял Северо-Западный федеральный округ, чьи верфи сдали заказчикам 15 судов, а третье и четвертое — Южный и Дальневосточный федеральные округа — 10 и 8 судов соответственно. В Сибирском, Уральском и Центральном федеральных округах было построено 3 и 1 вспомогательных судов соответственно.

В Минпромторге РФ сообщили, что в рамках запущенной программы строительства нового рыбопромыслового флота в настоящее время в постройке в различной степени технической готовности находятся более 60 судов промыслового флота. Всего в рамках реализации программы инвестиционных квот завершено строительство 24 промысловых судов различных проектов, из них уже в текущем году 3 судна переданы заказчикам.

Судя по информации самой ОСК, в минувшем году портфель сданных заказов ОСК включал 8 судов, построенных в Санкт-Петербурге, Выборге и Хабаровске для рыболовецкой флотилии (речь о двух больших морозильных рыболовных траулерах проекта СТ-192 «Механик Маслак» и «Механик Сизов», морозильном траулере-процессоре проекта 170701 «Капитан Соколов», двух траулерах-процессорах проектов КМТ01 и КМТ02 «Белое море» и «Дмитрий Кожарский», двух краболовах проекта 03141 «Омолон» и «Кедон», краболове проекта КСП01 «Вайгач»), 9 сухогрузов проекта RSD59, сооруженных в Нижнем Новгороде, 2 танкера-химовоза проектов RST25/7 и 00216М, автомобильно-железнодорожный паром проекта CNF11CPD «Александр Деев», который был построен амурскими корабелами для эксплуатации на Дальнем Востоке, пассажирские и другие суда. Прошлогодняя закладка на верфях ОСК судов позволит вскоре пополнить отечественный гражданский флот контейнеровозами проекта 00108, многофункциональным аварийно-спасательным судном ледового класса проекта MPSV06М «Анадырь», научно-экспедиционным судном «Иван Фролов», скоростными пассажирскими катамаранами проекта «Котлин», тремя круизными лайнерами проекта 00840 «Карелия». Всего в 2024 году предприятиями корпорации запланировано передать заказчикам 36 гражданских судов. Несколько из них были спущены на воду весной: на астраханской верфи «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта — универсальный сухогруз «Каспийский берег» проекта RSD49 для перевозки генеральных, навалочных, лесных, зерновых и крупногабаритных грузов и опасных грузов в Каспийском, Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях российско-иранской судоходной компанией; на «Восточной верфи», которой управляет Амурский судостроительный завод, — строящееся в рамках инвестпроекта «квоты под киль» пятое судно-краболов проекта 03141 «Пума», ледовый класс которого — (РС) КМ Ice2 (REF) fishing vessel — позволяет эксплуатировать его в мелкобитом льду толщиной до полуметра; на «Северной верфи» — морозильный траулерпроцессор «Капитан Абакумов» проекта 170701 — уже шестой по счету, заказанный рыбопромышленным холдингом «Норебо» для северо-атлантического промысла, а также головной ярусолов-процессор «Гандвик-1» проекта МТ1112XL для рыболовецкой компании «Вирма» — суда построены по программе «квоты под киль». Кроме того, на построенном «Адмиралтейскими верфями» большом морозильном рыболовном траулере «Капитан Мартынов» — четвертом в серии проекта СТ-192 для «Русской Рыбопромышленной Компании» — был поднят Государственный флаг Российской Федерации.

Сошедшие со стапелей других верфей, не входящих в ОСК — «Тюменьсудокомплекта», Череповецкого судостроительного завода, Ахтубинского судостроительно-судоремонтного завода, «Благоверфи», Самарского судостроительного и судоремонтного завода «Нефтефлота», Зеленодольского завода имени А. М. Горького, Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева, верфи «Эмпериум» и других, — включали краболовы «Хабаровск», «Шантар» и «Капитан Александров», несколько вспомогательных буксиров и других судов, скоростные суда на подводных крыльях и другие пассажирские суда. Построенные на судостроительном комплексе (СКК) «Звезда» на Дальнем Востоке по заказу «Роснефтефлота » и «Совкомфлота» два танкера типа Aframax — «Академик Губкин» и «Восточный проспект» — пополнили нефтеналивной флот России.

«Еще одним значимым направлением, интерес к которому в России существенно возрос в последние годы, являются круизы на внутренних водных путях. В части круизных судов основных проектов на АО «ССЗ «Лотос», АО «Средне-Невский судостроительный завод», ПАО «Завод «Красное Сормово», а также на мощностях ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» размещены заказы на постройку судов для круизных линий проектов ПКС180, PV300VD, А45-90.2, 00840 «Карелия» и RPV 8714. В части скоростных судов востребованность, прежде всего, подтверждена высокими темпами строительства и имеющимся объемом спроса на продукцию ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева и Зеленодольского завода им. А. М. Горького. К ним относятся суда на подводных крыльях типа «Валдай», «Метеор». Кратный рост туристического потока в Кронштадте в 2023 году обусловлен выводом на линию катамаранов проекта 04580 «Котлин», построенных на Средне-Невском заводе. Также к перспективным относятся суда катамаранного типа проектов HSC150 и HSC200. Отдельное внимание стоит уделить судам с экологичными видами топлива. Верфь «Эмпериум» в рамках программы льготного лизинга реализует проекты постройки судов типа «Экокруизер» (серия из 5 ед.) для Красноярска, Нижнего Новгорода, Перми, Санкт-Петербурга и Самары, а также судов типа «Экобас» для проекта водного электротранспорта г. Москвы (серия из 21 ед.). Также в эксплуатации находится судно на СПГ проекта 03622 «Чайка СПГ» (построено в 2021 г.)», — сообщили в Минпромторге.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Деревня викингов и деревянное зодчество: что посмотреть в Новгородской области Деревня викингов и деревянное зодчество: что посмотреть в Новгородской области

Что можно посмотреть в Новгородской области и чем она будет удивлять в будущем

ФедералПресс
Юлия Жукова Юлия Жукова

Юлия Жукова открыла сверхсовременное трикотажное производство на Петроградке

Собака.ru
Деньгам дали свободу Деньгам дали свободу

В чем преимущество расширения лимитов на переводы в рамках СБП

Монокль
10 серийных маньяков, которых так и не удалось поймать 10 серийных маньяков, которых так и не удалось поймать

Еще 10 причин ходить и оглядываться

Maxim
Искусственный отбор Искусственный отбор

Россия — не просто наблюдатель, а один из активных участников ИИ-революции

СНОБ
Мостик между Москвой и Красноярском: как сибирские рестораторы покоряют столицу Мостик между Москвой и Красноярском: как сибирские рестораторы покоряют столицу

Почему во многих городах России гастрономия сейчас интереснее, чем в столице?

Forbes
Новая работа Новая работа

Как вести себя на собеседовании, чтобы понравиться боссу с первого взгляда

Лиза
Славный град Славный град

Что успеть увидеть за один день в Переславле-Залесском

Лиза
Троцкисты, фермеры и миллиардеры: чем известны выходцы из России в Аргентине Троцкисты, фермеры и миллиардеры: чем известны выходцы из России в Аргентине

ем прославились выходцы из исторической России в Аргентине

Forbes
Небоскреб в форме паруса. Отелю-символу Дубая 25 лет Небоскреб в форме паруса. Отелю-символу Дубая 25 лет

Этот отель стоит на рукотворном острове и каждый день спасает редких черепах

СНОБ
Тот самый «гормон счастья» Тот самый «гормон счастья»

За что отвечает серотонин и как повысить его уровень

Лиза
Дизайн в дизайне Дизайн в дизайне

На облик этого дома повлиял творческий почерк дизайнера-модельера Игоря Чапурина

Идеи Вашего Дома
«С нами или без нас: Естественная история будущего» «С нами или без нас: Естественная история будущего»

Почему в будущем вороны будут процветать, а овсянки — нет

N+1
«Это база»: где и как молодые и успешные управленцы заработали первые деньги «Это база»: где и как молодые и успешные управленцы заработали первые деньги

Истории молодых топ-менеджеров о первых деньгах и начале карьерного трека

Forbes
«Не такая уж кошмарная машина»: как Cadillac мерялся с Mercedes, кто из них меньше, и проиграл «Не такая уж кошмарная машина»: как Cadillac мерялся с Mercedes, кто из них меньше, и проиграл

Почему про Cadillac Cimarron не любят вспоминать?

ТехИнсайдер
«Крокодиловы слезы»: миф или реальность? «Крокодиловы слезы»: миф или реальность?

Как плачут крокодилы и плачут ли?

ТехИнсайдер
Из пентхауса за решетку: самые громкие суды над миллиардерами Из пентхауса за решетку: самые громкие суды над миллиардерами

13 громких судов над богатейшими людьми

Forbes
Кредитор номер один Кредитор номер один

Как Евгений Ламанский модернизировал банковскую систему Российской империи

Деньги
«Я из Ламоле» «Я из Ламоле»

Набросок портрета Сюзанны Грасси, хозяйки винодельни, доверяющей только интуиции

Seasons of life
Солнечный ожог Солнечный ожог

Как защитить кожу от солнечных ожогов?

Здоровье
10 способов забыть бывшего: от худшего к лучшему 10 способов забыть бывшего: от худшего к лучшему

Методы, которые женщины используют, чтобы забыть бывшего

Psychologies
Семён, а не Семен: 6 ошибок в паспорте, из-за которых вы не уедете за границу Семён, а не Семен: 6 ошибок в паспорте, из-за которых вы не уедете за границу

Ошибки, из-за которых можно внезапно остаться дома во время отпуска

Maxim
Сергей Тиснек Сергей Тиснек

Рисунки художника Сергея Тиснека — фовистские, но очень милые коты

Собака.ru
«Просто тыкай в хомяка»: 6 причин, почему мы верим в легкие деньги «Просто тыкай в хомяка»: 6 причин, почему мы верим в легкие деньги

Почему мы так верим в возможность легкого заработка?

Psychologies
Секрет свежести Секрет свежести

5 правил сушки белья, которые стоит знать каждому

Лиза
Балтийский берег Балтийский берег

Составили идеальную ознакомительную программу по Калининграду и его окрестностям

Лиза
Король переигрывает феминизм Король переигрывает феминизм

«Игра королевы»: Джуд Лоу берет на себя грехи Генриха VIII

Weekend
Каникулы под землей Каникулы под землей

Как отправиться на Таманский полуостров, а вместо этого попасть в Древнюю Грецию

Правила жизни
Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти» Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти»

Мое поколение — счастливые люди

Караван историй
Самый дорогой роман Толстого и долги Достоевского: сколько зарабатывали писатели Самый дорогой роман Толстого и долги Достоевского: сколько зарабатывали писатели

Какие суммы зарабатывали писатели-классики литературным трудом

Forbes
Открыть в приложении