«Новая порода людей»
В царствование Екатерины II был создан ряд весьма примечательных образовательных учреждений. Первым вспоминается знаменитый Смольный институт благородных девиц. Также следует упомянуть Императорское коммерческое училище, училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге. Все – в рамках образовательно-воспитательного проекта, который возглавлял Иван Иванович Бецкой.
Бецкой был внебрачным сыном князя Ивана Юрьевича Трубецкого, и говорят, что не от горничной или крестьянки, а от некой шведской то ли баронессы, то ли графини, которая утешала русского генерала, пока он томился во вражеском плену после сражения под Нарвой. Родился Иван Иванович в 1704 году в Стокгольме, воспитывался вместе с законными княжескими детьми, получать образование был отправлен в Данию. Поначалу избрал военную карьеру, но после крайне неудачного падения с лошади перешел в Коллегию иностранных дел. В качестве дипломатического курьера побывал при многих дворах Европы, карьеру делал неплохую, но и не блестящую, приличную побочному отпрыску знатной фамилии, не более того.
В бурных политических событиях своей эпохи Бецкой участвовал весьма умеренно, больше как член определенной семьи, чем как самостоятельный субъект. Его батюшка Иван Юрьевич сыграл видную роль при воцарении Анны Иоанновны, и подпись Ивана Ивановича стоит под дворянской челобитной, призывавших новую императрицу ни в коем случае не соглашаться на ограничения своей самодержавной власти. Елизавета Петровна, взойдя на престол в 1741 году, сделала Бецкого камергером наследника Петра Федоровича, но, как утверждают, не за какие-то его особые заслуги, а потому, что благоволила к его единокровной сестре Анастасии Ивановне, в замужестве герцогине Гессен-Гомбургской. Будучи в должности камергера, Иван Иванович близко общался с великой княгиней Екатериной, но в 1748 году оставил двор и отправился за границу для поправки здоровья. В 50-е годы Бецкой проводил время в салонах Парижа, где в ту пору вовсю обсуждали «Энциклопедию» и трактат Руссо «О воспитании». Впрочем, на эту тему высказался далеко не один только Руссо.
Петр III успел вызвать Бецкого в Россию и назначить его директором Канцелярии строений, а через месяц после этого назначения был низвергнут своей супругой. В перевороте 1762 года Иван Иванович никакого участия не принимал, однако чем-то заслужил благоволение Екатерины. С момента ее воцарения начинается его бурная деятельности на ниве образования. Она не сводилась к простому открытию учебных заведений. Проект был очень амбициозным и ставил своей целью ни много ни мало создание «новой породы людей», просвещенных, гуманных, высокоморальных. Предполагалось, что учебу нужно начинать в как можно более раннем возрасте, поскольку влияние родителей, людей «старой породы», благотворным не считалось.
В утвержденном императрицей в 1764 году «Генеральном учреждение о воспитании обоего пола юношества» говорилось следующее:
«По сему ясно, что корень всему злу и добру Воспитание, достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно, как избрать средства к тому прямые и основательные.
Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом Воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети предали бы паки своим детям, и так следуя из родов в роды в будущие века.
Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательные училища для обоего пола детей, которых принимать отнюдь не старее как по пятому и по шестому году. Излишно было бы доказывать, что в те самые годы начинает дитя приходить в познание из неведения, а еще нерассудительнее верить, якобы по прошествии сих лет еще можно поправить в человеке худой нрав, чем он уже заразился, и поправляя его, те правила добродетелей твердо в сердце его вкоренять, кои ему иметь потребно.
И так о воспитании юношества пещися должно неусыпными трудами, начиная, как выше показано, от пятого и шестого до осьмнадцати и двадцати лет безвыходного в училищах пребывания».