Азиатская модель управления
Удачи и провалы самого динамичного региона в мире
Для кого эта книга?
«Азиатская модель управления» – очень познавательно чтение для всех, кто интересуется менеджментом, мировым развитием и экономикой. Вы знали, например, что за свое стремительное развитие экономики Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня назвали «азиатскими тиграми»? Но речь в этой книге пойдет не только о них. Вы узнаете, как и благодаря чему развивались самые успешные восточноазиатские экономики. А главное – почему этот регион стал регионом контрастов, в котором богатейшие страны соседствуют с беднейшими, в чем секрет успеха первых и ошибки последних.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Азиатская модель управления» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Тонкости Азиатской экономики
В 1980-х годах экономисты популяризовали термин «восточноазиатское экономическое чудо», питая таким образом веру в то, что все азиатские страны имеют однородный экономический опыт. Но журналист и эксперт по Азии Джо Стадвелл считает, что это не так. Китай, Япония, Тайвань и Южная Корея реализовали свои в конечном счете успешные стратегии еще за несколько лет до начала разговоров о «восточноазиатском чуде». Эти страны реформировали свои сельскохозяйственные секторы, сосредоточившись на производстве, а затем подчинили финансовую деятельность этим двум приоритетам. Стадвелл бросает вызов убеждению о том, что страны должны предоставить экономическое развитие рыночным силам. Он использует историю экономики для демонстрации того, что почти каждая развитая экономика на определенном этапе следовала политике протекционизма для стимулирования роста. Автор приводит удивительную историю Восточной Азии, чтобы продемонстрировать, почему бедные страны должны оставаться непоколебимыми в достижении своих целей и не поддаваться влиянию модных экономических советов или давлению со стороны своих собственных предпринимателей. Всесторонний, строгий и заставляющий задуматься анализ Стадвелла будет полезен политикам, историкам, инвесторам и экономистам, заинтересованным «самым динамичным регионом мира».
Дискуссия по вопросам экономического развития
Быстрый расцвет Восточной Азии сделал ее среди экономистов центральной темой дискуссий о том, как могут развиваться бедные страны. В прошлом формула экономического развития Восточной Азии была «простой, как дважды два: домашнее хозяйство, ориентированное на экспорт производства» и контролируемый финансовый сектор, который поддерживает и то, и другое. Чтобы придерживаться этого пути, политикам пришлось бросить вызов общей экономической мудрости.
Экономисты-неоклассики утверждают, что государственное вмешательство – включая протекционизм – тормозит прогресс. Но почти каждая экономически развитая держава – включая Великобританию, Францию, Германию и Японию – на определенном этапе приняла политику протекционизма, чтобы помочь своим экономикам. Идеи первого министра финансов США Александра Гамильтона сформировали политику выборочного введения тарифов правительством США в XIX и XX веках. США были «родиной и бастионом современного протекционизма», вслед за ними в Пруссии Фридрих Великий также последовал протекционистской промышленной политике, как и объединенная Германия. После Реставрации Мэйдзи прусской модели подражала Япония. Корея и Тайвань последовали ее примеру.
В раздумьях о том, как обеспечить процветание в бедных странах, экономическая мысль делится на две категории. Первая, «экономика развития» подразумевает обучение людей, повышение их квалификации, государственное вмешательство для проведения земельной реформы и поддержку интенсивного сельскохозяйственного производства. При этом правительство должно защищать «зарождающиеся отрасли промышленности» (это фраза, придуманная Гамильтоном), обеспечивая при этом их ориентацию на экспорт и, со временем, поддержку конкурентоспособности на международном уровне. Другая категория, «экономика эффективности», требует, чтобы государства позволили рынкам свободно функционировать. Перед всеми правительствами стоит задача осуществить переход с первого типа экономики на второй и выбрать подходящий для этого момент. Япония все еще борется с этим переходом. А вот Южная Корея после азиатского кризиса 1997 года под давлением Международного валютного фонда преобразовала свою экономику.
Опыт Восточной Азии
Коллективный анализ стран Восточной Азии не имеет смысла. У них нет общего опыта или политики. Гонконг и Сингапур – это финансовые центры и порты без сельского хозяйства. Северная Корея, Лаос, Камбоджа, Мьянма и Папуа-Новая Гвинея экономически и социально ориентированы внутрь страны. Несмотря на определенное сходство экономического развития, аналитики не должны объединять Китай и Тайвань в одну категорию.
Вместо этого наблюдатели должны рассматривать Японию в связке с Южной Кореей и Тайванем, ее бывшими колониями. Таиланд, Филиппины, Индонезию и Малайзию можно рассматривать как Юго-Восточный Азиатский блок. Китай является самостоятельным примером, хотя Китай, Япония, Тайвань и Южная Корея давно поощряли интенсивное сельское хозяйство и экспортное производство, их финансовые секторы поддерживали эти цели задолго до «восточноазиатского экономического чуда».