Рискуя собственной шкурой
Скрытая асимметрия повседневной жизни
Книга «Рискуя собственной шкурой» (2018) исследует, как риск и симметрия тайно влияют на наше взаимодействие с другими. Опираясь на идеи из области вероятности и применяя их в повседневных сценариях, Талеб раскрывает неожиданные и часто неочевидные идеи о том, что на самом деле заставляет общество существовать.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Рискуя собственной шкурой» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
«Рискуя собственной шкурой» Нассима Талеба – книга о том, как использовать теорию вероятности и статистику в быту. Эта работа будет интересна не только тем, кто инвестирует свои накопления. Данная книга научит вас точнее оценивать любую информацию – будь то новости или сделка по аренде жилья или покупке машины. Если вы считаете, что далеки от рыночных отношений и каких-либо калькуляций рисков, вы заблуждаетесь. Всем нам волей или приходится участвовать в этой системе. А раз так, то лучше иметь как можно больше данных, неправда ли? О том, как их получать и на что обращать особое внимание, вы узнаете из нашего обзора.
Научитесь анализировать риски лучше и точнее.
В каждом человеческом взаимодействии есть определенные факторы, скрытые от глаз, но влияющие на результат.
Первый – это симметрия, или равновесие. Если мы хотим понять, что это, мы должны задать несколько ключевых вопросов: Кто знает больше? Скажем, при заключении сделки покупатель знает больше, чем продавец, или наоборот? Может ли использовать один человек свои знания для манипулирования другим?
Вторым фактором является риск. Во многих ситуациях в нашей повседневной жизни, будь то визит к врачу или общение с продавцом, мы редко останавливаемся и спрашиваем себя о рисках. Задаем ли мы вопросы: «Сколько на этом потеряет консультант»? «Что будет с нами, если все пойдет не так»?
Все эти вопросы помогают определить, насколько сильно кто-то вовлечен в дело или насколько сильно он рискует, когда оно доходит до цели взаимодействия. Другими словами, кто и насколько готов рискнуть своей шкурой.
Если вы хотите получить в своем деле положительный результат, вам необходимо начать рассматривать перечисленные вопросы, в чем вам поможет наш обзор.
Также вы узнаете:
- как меньшинство может легко управлять большинством;
- почему общество любит одних богатых людей и ненавидит других;
- что действительно делает сотрудников лояльными к своей компании.
Любая асимметрия информации между покупателем и продавцом является в моральном смысле неверной.
Вам знаком древнеримский миф о группе рыбаков, которые ловили и готовили черепах?
Черепахи оказались несъедобными, и рыбаки обсуждали, как избавиться от них. Мимо проходил бог Меркурий. Увидев возможность избавиться от невкусного блюда, рыбаки пригласили бога поесть с ними. Однако Меркурий был мудр и заставил их самих съесть черепах.
Современные продавцы могли многому научиться у этой истории, хотя они, возможно, и не имели дела ни с черепахами, ни римскими богами. Чему же нас учит эта история?
Миф преподносит важный урок, который усвоили рыбаки: аморально выдавать коммерческое предложение за благие намерения.
К сожалению, в современном мире торговли многие так делают.
Например, когда автор работал в инвестиционном банке, он часто наблюдал, как трейдеры использовали нечестную тактику, чтобы продать своим клиентам излишки акций или нежелательные акции.
Вместо того чтобы честно сказать, почему они хотели продать акции, трейдеры говорили клиентам, что акции будут отлично подходить под их конкретный случай, их стоимость почти наверняка возрастет, и они будут горько сожалеть, что упустили такую возможность. Другими словами, трейдеры скрывали важную информацию об истинных причинах продажи и делали так, чтобы их отчаянное коммерческое предложение и психологическая манипуляция казались хорошим советом.
Но действительно ли здесь что-то не так? В конце концов, действия трейдеров были законными, и мы все знакомы с такой тактикой продаж. Интересно, что хотя такое поведение может быть легальным во многих светских странах, оно гораздо менее приемлемо при некоторых религиозных правовых системах.
Например, закон шариата, исламский юридический кодекс, содержит понятие «Гарар».
Этот термин относится к асимметрии информации между двумя агентами. Если один агент, продавец, обладает гораздо большей информацией о сделке, чем другой агент, покупатель, то можно сказать, что у продавца слишком много уверенности в результате сделки, а у покупателя – слишком мало. В этом случае в сделке существовал бы «Гарар», и поэтому ее можно было бы запретить до тех пор, пока информационная асимметрия не будет устранена, и покупатель не получит больше информации.
Из приведенного примера мы видим, что в одних странах подобное поведение трейдеров разрешено, а в других – нежелательно с точки зрения закона и этики.
Многие люди не понимают, что меньшинство правит большинством.
Если бы вы изучали поведение отдельного муравья, смогли бы вы понять, как ведет себя целая колония муравьев?
На самом деле, нет. Вам придется посмотреть на жизнь целой колонии, чтобы понять, как это работает. Человеческие объединения во многом похожи на муравьиные колонии, так как взгляд на их элементы – отдельных людей – не обязательно скажет вам, как ведет себя общество в целом.
Именно взаимодействие между людьми определяет поведение общества.
Удивительно, но межличностные взаимодействия часто следуют простым правилам, которые имеют странные последствия. Правило меньшинства является одним из наиболее интересных примеров.
Правило меньшинства заключается в том, что когда численность бескомпромиссно настроенного меньшинства определенного типа достигает какого-то порогового уровня – казалось бы, незначительного, скажем, в 3% или 4% от общей численности населения, – остальной популяции приходится подчиниться их предпочтениям.