Какими могли быть советские автомобили

АвтопилотАвто

Фантазии Молчанова

Какими могли быть советские автомобили

Иван Баранцев • Рисунки и фотографии из архива НАМИ

Тебя не надо, а ты есть – драма многих талантливых людей в СССР, которых система обрекла на невостребованность, самое ужасное наказание для творческой личности. Когда все, что делаешь – не нужно, не актуально, не своевременно. Такой была жизнь и автомобильного художника Молчанова.

Эдуард Романович Молчанов родился в 1930 году и умер в 1975-м, прожив всего 45 лет. Даже не понять, полных или нет, поскольку точные даты рождения и смерти в общедоступных источниках отсутствуют. Википедия называет местом его рождения город Барановск Средневолжского края, но такого города на карте нет – был только Барановский район, упраздненный в 1956 году. Родители происходили из служащих и в 1932 году переехали в Хабаровск, откуда двадцатитрехлетний Эдуард отправился на учебу в столицу – поступать в Московский автомеханический институт.

Получив диплом, Молчанов последовательно работал в НАМИ, в СХКБ, на АЗЛК – везде нарисовал множество самых разных автомобилей, но почти все они так и остались на бумаге. В лучшем случае строились один-два прототипа. Руководители заводов и чиновники из министерства без обиняков заявляли художнику, что такие автомобили никто и никогда выпускать не будет, что все это оторвано от производства и от нужд советского народа.

Несмотря на такие вердикты, Молчанов продолжал творить, создавая на рисунках автомобили, опережающие время. Он и жил как настоящий гений – с чувством внутренней свободы, неустроенным бытом, пониманием несовершенства жизни и, конечно же, острым языком и саркастическим юмором. Всем окружающим казался чудаком. Много зарабатывал на рисунках для журналов, но деньги тратил без счета, чем пользовались многочисленные «друзья». Автомобили рисовал импульсивно и вдохновенно. Работая на АЗЛК, Молчанов мог по пути с работы к станции метро «Волгоградский проспект» случайно заметить, как отражается закатное солнце на хроме бампера какого-нибудь автомобиля, тут же сесть на асфальт и начать зарисовывать эту картинку, а потом вернуться на рабочее место и рисовать дальше там, пока не выгонит охрана. Впрочем, бессемейный Эдуард Романович и без отражений в бамперах часто засиживался на работе допоздна.

Когда он рисовал, то за спиной нередко собирались коллеги – посмотреть на сотворение чуда. Особое восхищение вызывало то, как Молчанов чертит эллипс рулевого колеса – сразу и без поправок. Многие признавали, что это божий дар. Когда рисовал, то беспрестанно курил одну сигарету за другой. А от осознания ненужности и неисправимости своей жизни пил, и тоже много. За год до смерти бросил автомобили и ушел на Московский вертолетный завод имени Миля, где занимался рекламными проспектами и брошюрами. Где похоронили Молчанова – тоже неизвестно.

«Белка» с колесом

В 1955 году двадцатипятилетний Эдуард Молчанов начал работать в НАМИ, куда его пригласил Юрий Долматовский – конструктор автомобилей, занимавшийся в те годы вагонной компоновкой, которая тогда считалась настолько перспективной, что казалось вот-вот вытеснит, наконец, классическую.

Под руководством Долматовского в НАМИ создавались большая модель НАМИ-013 и маленькая ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка». Автором внешнего облика обоих автомобилей был Владимир Арямов, но по сути над ними работал весь коллектив. Так, молодой художник Валентин Кобылинский – его, кстати, тоже пригласил Долматовский – предложил сделать поворотники «Белки» в виде стилизованной белочки.

Задание от Долматовского – представить «Белку» в варианте такси. Молчанов убрал поворотники в виде белочки, добавил на задних крыльях «кили» в стиле американского аэродизайна, поместил на крышу радиоантенну, а кузов окрасил в два цвета – так такси «Белка» стало бы более заметным в потоке.

Молчанову доверили более серьезное дело – сельскохозяйственный вариант «Белки» с открытым кузовом простых форм. Для испытаний построили два прототипа – закрытый и открытый, но в серийное производство ни один из них так и не пошел. Вместо «Белки» простым и доступным автомобилем для советских граждан стал ЗАЗ-965 «Запорожец», скопированный с итальянского Fiat 600.

Два прототипа «Белки» – с закрытым и открытым кузовом. Необычное решение на сельскохозяйственном варианте – запасное колесо между передними фарами. Кузов сделан без дверей и с легким тентом. Для колхозов и совхозов – идеальный автомобиль.
Помимо самого сельскохозяйственного варианта, Молчанов нарисовал и его усовершенствованную версию с жесткой съемной крышей и дверцами-чайками, открывающимися вверх, как на купе Mercedes-Benz 300SL. Рисунок датируется 1956 годом, но и такая «Белка» осталась лишь на бумаге.

Пространства – вагон

Наряду с такси – сельскохозяйственным вариантом, Молчанов представил заднемоторную «Белку» и в виде двухместного спорткара. Это уже фантазия художника в чистом виде, поскольку никто такой автомобиль в СССР не то что не собирался производить, но даже постройка прототипа была бы под вопросом.

Дизайн откровенно навеян американским аэростилем, но вот парадокс: на рисунке стоит дата 28 февраля 1957 года, а задняя часть «Белки» чем-то напоминает Cadillac 1959 года – такие же круглые «сопла» и хромированная решетка между ними. Еще более смелыми выглядят плавники с задними фонарями и «спойлером» между ними. Кстати, в этот «спойлер» Молчанов еще и вписал антенну радиоприемника.

Рисунок изображает спорткар «Белка» сзади, а вот каков этот вариант спереди – неизвестно. Возможно, это только поиск решений для задней части, а может быть, рисунок с видом спереди просто не сохранился. Эдуард Молчанов не собирал архива своих работ, поэтому многие из его рисунков или пропали, или пока еще не обнаружены.

Футуристичности автомобилю добавляет и стеклянный колпак крыши, разделенный на две части, поскольку посадка в спорткар осуществлялась через откидывающуюся переднюю часть кузова, как на обычной «Белке». На рисунке виден и салон спорткара с необычным рулем, который Молчанов нарисовал с тонкими V-образными спицами и таким же тонким внутренним ободком.

Еще одно известное изображение спорткара «Белка», но в виде графического рисунка. Здесь можно увидеть переднюю часть с четырехфарным освещением и фальшрадиаторной решеткой, но «плавники» на задних крыльях Молчанов изобразил другими, более умеренными, и с изображением белочки на законцовках.
Разные «Белки» на берегу реки. Тут и базовые версии, и спорткар, и родстер, и даже амфибия. Это не просто мечты Молчанова о большом модельном ряде «Белки» – это видение будущего, в котором победила вагонная компоновка. И это все осталось только в мечтах, запечатленных на рисунках.

«Белка», «Муравей» и «Москвич»

Конец пятидесятых и начало шестидесятых – время расцвета таланта Эдуарда Молчанова. На рисунках того периода можно увидеть самые разные автомобили: компактные спорткары с двигателями 500 и 900 куб. см, автобус представительского класса, седан в стиле французских и итальянских моделей.

Проект-предложение двухместного спортивного купе с двигателем объемом 500 куб. см, о чем сообщает шильдик на переднем крыле. Рисунок датируется 1959 годом, очевидно, очередной вариант для производства на одном из мотоциклетных заводов.
Рисунок автобуса представительского класса – альтернатива ЗИЛ-118 «Юность», созданного на базе лимузина ЗИЛ-111. Рисунок датируется 1959 годом, когда работы над «Юностью» только начинались, и выглядит намного современнее эскизов того же времени авторства Эрика Сабо – автора окончательной версии, запущенной в производство.
Еще один эскиз к проекту легкового автомобиля в классе 500 куб. см, также выполненный в 1959 году. Заметна одна типично молчановская черта – короткие молдинги или поворотники на верхней части переднего крыла. В дальнейшем их можно будет увидеть на многих рисунках.

Но уже в то время у Молчанова начинает зарождаться ощущение невостребованности и ненужности – число автомобилей его авторства, ставших серийными, можно сосчитать по пальцам одной руки. Да и то они созданы в соавторстве. Это «Москвич-408» – совместная работа Эдуарда Молчанова и Бориса Иванова, а также купе «Спорт-900» или КД, над которым трудились сразу три автомобильных художника.

«Спорт-900» или КД – спортивное купе на базе агрегатов «Запорожца», собранное партией из шести автомобилей в период с 1963 по 1969 год. Над внешним обликом работали сразу три художника: Эдуард Молчанов, Владимир Елтышев и Феликс Хайдуков.

Отдельная история – самодельный автомобиль «Муравей», ставший своеобразной вариацией на тему «Белки». Автомобиль сконструировал и построил инженер Ивченко, внешним обликом занимался Молчанов. Благодаря многочисленным публикациям в прессе «Муравей» был широко известен, но серийным так и не стал.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Сказка с хорошим отцом Сказка с хорошим отцом

Если существует материнский инстинкт, есть ли отцовский?

Men Today
Автосохранение Автосохранение

Проекты советских гаражей столетней давности

Автопилот
Грозит ли нам вторжение марсиан и если нет, то почему Грозит ли нам вторжение марсиан и если нет, то почему

Отрывок из книги «Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной»

Forbes
«Ты меня никогда не любила»: 4 совета для родителей, которые слышат такое от взрослых детей «Ты меня никогда не любила»: 4 совета для родителей, которые слышат такое от взрослых детей

Как отвечать на обвинения ребенка — и стоит ли принимать их всерьез?

Psychologies
Как на собеседовании просить зарплату больше, чем указано в вакансии: мнение эксперта Как на собеседовании просить зарплату больше, чем указано в вакансии: мнение эксперта

Успех на собеседовании — убедить работодателя предложить тебе больше денег

VOICE
«Художник во льдах». Кто такой Александр Борисов и почему о нем важно знать «Художник во льдах». Кто такой Александр Борисов и почему о нем важно знать

Жизнь и творчество художника Александра Борисова

СНОБ
5 лайфхаков, которые продлят жизнь вашей собаки 5 лайфхаков, которые продлят жизнь вашей собаки

Правильный образ жизни поможет продлить жизнь вашего питомца

Psychologies
Наталья Метелица Наталья Метелица

Наталья Метелица придумывает гениальные иммерсивные выставки

Собака.ru
«Мы снимаем шляпу перед нашим веществом» «Мы снимаем шляпу перед нашим веществом»

Каким образом из неживой материи однажды появилась живая?

Знание – сила
10 вещей, которые нельзя делать во время мытья полов: мнение сотрудников клининговых служб 10 вещей, которые нельзя делать во время мытья полов: мнение сотрудников клининговых служб

Есть распространенные ошибки при мытье полов. Какие же?

VOICE
New Horizons заметила повышенную запыленность Пояса Койпера New Horizons заметила повышенную запыленность Пояса Койпера

Плотность частиц пыли в Поясе Койпера падает медленнее, чем это предсказывают

N+1
Сегодня в меню: почему кинематограф стал одержим темой еды Сегодня в меню: почему кинематограф стал одержим темой еды

В последние годы кино и телевидение буквально захватили гастрономические проекты

Правила жизни
«Все ходят и ходят!»: что такое синдром вахтера и как с ним бороться «Все ходят и ходят!»: что такое синдром вахтера и как с ним бороться

Власть портит людей, даже малая

Psychologies
Собаки с вытянутыми мордочками живут дольше коротконосых пород Собаки с вытянутыми мордочками живут дольше коротконосых пород

В зависимости от породы собаки могут жить от 5,5 до 15 лет. Что на это влияет?

ТехИнсайдер
Платежи попали под прицел Платежи попали под прицел

Российский бизнес столкнулся с серьезными проблемами при проведении платежей

Монокль
Холст, масло, крик Холст, масло, крик

20 фактов про самую известную картину Эдварда Мунка

Weekend
Когда случайно ступил в обуви мимо коврика: как отмыть полы от следов реагентов Когда случайно ступил в обуви мимо коврика: как отмыть полы от следов реагентов

Как очистить любой тип напольного покрытия подручными средствами от реагентов

ТехИнсайдер
Спас на бреду Спас на бреду

«Доска Дионисия»: иконы, интриги, расследования в мире позднего СССР

Weekend
Валерий Фокин: «Для меня главное в судьбе Мейерхольда — его художественный путь» Валерий Фокин: «Для меня главное в судьбе Мейерхольда — его художественный путь»

Валерий Фокин — о судьбе Всеволода Мейерхольда

Монокль
«Созвездие»: сай-фай-сериал о газлайтинге и отношениях матери с дочерью «Созвездие»: сай-фай-сериал о газлайтинге и отношениях матери с дочерью

В этом проекте фантастические мотивы переплетаются с драмой

Forbes
Какие предметы одежды женщины заимствовали у мужчин и сделали своими Какие предметы одежды женщины заимствовали у мужчин и сделали своими

Какими предметами своего гардероба мужчины не хотели делиться?

ТехИнсайдер
Привет из прошлого Привет из прошлого

Зачем пишут бывшие и что им отвечать?

Лиза
Надо поговорить Надо поговорить

Зачем же искусство small talk нужно современной занятой женщине?

VOICE
Одевай VS надевай Одевай VS надевай

Ошибки в речи, которые выдают в тебе безграмотного человека

Лиза
5 полезных свойств кунжутного масла: комментарии экспертов 5 полезных свойств кунжутного масла: комментарии экспертов

Кунжутное масло благотворно влияет на здоровье

РБК
«Вражда»: как влиятельные женщины Нью-Йорка поссорились с писателем Труменом Капоте «Вражда»: как влиятельные женщины Нью-Йорка поссорились с писателем Труменом Капоте

Почему «Вражда» получилась не так задорно, как хотелось бы

Forbes
Аглая Тарасова Аглая Тарасова

Аглая Тарасова умеет и в Золушку-мажорку, и в летчицу-валькирию

Собака.ru
Неопознанные кольцевые объекты Вселенной Неопознанные кольцевые объекты Вселенной

Ученые несколько лет строят гипотезы о происхождении странных радиокругов

Знание – сила
Три мастера и три кварка Три мастера и три кварка

Один из величайших прорывов в физике прошлого столетия

Наука и жизнь
Открыть в приложении