Как политические активисты учились уничтожать картины и скульптуры

WeekendКультура

За что страдало искусство

Как политические активисты учились уничтожать картины и скульптуры

Текст: Ульяна Волохова

В Лондоне завершились очередные слушания по делу об экстрадиции Джулиана Ассанжа. Решение суда еще не вынесено, но его ожидание усилено внесудебными обстоятельствами. В начале февраля проживающий во Франции художник Андрей Молодкин объявил, что поместил 16 произведений живописи, в числе которых работы Пикассо, Рембрандта, Уорхола, Янниса Кунеллиса, Роберта Раушенберга и Джейка Чепмена (общей стоимостью порядка $45 млн), в специально сконструированный контейнер, оснащенный емкостью с кислотным порошком, которого хватит для того, чтобы полностью уничтожить содержимое контейнера за пару часов. Запустить механизм Молодкин обещал в том случае, если Ассанж умрет в тюрьме, то есть если Великобритания выдаст разрешение на его экстрадицию и Ассанжа отправят в США, где ему грозит пожизненное заключение. Акцию, обличающую «времена, когда уничтожать произведения искусства большее табу, чем уничтожать жизнь человека», Молодкин назвал «Рубильник мертвеца». Использование произведений искусства как инструмента для выражения политического протеста и предъявления политических требований имеет богатую традицию: на протяжении XX века этот прием из маргинального превратился в привычный, свидетельство чему — недавние акции экоактивистов в мировых музеях. Рассказываем, как политические радикалы учились работать с искусством.

«Ночной дозор». Рембрандт, 1642

1911

Фото: Rijksmuseum

13 января 1911 года уволенный со службы повар военно-морского флота Нидерландов Рулоф Антон Сигрист пришел в Рейксмюсеум и нанес удар обувным ножом по картине «Ночной дозор». Его задержали прямо в зале музея, при допросе он заявил, что у него есть претензии к правительству Нидерландов и мотивом была месть, но за что конкретно, он объяснить не смог. Сигриста приговорили к году тюрьмы. Реставрация картине практически не понадобилась — в то время она была покрыта плотным слоем лака и короткое лезвие ножа смогло лишь оставить царапину на нем, не задев живописный слой.

Полицейское досье на Рулофа Антона Сигриста, 1911

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репин, 1883–1885

1913

Фото: Государственная Третьяковская галерея

16 января 1913 года иконописец Абрам Балашов пришел в Третьяковскую галерею и с криками «Довольно смертей, довольно крови» нанес три удара ножом по картине «Иван Грозный и сын его Иван». Полиция арестовала его и поместила в психиатрическую больницу. От порезов сильнее всего пострадала фигура Ивана Грозного, и после реставрации холста Репин лично восстановил живописный слой.

Повреждения на картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1913. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Венера с зеркалом». Диего Веласкес, 1647

1914

Фото: National Gallery, London

10 марта 1914 года суфражистка Мэри Ричардсон пришла в Лондонскую национальную галерею и ножом для мяса нанесла семь ударов по картине «Венера с зеркалом», разбив защитное стекло и повредив холст. Свои действия Ричардсон объяснила борьбой за женские права и протестом против очередного ареста суфражистки Эммелин Панкхёрст: «Я пыталась уничтожить образ самой красивой мифологической женщины в знак протеста правительству, которое пытается уничтожить самую красивую героиню современной истории». «Венеру с зеркалом» быстро восстановили, и уже к концу 1914 года она вернулась в галерею, а Ричардсон получила шесть месяцев тюрьмы — максимальный срок по законодательству Великобритании того времени за порчу произведения искусств.

Повреждения на картине «Венера с зеркалом», 1914. Фото: National Gallery, London

Громкая акция вызвала серию подражаний: в течение следующих четырех месяцев суфражистки совершили нападения на восемь картин и одну египетскую мумию, призывая правительство дать женщинам Англии политические права и свободы.

«Незримые лев, конь и спящая женщина». Сальвадор Дали, 1930. «Обман в саду». Ив Танги, 1930

1930

Сальвадор Дали. «Незримые лев, конь и спящая женщина», 1930. Фото: Salvador Dali, Fundacio Gala-Salvador Dali / Adagp, Paris

30 декабря 1930 года члены фашистских группировок «Лига патриотов» и «Антисемитская лига Франции» совершили нападение на парижский кинотеатр «Студия 28», где показывали фильм Луиса Бунюэля «Золотой век». Причиной погрома был сам фильм, расцененный членами группировок как «безнравственный большевистский спектакль», но жертвой оказалась и небольшая выставка картин сюрреалистов, проходившая в фойе кинотеатра. Среди экспонатов были работы Дали, Миро, Танги и фотографии Мана Рея, точного списка пострадавших нет, но известно, что нападавшие изрезали ножами картины «Незримые лев, конь и спящая женщина» Сальвадора Дали и «Обман в саду» Танги, скандируя «Мы покажем вам, что во Франции еще есть христиане!» и «Смерть евреям!». Выставка была разгромлена, никакого наказания нападавшие не понесли, а прокат фильма «Золотой век» через несколько дней был запрещен во Франции. Картину «Незримые лев, конь и спящая женщина» отреставрировал сам Дали, сейчас она выставляется в Центре Помпиду. «Обман в саду» Танги долгое время считался утраченным, но в 2022 году искусствоведы провели анализ картины из частной коллекции, которая считалась копией работы Танги, и пришли к выводу, что это оригинал, который кто-то виртуозно отреставрировал, скрыв порезы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Конец историй Конец историй

Десять разных, но по-своему идеальных кинофиналов

Weekend
Как китайские стримеры помогают росту экономики и почему им наступает на пятки ИИ Как китайские стримеры помогают росту экономики и почему им наступает на пятки ИИ

Откуда появилась потребность в цифровых блогерах в Китае и каковы их перспективы

Forbes
Мифотворец Мифотворец

120 лет со дня рождения танцовщика и балетмейстера Сержа Лифаря

Weekend
Кто придумал кукурузные хлопья и как их делают: история первых быстрых завтраков Кто придумал кукурузные хлопья и как их делают: история первых быстрых завтраков

Это блюдо буквально завоевало весь мир, но придумали его совершенно случайно

ТехИнсайдер
Конкурсы интересные Конкурсы интересные

Как развлекали себя и окружающих на банкете или празднестве в прошлом?

Вокруг света
«Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!» «Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!»

«Я к вам больше не приду никогда. Потому что в вашем доме книги — пленницы»

Коллекция. Караван историй
Почему мы думаем, что не заслуживаем счастья: 6 причин Почему мы думаем, что не заслуживаем счастья: 6 причин

Откуда берется это ощущение — «я недостоин хорошей жизни/благополучия»?

Psychologies
Мокрая голова снизила ток в мозге при ударе молнии Мокрая голова снизила ток в мозге при ударе молнии

Влияние дождя на выживаемость при попадании молнии

N+1
Вера Алентова: «Мы с Меньшовым совершенно разные: он человек «да», а я человек «нет» Вера Алентова: «Мы с Меньшовым совершенно разные: он человек «да», а я человек «нет»

Вера Валентиновна Алентова о своей жизни накануне 70-летия

Караван историй
ДНК с троса краболовки помогла определить экотип запутавшейся и погибшей косатки ДНК с троса краболовки помогла определить экотип запутавшейся и погибшей косатки

Зоологи установили происхождение косатки, хотя не имели ничего, кроме снасти

N+1
«Есть у меня один человечек»: 5 особенностей речи, которые выдадут в вас недалекого человека «Есть у меня один человечек»: 5 особенностей речи, которые выдадут в вас недалекого человека

Давно ли вы анализировали свои речевые привычки: о чем и как вы любите говорить?

Psychologies
Как выбрать паяльник — советы для новичков Как выбрать паяльник — советы для новичков

Паяльника: как выбрать хорошую модель и познакомим с нюансами оснащения

CHIP
Актер Кузьма Котрелев: За подлинным искусством всегда стоит личность Актер Кузьма Котрелев: За подлинным искусством всегда стоит личность

Актер Кузьма Котрелев — чем отличается искусство от коммерческой продукции

СНОБ
Искусство слушать: как понять своего собеседника Искусство слушать: как понять своего собеседника

Глава из книги «Меньше слов» — о том, как вынести пользу из общения

Inc.
Fine dining Fine dining

Файн-дайнинг не может быть безликим, это авторская история

Bones
«Всё просто: я не умею рисовать» «Всё просто: я не умею рисовать»

О первых пробах и съемках, наивности и мечтах — в интервью с Глафирой Глазуновой

OK!
5 случаев излечения от неизлечимых болезней, в которые сложно поверить 5 случаев излечения от неизлечимых болезней, в которые сложно поверить

Прецеденты, когда пациенты, считавшиеся безнадежными, успешно шли на поправку

Maxim
Конец Орды Конец Орды

При Иване III Московское княжество освободилось от ордынской зависимости

Дилетант
Пивоварня в квартире: сколько стоит сварить пиво в домашних условиях Пивоварня в квартире: сколько стоит сварить пиво в домашних условиях

Выгодно ли заниматься домашним пивоварением, создавая собственные сорта?

Psychologies
Тихое искусство жить не по лжи Тихое искусство жить не по лжи

Группа «13» и стратегии независимости в советском искусстве

Weekend
Мертвые жабы и бинты: как женщины справлялись с менструациями до появления современных средств личной гигиены Мертвые жабы и бинты: как женщины справлялись с менструациями до появления современных средств личной гигиены

Как женщины справлялись с этими периодами до изобретения первых прокладок

ТехИнсайдер
«Воланд — не печальный душный дед»: кто и почему сексуализирует героя из «Мастера и Маргариты» «Воланд — не печальный душный дед»: кто и почему сексуализирует героя из «Мастера и Маргариты»

Сексуализировать Воланда — иметь специфичный вкус?

Psychologies
Круто бланшированный детектив Круто бланшированный детектив

«Месье Спейд»: спин-офф «Мальтийского сокола» с Клайвом Оуэном

Weekend
Почему важно сознательно заботиться о себе? Вот как это улучшит уровень жизни: простые факты Почему важно сознательно заботиться о себе? Вот как это улучшит уровень жизни: простые факты

Забота о себе и самодисциплина — две концепции, которые не кажутся связанными

ТехИнсайдер
Виагра снижает риск развития болезни Альцгеймера на 18% ниже Виагра снижает риск развития болезни Альцгеймера на 18% ниже

Виагра, помимо прочего, также может снижать риск развития болезни Альцгеймера

ТехИнсайдер
Как на собеседовании просить зарплату больше, чем указано в вакансии: мнение эксперта Как на собеседовании просить зарплату больше, чем указано в вакансии: мнение эксперта

Успех на собеседовании — убедить работодателя предложить тебе больше денег

VOICE
Литва от моря и до моря Литва от моря и до моря

История Литвы: от первого правителя до образования Речи Посполитой

Дилетант
Уродливая Вселенная Уродливая Вселенная

Как концепция «прекрасного мироздания» вредит науке

Вокруг света
Эффект Бенджамина Франклина: как превратить коллегу-врага в друга Эффект Бенджамина Франклина: как превратить коллегу-врага в друга

Как заставить окружающих нас полюбить или самим проникнуться к ним симпатией?

Psychologies
Равнение на грудь. Как ее подтянуть, увеличить и сделать более упругой Равнение на грудь. Как ее подтянуть, увеличить и сделать более упругой

Придать груди красивую форму можно и без пластических операций

Лиза
Открыть в приложении