Биография жившего в Москве XVIII века итальянского эмигранта Пьетро Мускьетти

WeekendИстория

Аристократка и кастрат

Почему знаменитый итальянский певец XVIII века прописался в пушкинской Москве, а его блистательная русская ученица ее покинула

Он был важной оперной знаменитостью, выступал в главных театрах Европы, закончив карьеру, обосновался в России, был тут любимцем знати, удостоился упоминания в стихотворении Пушкина — и оказался вовсе забыт. Сергей Ходнев собрал по крупицам биографию жившего в Москве итальянского эмигранта Пьетро Мускьетти.

В шуточном совместном сочинении Пушкина и Вяземского «Надо помянуть, непременно помянуть надо...» есть один интригующий персонаж: «Надобно помянуть (особенно тебе) Арндта, // Да англичанина Warnta // Известного механика Мокдуано, // Москетти, московского сопрано // И всех тех, которые напиваются рано». Бог весть, кто такие Warnt и Мокдуано, комментаторы до них, кажется, не добрались, другое дело строчка про Москетти, за нее цепляется глаз. Сопрано, но персона мужского пола: кастрат, что ли? Но почему же московский? Упоминание беглое, естественно, не всерьез (а потому «сопрано» зарифмовано с «напиваются рано»), и все равно есть ощущение, что имеется в виду фигура вполне конкретная и известная, а не условная, как появляющиеся чуть ниже «господа Чулков, Носков, Башмаков, Сапожков». И действительно.

В алфавитном указателе соответствующего тома «сталинского» ПСС Пушкина сообщается, что «Москетти, московский сопрано» (сопрано, товарищи! сопрано!) соответствующего стихотворения — это «Мускетти, тенор». Точка.

Примерно в то же время вышла книга Александра Глумова «Музыкальный мир Пушкина» («всю полноту напевности русской песни запечатлел и развил Пушкин в своем музыкальнейшем стихе» и т. п.— примерно такой там музыкальный мир), и вот в ней по другому поводу мимолетно сообщается: да, был такой Мускетти. Известный вокальный педагог, кастрат. Далее: в знаменитых своих «Очерках по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века» Николай Финдейзен, кажется, один раз упоминает, говоря о 1790-х, что в Москве наряду со многими другими артистами выступал тогда еще и певец по фамилии Мускетти. А в другом месте поминает «московского композитора Пьетро Мускетти, выпустившего в 1797 г. какие-то "6 арий с аккомпанированием для фортепиано, цена 5 руб."». В сущности, это все.

Можно этими отрывистыми сведениями и удовлетвориться — ну один из колонии иноземцев, обитавших в павловской и александровской Москве, мало ли их было. Лузер, наверное: нет чтобы устроиться на пенсии хотя бы в Петербурге. Конечно, итальянский вокальный педагог, да еще и кастрат,— это немножко выбивается из наших обычных представлений о круге московских иностранцев (парикмахеры, гувернеры, повара, модистки, рестораторы...), но не слишком: были же и французы-танцмейстеры. А тут итальянец — учитель пения, немножко, судя по всему, сочинявший для дополнительного заработка,— удивляться нечему, но и интересоваться как будто бы нечем.

При этом в нашем распоряжении все-таки есть источник, где о биографии «московского сопрано» говорится не вскользь — и говорится куда как торжественнее: «Он был некогда певец, прославленный в Италии и Франции, один из числа первых знаменитостей своего времени по части вокальной музыки, товарищ Бабини, Луиджи Маркези и Пакиаротти». Как поет в «Пиковой даме» Графиня, «какие имена!»: действительно цвет итальянской оперы последней четверти XVIII века. Источник этот — статья 1850 года, которую театральный критик Федор Кони написал на смерть певца Ивана Рупини (Рупина): тот был учеником Мускетти. Кони пишет уверенно, но, очевидно, со слов Рупини — и как знать, не приукрашено ли тут чего-нибудь.

Но здесь, с появлением подробностей, мы как раз таки оказываемся наконец на более или менее твердой почве. Можно же проверить, певал ли вместе с тенором Маттео Бабини, красавцем-сопранистом Луиджи Маркези и еще одним знаменитым кастратом Гаспаре Паккьяротти кто-нибудь по фамилии Мускетти (и, предположительно, по имени Пьетро).

И вы знаете, в самом деле пел. По счастью, в зрелом XVIII веке к сколько-нибудь солидным оперным премьерам печатали «книжечки», libretti, где помимо либретто как такового публиковались имена исполнителей,— этот-то массив хорошо сохранился, куда лучше, увы, чем сами партитуры. И «синьор Пьетро Мускьетти» (il Signor Pietro Muschietti) в одних составах с прочими славными синьорами легко находится на страницах этих «программок».

1778 год, Неаполь, опера Йозефа Мысливечека «Олимпиада»: Ликид (главная мужская партия!) — Мускьетти, Мегакл — Маркези. 1784 год, снова Неаполь, опера Карло Монцы «Эней в Карфагене»: Эней (опять главная роль) — Мускьетти, Сергест — Бабини. 1785 год, Ези, оратория Гаэтано Андреоцци «Исаак, прообраз Искупителя»: Исаак — Паккьяротти, Сара — Мускьетти.

Словом, да, «один из числа первых знаменитостей своего времени». Пел в операх прекрасных и почитаемых в то время композиторов: Иоганн Кристиан Бах, Висенте Мартин-и-Солер, тот же Мысливечек. Работал в театрах чуть ли не всей Италии, получил престижную оплачиваемую должность в Турине (финансовые ведомости тоже сохранились), при дворе сардинского короля, совсем не последнем в Европе. Концертировал в самых разных странах, а закончил карьеру в 1790-е в Берлине (откуда был, видимо, выслан из-за подозрений в недостаточной благонадежности — все очень боялись Французской революции). Интереснее всего два момента: во-первых, в 1776 году Мускьетти пел в Венеции, на сцене театра Сан-Бенедетто, в опере «Креонт», написанной Дмитрием Бортнянским,— тут в биографию нашего героя впервые входит русская тема.

Во-вторых, если не самым первым, так вторым композитором в его оперной карьере был вовсе даже Моцарт. В 1770-м Мускьетти досталась партия в «Митридате, царе Понтийском», которого впервые исполнили именно тогда в миланском Ла Скала,— Арбат, правитель города Нимфея, что в нынешнем Крыму.

Даты жизни Мускьетти — к сожалению, загадка. Мне удалось найти только в «Азбучном указателе имен русских деятелей для "Русского биографического словаря"» (а это уже 1880-е) лапидарное упоминание «профессора музыки» по имени «Пьетро Москитти», умершего в 1818 году,— зыбко, но может быть. В конце концов, даже в Италии фамилию певца иногда писали по-разному, то как Мускетти, то как Москьетти. В 1770 году, кстати сказать, юного сопраниста по фамилии Москетти с восторгом слушал в Брешии великий музыкальный бытописатель Чарльз Бёрни, посуливший певцу славное будущее — и записавший, что ему «не более 14 или 15 лет». Теоретически это может быть зацепкой: кастраты дебютировали обычно довольно рано, 15 лет для первой сценической работы по тогдашним меркам — совсем не диковинка. В середине прошлого столетия Роберт-Алоиз Мозер, составляя свои монументальные «Анналы музыки и музыкантов в России XVIII века», вооружился именно этими соображениями и, набрасывая биографию будущего «московского сопрано», черпал сведения в итальянских заметках Бёрни. Проблема, однако, в том, что у Бёрни юного певца зовут Карло, а не Пьетро.

Портретов не сохранилось тоже — и вот это для знаменитости такого калибра довольно удивительно. Только пара словесных описаний уже московской поры: упомянутый Кони выводит человека «с выразительной южной физиономией и быстрыми, нетерпеливыми движениями, свидетельствующими о волканическом свойстве его натуры» — несколько шаблонно, но он и не очевидец. Степан Жихарев в своих дневниках 1805 года, описывая обед в обществе Мускьетти, выражается более непринужденно: «рослый и тучный bon vivant и gourme».

Почему, «спав с голоса», он отправился именно в Россию — тут можно строить предположения: может, вспомнил Венецию 1776 года и общение с юным Бортнянским, пансионером щедрой русской царицы. Может, последовал примеру Мартина-и-Солера, композитора, которого та же царица на пике его карьеры, в 1788-м, пригласила в Петербург, и он там так и жил до своей смерти в 1806 году. Вот Москва — выбор действительно не совсем очевидный, но явно просчитанный. Знать и художественные круги Первопрестольной его любили и баловали, преподавательская метода Мускьетти очень ценилась. В общем, старость не то чтобы очень заметная, но приятная.

И хотя за уроки он брал немало (25 руб.— ассигнациями, правда), недостатка в учениках — а особенно в ученицах — не было. Он воспитал многих профессионалов оперной сцены, но их именами сейчас уже трудно кого-либо впечатлить. Другое дело — певицы-любительницы. Самой сиятельной ученицей Мускьетти была Зинаида Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская,— да-да, именно та княгиня Волконская, пушкинская «царица муз и красоты».

Разносторонняя образованность, солиднейшее положение, яркий характер, смелая (говоря мягко) личная жизнь, светские таланты — это еще не все о ней. Волконская, очевидно, действительно была способной оперной артисткой, хотя широкому кругу меломанов судить об этом было затруднительно. Выступления Волконской-певицы были либо домашними, либо, как сказали бы сейчас, «эксклюзивными», для специального круга приглашенных. Скажем, она бестрепетно украшала собой культурную программу и Венского конгресса, и «саммита» Священного союза в Вероне, причем слушателей в монархах и их сановниках нашла вполне благодарных.

Но у нее, подруги Александра I, совершенно не сложились отношения с его преемником. Поэтому в 1829-м, после того как она с демонстративной пышностью принимала у себя жен декабристов — Екатерину Трубецкую и Марию Волконскую, свою невестку,— уезжавших к мужьям в Сибирь, Зинаида Волконская сочла за лучшее Россию покинуть. И прежде жила здесь не очень подолгу, но тут уехала насовсем — в Рим. Приняла католичество, жила в палаццо Поли, том самом, фасад которого служит фоном фонтану Треви, купила и преобразила виллу на Эсквилине, где она принимала дипломатическо-литературно-художественный свет и где Гоголь обдумывал «Мертвые души».

Ее учитель Мускьетти перебрался из Италии в Россию — ну а она перебралась из России в Италию. Так невольным, но красноречивым образом сошлись в биографиях учителя и его учеников две эпохи. Одна — время глобальных катастроф и перемен, когда вообще происходят миграции самые удивительные — и как-то так получается, что благополучной гаванью хотя бы на время оказывается именно Россия. Когда король Людовик XVIII живет в русской Курляндии (1798–1801, 1804–1807), когда целый армейский корпус принца Конде расквартирован в Волынской губернии (1798–1799), когда родной брат кровопийцы Марата оказывается под именем де Будри одним из первых преподавателей царскосельского Лицея. И вторая — николаевское время, когда все более частыми становятся не приезды, а перманентные отъезды по идейным, политическим или религиозным соображениям.

И вот на стык между двумя этими эпохами пришелся блаженный закат Пьетро Мускьетти, наследника беззаботного XVIII века, человека, который в юности пел у Моцарта, а в старости учил московских барышень. Как не помянуть? Непременно помянуть надо.

В логотипе: «Урок пения для барышень». Неизвестный художник, XIX век

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнебетонные блоки Жизнебетонные блоки

«Оскар» как причина съездить в Чебоксары

Weekend
Будет как шелковый Будет как шелковый

«Китайцы» снова на Кавказе

Автопилот
Наследие Алексея Бахрушина — история и современность Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – сила
Крутые перцы Крутые перцы

Многие ассоциируют перец с яркой остротой, но это не так — разновидностей много

Bones
Санкция на «церковную революцию» Санкция на «церковную революцию»

Как Ленину предлагали включить церковное движение в переустройство России

Дилетант
Труды Ньютона, магия и секс: кто и зачем крадет книги из библиотек — и что предпочитают воры? Труды Ньютона, магия и секс: кто и зачем крадет книги из библиотек — и что предпочитают воры?

Как библиотеки во всем мире борются с ворами?

Правила жизни
Почему мы думаем, что не заслуживаем счастья: 6 причин Почему мы думаем, что не заслуживаем счастья: 6 причин

Откуда берется это ощущение — «я недостоин хорошей жизни/благополучия»?

Psychologies
Какое пиво полезнее для здоровья Какое пиво полезнее для здоровья

Может ли пиво быть полезным? И если да, то какое самое полезное?

Maxim
Потустороннее ископаемое Потустороннее ископаемое

«Спуск в бездну»: клаустрофобический ретрохоррор о столкновении с древним злом

Weekend
Как защитить электрооборудование в доме от перепадов напряжения? Как защитить электрооборудование в доме от перепадов напряжения?

Как избежать выхода из строя электрооборудования при перепадах напряжения?

CHIP
5 фильмов для Дня всех Влюбленных 5 фильмов для Дня всех Влюбленных

Фильмы, которые помогут поддержать романтическую атмосферу

ТехИнсайдер
Белый дом Белый дом

Белый дом — очевидный для всего мира символ Америки

Дилетант
5 лайфхаков, которые продлят жизнь вашей собаки 5 лайфхаков, которые продлят жизнь вашей собаки

Правильный образ жизни поможет продлить жизнь вашего питомца

Psychologies
Извините, подвиньтесь Извините, подвиньтесь

Самые красивые актеры российского кино, которые могут потеснить признанных звезд

Лиза
Человек выбрасывает почти два миллиарда тонн еды в год Человек выбрасывает почти два миллиарда тонн еды в год

Было рассчитано воздействие образования пищевых отходов на окружающую среду

ТехИнсайдер
Источник счастья Источник счастья

Отмечаем международный женский день в термах

Лиза
Лазанья Лазанья

Лазанья — паста с долгой историей, хотя часто ее даже не воспринимают как пасту

Bones
Помните СССР? Вот как рождается «коллективный разум»: интересные факты! Помните СССР? Вот как рождается «коллективный разум»: интересные факты!

Хорошо ли, когда в обществе у всех людей один и тот же опыт?

ТехИнсайдер
Мокрая голова снизила ток в мозге при ударе молнии Мокрая голова снизила ток в мозге при ударе молнии

Влияние дождя на выживаемость при попадании молнии

N+1
Шуршание, постукивание, причмокивание: что такое АСМР Шуршание, постукивание, причмокивание: что такое АСМР

АСМР: что это такое, кто к нему восприимчив и есть ли от него польза?

Psychologies
Юные фото Шерилин Фенн, той самой сочной ягодки, что языком завязала черешок вишни в узелок в «Твин Пиксе» Юные фото Шерилин Фенн, той самой сочной ягодки, что языком завязала черешок вишни в узелок в «Твин Пиксе»

Слаще вишневого пирога в закусочной «RR»!

Maxim
Зачем пиджаку лишние пуговицы, если застегивать можно только на одну? Кто придумал это правило? Зачем пиджаку лишние пуговицы, если застегивать можно только на одну? Кто придумал это правило?

Кто придумал правила застегивания пиджака, которое заставляет мужчин краснеть?

ТехИнсайдер
Идеальный дом Идеальный дом

Модная классика и экостиль: квартира с двумя террасами

SALON-Interior
От пения у закусочной до «Грэмми»: 5 фактов о Виктории Моне От пения у закусочной до «Грэмми»: 5 фактов о Виктории Моне

Виктория Моне: долгий путь к славе и любовь к диско 1970-х

Правила жизни
Не такой простой как кажется: вы представить себе не могли, как грифель попадает в карандаш Не такой простой как кажется: вы представить себе не могли, как грифель попадает в карандаш

Спасибо овцам, которые упростили нашу жизнь и подарили нам первые карандаши

ТехИнсайдер
Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола

Предлагаем пересмотреть работы Джейка Джилленхола

Правила жизни
Перед употреблением сварить: 6 продуктов, которые становятся полезнее после термической обработки Перед употреблением сварить: 6 продуктов, которые становятся полезнее после термической обработки

Какие продукты в приготовленном виде еще более полезны для нашего здоровья

ТехИнсайдер
«Наша работа состоит из череды ошибок»: психотерапевт о своих неудачах в работе с клиентами «Наша работа состоит из череды ошибок»: психотерапевт о своих неудачах в работе с клиентами

Как психологи проживают неудачные кейсы и превращают их в точку роста

Psychologies
Современная космология – точная наука Современная космология – точная наука

Космологии многое предстоит сделать в будущем, но серьезный фундамент уже создан

Знание – сила
Помним, любим, скучаем: 10 лучших ролей Дэниэла Дэй-Льюиса Помним, любим, скучаем: 10 лучших ролей Дэниэла Дэй-Льюиса

Собрали важные роли Дэй-Льюиса, которые демонстрируют его мастерство

Правила жизни
Открыть в приложении