Автосохранение
Проекты советских гаражей столетней давности
Для того чтобы убедиться в том, что гараж в СССР и постсоветской России явление мультикультурное, вовсе необязательно идти на выставку, которая вот уже несколько месяцев с успехом проходит в Музее Москвы. Надо просто было немного пожить в то время. Гараж был не только местом хранения и ремонта автомобиля. Но и складом урожая с приусадебного участка, мужским клубом по интересам, здесь можно было спрятаться от повседневности и предаться дзену. И что особенно важно, понимали это не только тогда, когда счастливые обладатели гаражей эксплуатировали их по всем вышеупомянутым профилям, но и почти сто лет назад, когда автомобили в стране практически не выпускались, а в частном владении встречались крайне редко. Не верите? Мы тоже не верили, пока в руках у нас не оказалась книжка профессора И.В. Грибова «Гаражи для небольших автохозяйств» – приложение к журналу «За рулем», выпущенное в 1930 году.
Самые просвещенные из нас знают, что вторая половина двадцатых годов прошлого века подарила миру несколько шедевров гаражного строительства мирового масштаба. В первую очередь речь, конечно же, идет о работах Константина Мельникова, реализованных в Москве. Гаражах, предназначенных в первую очередь для автобусов и грузовиков. Тем удивительнее, что в стране, где внимание уделялось преимущественно чему-то коллективному и грандиозному, нашлось место и для исследования, в котором анализировался американский и европейский опыт обустройства мест хранения автомобилей и утверждалось, что мелким хозяйствам, совхозным например, надо тоже озаботиться возведением небольших гаражей. Любопытная деталь: книжка вышла тиражом 30 тысяч экземпляров, хотя в 1929 году, когда она готовилась к печати, в СССР было выпущено всего 1712 автомобилей.