К 165-летию со дня рождения А. П. Чехова

Знание – силаКультура

«Дом-комод» – новое начало

К 165-летию со дня рождения А. П. Чехова

Беседовали Надежда Алексеева и Игорь Харичев

Дом-музей А П Чехова на Садовой-Кудринской улице – отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля – зовут «домом-комодом». «Живу в Кудрине, против 4‑й гимназии, в доме Корнеева, похожем на комод», – писал Чехов. Так и прилепилось к ладному двухэтажному зданию это прозвище. Здесь Антон Павлович жил с матерью, братом Михаилом и сестрой Марией 4 года. Переехали в 1886 году, когда А. П. Чехов еще публиковался в журналах под псевдонимом Антоша Чехонте и совсем недавно начал печататься под собственным именем в газете «Новое время». А уезжал отсюда Чехов уже состоявшимся писателем. Обо всем этом журнал «Знание – сила» рассказывал без малого семь лет назад в майском номере за 2018 год. Мы беседуем с нашим давним автором, заведующим отделом «Дом-музей Чехова» Эрнестом Дмитриевичем Орловым, кандидатом филологических наук, ученым секретарем Чеховской комиссии РАН, автором статей о творчестве и окружении А. П. Чехова, одним из ведущих специалистов, изучающих жизнь и творчество знаменитого писателя.

«Знание – сила»: Эрнест Дмитриевич, почти семь лет прошло с тех пор, как наш журнал опубликовал целый ряд материалов, посвященных Дому-музею Антона Павловича Чехова на Садовой-Кудринской. Что интересного произошло в жизни музея за эти годы и что планируется сделать в ближайшее время?

Предметы новой экспозиции в витрине-комоде и витрине-чемодане

Эрнест Орлов: Самое главное, что 1 апреля 2023 года, после довольно долгой реставрации и реэкспозиции, музей наконец открылся для посетителей. Но этот перерыв – время, пока шел ремонт, – дал нам возможность лучше продумать будущую экспозицию. Это уже пятая реэкспозиция в доме, и, конечно, непросто было приниматься за столь масштабный проект, но мы понимали необходимость изменений. Конечно же, мы опирались и на опыт прошлого, опыт создателей музея. Менее всего изменилась относительно аутентичная мемориальная часть музея, литературная экспозиция изменена с визуальной точки зрения полностью.

«ЗС»: Это оформление, попытка создать образ некий?

Э. О.: Да, конечно. И прежде всего образ писателя. Очень разного: и прошедшего медицинскую школу Московского университета, и принимающего пациентов, и пишущего ежедневно «с 9 утра до полудня и с вечернего чая до сна», и путешествующего, и писателя-дачника…

Посетители мемориального музея чаще всего ожидают увидеть именно обстановку, те предметы, которые были связаны с Чеховым и его семьей. Казалось бы, это возможно только при детальном воспроизведении личных пространств. Но оказалось, что это можно сделать и иначе. Чехов сам дает нам подсказки, и в том числе тогда, когда он дважды этот дом называет комодом. И грешно эту «комодную» историю было не использовать, поэтому у нас теперь в новой экспозиции есть такие шкафы-комоды. С одной стороны, это вполне понятная архивно-библиотечная форма, позволившая нам представить гораздо больше материалов, чем прежде было в экспозиции, а с другой стороны – это осмысленная, символически значимая форма. То, что мне очень нравится в новой экспозиции, авторами которой были мы с коллегами и художник Евгения Ионова.

А самое главное, что этот «комодный» способ показа позволяет создать у посетителей иллюзию прикосновения к подлинному предмету, и это замечательно. И плюс к тому, мы можем показывать подлинники, потому что они скрыты большую часть времени от света, впрочем, этот способ предъявления предметов дает возможность и заменять предметы. Придя в наш дом спустя год-два, можно уже на месте привычных вещей увидеть иные личные вещи Чехова.

Вообще в доме появились два основополагающих и повторяющихся элемента: это уже упомянутый образ комода и образ чемодана. Чехов все время в пути, он все время в движении. Желание «бежать, бежать» очень характерно для писателя… От неразрешимых семейных ситуаций, театральных впечатлений, шумных гостей. Да и писатель в принципе должен путешествовать, чтобы обрести какие-то новые впечатления, которые, быть может, лет через 15 только им будут использованы в каких-то произведениях. Вот поэтому появляется такая форма чемодана, витрины-чемодана и чемодана реального, начиная от чемодана с «таганрогскими впечатлениями», «сахалинского» чемодана до принадлежавших Чехову аксессуаров, связанных с путешествиями и переездами.

«ЗС»: Как изменился дом в ходе реставрации и реэкспозиции?

Э. О.: Дом стал очень светлым, гораздо светлее, чем он был до того. Во‑первых, мы добавили источники освещения: аккуратно в мемориальном пространстве добавили все-таки фонари. Во‑вторых, сыграл свою роль подбор обоев, тональность которых тоже преимущественно светлая. Залы пристройки 1960‑х годов стали более «театральными» благодаря выбранной цветовой палитре и использованным материалам. Полностью были заменены окна, двери, ткани, вход в музей стал более просторным, еще и со стеклянно-металлической пристройкой.

Конечно, есть и новые пространства в исторической части дома. При Чеховых некогда проходная комната, где практически никто никогда не жил, за небольшим исключением, превратилась в «летнюю комнату». Дело в том, что с осени 1888 по весну 1889 года здесь жил сын владельцев имения Бабкино, у которых Чеховы арендовали дачу в 1885—1887 годах, Сережа Киселев (старшее поколение может его знать как отца популярной цыганской певицы Ляли Черной (Надежды Сергеевны Киселевой) и как родоначальника замечательного актерского рода Хмелевых). И снова факт стал для нас импульсом к решению именно в этом пространстве рассказать о том, как проводили лето Чеховы. Здесь и виды Бабкина, и виды усадьбы Линтваревых под Сумами, где семья писателя останавливалась в 1888—1889 годах, и даже рыболовные снасти Чехова.

При ремонтно-реставрационных работах в комнате сестры, Марии Павловны, было обнаружено сейфовое окно. Вряд ли Мария Павловна о нем знала, но окно это мы решили оставить как очень тонкую ниточку, связывающую нас с началом московской чеховской коллекции, потому что именно с содержимого сейфа Марии Павловны, который хранился в банкирской конторе братьев Джамгаровых на Кузнецком мосту, по сути, началось собрание чеховского музея. В этом сейфе хранились рукописи Чехова, письма, какие-то заметочки, ценные, дорогие ей, некоторые фотографии, награды, принадлежавшие членам семьи.

«ЗС»: Сейфовое окно – имеется в виду место, где стоял сейф?

Э. О.: Да. К тому же у нас сохранился сейф-шкатулка Марии Павловны, и в этом сейфовом окне теперь он экспонируется как своего рода символ начала чеховской коллекции. Раньше мы его никогда не показывали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Польша между двух рек и трёх спичек Польша между двух рек и трёх спичек

Как Большая тройка определяла границы, статус и политическое устройство Польши

Дилетант
«Я справлюсь быстрее сам»: какие установки лидера тормозят развитие бизнеса «Я справлюсь быстрее сам»: какие установки лидера тормозят развитие бизнеса

Порой, несмотря на все усилия, бизнес движется не туда. Почему так происходит?

Forbes
Для чего может пригодиться пушка Гаусса? Для чего может пригодиться пушка Гаусса?

Поиск параметров конверсии энергии магнитного поля в кинетическую энергию

Наука и техника
«Персидский выбор» Александра Грибоедова «Персидский выбор» Александра Грибоедова

Дипломатическая служба и заслуги А. С. Грибоедова

Знание – сила
Чем могли бы болеть принцессы Disney? Вот что скрывают знаменитые мультики! Чем могли бы болеть принцессы Disney? Вот что скрывают знаменитые мультики!

Болезни принцесс Disney: от болезней легких у Золушки до травм у Покахонтас

ТехИнсайдер
Эффект Зинаиды Штильман: как самооценка может кардинально изменить наш образ в глазах других Эффект Зинаиды Штильман: как самооценка может кардинально изменить наш образ в глазах других

Как формируется наша самооценка и что делать, если она слишком низка?

Psychologies
«Сколько ты зарабатываешь?»: стоит ли говорить родственникам о своих доходах и расходах «Сколько ты зарабатываешь?»: стоит ли говорить родственникам о своих доходах и расходах

Важно ли скрывать, сколько вы зарабатываете от родственников?

Psychologies
Разреши себе отдохнуть! Разреши себе отдохнуть!

Почему мы продолжаем работать даже в отпуске?

Лиза
Искусственный интеллект: история ошибок Искусственный интеллект: история ошибок

Как советская бюрократия тормозила развитие технологий обработки больших данных

Монокль
Хмелита и Грибоедовы Хмелита и Грибоедовы

Атмосфера усадьбы формировала личность гениального поэта А. С. Грибоедова

Знание – сила
Государство недооценивает проблемы в АПК Государство недооценивает проблемы в АПК

Какие риски угрожают развитию АПК

Агроинвестор
Англия накануне нормандского завоевания. Основные игроки Англия накануне нормандского завоевания. Основные игроки

Нормандское завоевание Англии – одно из переломных моментов английской истории

Наука и техника
Февральская революция Февральская революция

Как русские ученые устроили шестую промышленную революцию в лаборатории

ТехИнсайдер
Где живут люди-рыбы Где живут люди-рыбы

В Юго-Восточной Азии живут люди, не представляющие себя без моря и свободы

Зеркало Мира
Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было

Мы сначала играем что-то на экране, а потом это случается с нами в жизни...

Караван историй
Всхлип тишины Всхлип тишины

Джошуа Оппенхаймер и его «Конец света»

Weekend
Что бы такого ре-анимирировать Что бы такого ре-анимирировать

Герои отечественных мультфильмов, не нуждающихся в оживлении

Weekend
Водная палитра Водная палитра

Квартира с высокими потолками, огромными окнами и стилеобразующей панорамой

Идеи Вашего Дома
Антилопа суни Антилопа суни

Самые маленькие в Африке антилопы – бесстрашные борцы за место под солнцем

Знание – сила
Выйди и зайди нормально: почему российский стартап не смог завоевать рынок Вьетнама Выйди и зайди нормально: почему российский стартап не смог завоевать рынок Вьетнама

Что случилось с компанией Hybrid, которая неудачно зашла на вьетнамский рынок

Forbes
Эра Тейлор Свифт: чем одна из главных поп-артисток вдохновляет женщин по всему миру Эра Тейлор Свифт: чем одна из главных поп-артисток вдохновляет женщин по всему миру

Почему тысячи женщин пытаются быть похожими на Тейлор Свифт?

Forbes
«Финал — это место, где завязываются новые конфликты» «Финал — это место, где завязываются новые конфликты»

Вячеслав Курицын о последних главах «Войны и мира»

Weekend
Зачем чипу родина Зачем чипу родина

Возврат к собственным разработкам возможен только через кризис

Монокль
«Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа «Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа

Как сохранить в России интерес к фундаментальной науке

Наука
Дикая женщина, суперженщина и сестра: как вернуть себе целостность Дикая женщина, суперженщина и сестра: как вернуть себе целостность

Истинная женская сила проистекает не из соперничества, а из солидарности

Psychologies
Миф нового года Миф нового года

Что делать с «неидеальностью» и как встретить Новый год с истинным удовольствием

Grazia
Возвращаться домой Возвращаться домой

Обновленный Geely Coolray и тяга к жизни

Автопилот
Эмоции на работе: подавлять или проявлять? Эмоции на работе: подавлять или проявлять?

К чему может привести постоянное подавление чувств на работе?

Psychologies
Проклятье малой серии Проклятье малой серии

Как российскому автопрому нарастить производство?

Монокль
Когда застывшие чувства становятся хронической болью: как жить с человеком с ПТСР Когда застывшие чувства становятся хронической болью: как жить с человеком с ПТСР

Какие симптомы наблюдаются в ситуации травмы и как жить с человеком с ПТСР?

Psychologies
Открыть в приложении