К 165-летию со дня рождения А. П. Чехова

Знание – силаКультура

«Дом-комод» – новое начало

К 165-летию со дня рождения А. П. Чехова

Беседовали Надежда Алексеева и Игорь Харичев

Дом-музей А П Чехова на Садовой-Кудринской улице – отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля – зовут «домом-комодом». «Живу в Кудрине, против 4‑й гимназии, в доме Корнеева, похожем на комод», – писал Чехов. Так и прилепилось к ладному двухэтажному зданию это прозвище. Здесь Антон Павлович жил с матерью, братом Михаилом и сестрой Марией 4 года. Переехали в 1886 году, когда А. П. Чехов еще публиковался в журналах под псевдонимом Антоша Чехонте и совсем недавно начал печататься под собственным именем в газете «Новое время». А уезжал отсюда Чехов уже состоявшимся писателем. Обо всем этом журнал «Знание – сила» рассказывал без малого семь лет назад в майском номере за 2018 год. Мы беседуем с нашим давним автором, заведующим отделом «Дом-музей Чехова» Эрнестом Дмитриевичем Орловым, кандидатом филологических наук, ученым секретарем Чеховской комиссии РАН, автором статей о творчестве и окружении А. П. Чехова, одним из ведущих специалистов, изучающих жизнь и творчество знаменитого писателя.

«Знание – сила»: Эрнест Дмитриевич, почти семь лет прошло с тех пор, как наш журнал опубликовал целый ряд материалов, посвященных Дому-музею Антона Павловича Чехова на Садовой-Кудринской. Что интересного произошло в жизни музея за эти годы и что планируется сделать в ближайшее время?

Предметы новой экспозиции в витрине-комоде и витрине-чемодане

Эрнест Орлов: Самое главное, что 1 апреля 2023 года, после довольно долгой реставрации и реэкспозиции, музей наконец открылся для посетителей. Но этот перерыв – время, пока шел ремонт, – дал нам возможность лучше продумать будущую экспозицию. Это уже пятая реэкспозиция в доме, и, конечно, непросто было приниматься за столь масштабный проект, но мы понимали необходимость изменений. Конечно же, мы опирались и на опыт прошлого, опыт создателей музея. Менее всего изменилась относительно аутентичная мемориальная часть музея, литературная экспозиция изменена с визуальной точки зрения полностью.

«ЗС»: Это оформление, попытка создать образ некий?

Э. О.: Да, конечно. И прежде всего образ писателя. Очень разного: и прошедшего медицинскую школу Московского университета, и принимающего пациентов, и пишущего ежедневно «с 9 утра до полудня и с вечернего чая до сна», и путешествующего, и писателя-дачника…

Посетители мемориального музея чаще всего ожидают увидеть именно обстановку, те предметы, которые были связаны с Чеховым и его семьей. Казалось бы, это возможно только при детальном воспроизведении личных пространств. Но оказалось, что это можно сделать и иначе. Чехов сам дает нам подсказки, и в том числе тогда, когда он дважды этот дом называет комодом. И грешно эту «комодную» историю было не использовать, поэтому у нас теперь в новой экспозиции есть такие шкафы-комоды. С одной стороны, это вполне понятная архивно-библиотечная форма, позволившая нам представить гораздо больше материалов, чем прежде было в экспозиции, а с другой стороны – это осмысленная, символически значимая форма. То, что мне очень нравится в новой экспозиции, авторами которой были мы с коллегами и художник Евгения Ионова.

А самое главное, что этот «комодный» способ показа позволяет создать у посетителей иллюзию прикосновения к подлинному предмету, и это замечательно. И плюс к тому, мы можем показывать подлинники, потому что они скрыты большую часть времени от света, впрочем, этот способ предъявления предметов дает возможность и заменять предметы. Придя в наш дом спустя год-два, можно уже на месте привычных вещей увидеть иные личные вещи Чехова.

Вообще в доме появились два основополагающих и повторяющихся элемента: это уже упомянутый образ комода и образ чемодана. Чехов все время в пути, он все время в движении. Желание «бежать, бежать» очень характерно для писателя… От неразрешимых семейных ситуаций, театральных впечатлений, шумных гостей. Да и писатель в принципе должен путешествовать, чтобы обрести какие-то новые впечатления, которые, быть может, лет через 15 только им будут использованы в каких-то произведениях. Вот поэтому появляется такая форма чемодана, витрины-чемодана и чемодана реального, начиная от чемодана с «таганрогскими впечатлениями», «сахалинского» чемодана до принадлежавших Чехову аксессуаров, связанных с путешествиями и переездами.

«ЗС»: Как изменился дом в ходе реставрации и реэкспозиции?

Э. О.: Дом стал очень светлым, гораздо светлее, чем он был до того. Во‑первых, мы добавили источники освещения: аккуратно в мемориальном пространстве добавили все-таки фонари. Во‑вторых, сыграл свою роль подбор обоев, тональность которых тоже преимущественно светлая. Залы пристройки 1960‑х годов стали более «театральными» благодаря выбранной цветовой палитре и использованным материалам. Полностью были заменены окна, двери, ткани, вход в музей стал более просторным, еще и со стеклянно-металлической пристройкой.

Конечно, есть и новые пространства в исторической части дома. При Чеховых некогда проходная комната, где практически никто никогда не жил, за небольшим исключением, превратилась в «летнюю комнату». Дело в том, что с осени 1888 по весну 1889 года здесь жил сын владельцев имения Бабкино, у которых Чеховы арендовали дачу в 1885—1887 годах, Сережа Киселев (старшее поколение может его знать как отца популярной цыганской певицы Ляли Черной (Надежды Сергеевны Киселевой) и как родоначальника замечательного актерского рода Хмелевых). И снова факт стал для нас импульсом к решению именно в этом пространстве рассказать о том, как проводили лето Чеховы. Здесь и виды Бабкина, и виды усадьбы Линтваревых под Сумами, где семья писателя останавливалась в 1888—1889 годах, и даже рыболовные снасти Чехова.

При ремонтно-реставрационных работах в комнате сестры, Марии Павловны, было обнаружено сейфовое окно. Вряд ли Мария Павловна о нем знала, но окно это мы решили оставить как очень тонкую ниточку, связывающую нас с началом московской чеховской коллекции, потому что именно с содержимого сейфа Марии Павловны, который хранился в банкирской конторе братьев Джамгаровых на Кузнецком мосту, по сути, началось собрание чеховского музея. В этом сейфе хранились рукописи Чехова, письма, какие-то заметочки, ценные, дорогие ей, некоторые фотографии, награды, принадлежавшие членам семьи.

«ЗС»: Сейфовое окно – имеется в виду место, где стоял сейф?

Э. О.: Да. К тому же у нас сохранился сейф-шкатулка Марии Павловны, и в этом сейфовом окне теперь он экспонируется как своего рода символ начала чеховской коллекции. Раньше мы его никогда не показывали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Истории со вкусом и запахом Истории со вкусом и запахом

Воспоминания детства. Возможно, это именно то, что мы называем ароматом времени

Знание – сила
Перезагрузка жилищной сферы России: «Все начинается с земли» Перезагрузка жилищной сферы России: «Все начинается с земли»

Как реализуются проекты комплексного развития территорий?

ФедералПресс
Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой» Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой»

В театре «Современник» царил дух товарищества

Коллекция. Караван историй
«Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах» «Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах»

Как инопланетян начали искать с помощью радиотелескопов

N+1
Ученые наконец-то поняли, почему от красного вина болит голова Ученые наконец-то поняли, почему от красного вина болит голова

Какие компоненты красного вина вызывают у нас головную боль?

ТехИнсайдер
Эра Тейлор Свифт: чем одна из главных поп-артисток вдохновляет женщин по всему миру Эра Тейлор Свифт: чем одна из главных поп-артисток вдохновляет женщин по всему миру

Почему тысячи женщин пытаются быть похожими на Тейлор Свифт?

Forbes
Почему слепые люди защищены от шизофрении? Вас поразят эти факты и результаты исследований! Почему слепые люди защищены от шизофрении? Вас поразят эти факты и результаты исследований!

Почему рожденные слепыми люди никогда не сталкиваются с шизофренией

ТехИнсайдер
Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет

Целлюлит — косметический дефект, не понаслышке знакомый 90% женщин

VOICE
Лучшие сказки пишутся для себя Лучшие сказки пишутся для себя

Какими должны быть сказки, для кого автор пишет и ходят ли дети в библиотеки

Правила жизни
10 способов ускорить рост ногтей: советы дерматологов 10 способов ускорить рост ногтей: советы дерматологов

Ногти стали тонкими хрупкими и ломкими, и ты не знаешь, как это исправить?

VOICE
Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку

Провал Пумы: вышедший в новой обуви на поле Кукурелья дважды поскользнулся

Forbes
Время управлять собой: почему self-skills становятся решающими для карьеры и бизнеса Время управлять собой: почему self-skills становятся решающими для карьеры и бизнеса

Что такое self-skills и зачем они нужны в работе?

Forbes
Каникулы: ошибки любящих родителей Каникулы: ошибки любящих родителей

Какие ошибки допускают родители на каникулах и как их исправить?

Лиза
Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же» Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же»

В 90-х годах казалось, что российский кинематограф закончился

Коллекция. Караван историй
Жито Жито

Удивительно, как можно попасть в жернова истории и построить целый хутор

Seasons of life
«Отчаянные траты»: почему зумеры предаются бездумному шопингу и при чем тут мировые проблемы «Отчаянные траты»: почему зумеры предаются бездумному шопингу и при чем тут мировые проблемы

Почему «отчаянные траты» помогают зумерам справляться со стрессом

Psychologies
Мир после мира Мир после мира

Какой мир принесло завершение англо-бурской войны на юг Африки?

Знание – сила
Что бы такого ре-анимирировать Что бы такого ре-анимирировать

Герои отечественных мультфильмов, не нуждающихся в оживлении

Weekend
Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля

Как галстук-бант и желтая кофта Маяковского стали символами нового искусства

Forbes
Фудблогинг Фудблогинг

Среди разнообразия страниц соцсетей блоги о еде пользуются особой популярностью

Здоровье
Как в Третьяковской галерее реставрируют самые большие произведения искусства Как в Третьяковской галерее реставрируют самые большие произведения искусства

Какую роль в реставрации произведений искусств играют технологии и наука?

СНОБ
Жить в поиске Жить в поиске

Художница Любовь Попова: новатор в живописи, сценографии, промышленном дизайне

Дилетант
Богатую микофлору носа связали с повышенным риском астмы и аллергического ринита Богатую микофлору носа связали с повышенным риском астмы и аллергического ринита

Богатая микофлора носа повышает вероятность развития аллергии и  астмы

N+1
«Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов «Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов

Что, если на самом деле психиатрическая больница — это не так уж и страшно?

Psychologies
Ромашка Ромашка

Весь день она вспоминала о Чифе и мысленно улыбалась ему

СНОБ
Границы ключ Границы ключ

Как далеко можно пускать к себе мужчину на разных этапах отношений?

VOICE
Человечность как стратегия бизнеса Человечность как стратегия бизнеса

Что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров

Монокль
Всхлип тишины Всхлип тишины

Джошуа Оппенхаймер и его «Конец света»

Weekend
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
Уголовница, изменщица, спецагент Уголовница, изменщица, спецагент

Версий «Мурки» существует бессчётное множество, и это делает ее такой загадочной

Дилетант
Открыть в приложении