Жизнь кубанских виноделов, часть 2. Родина слонов, родина вина
Что запрещено виноделу и сколько бутылок красного дают за один Крымский мост.
Пять тостов и литр вина
Виноделие зародилось где-то в Месопотамии, на Кипре или в Греции, считают ученые. На Кубани такие ученые могут получить по шее. Местные жители скажут вам, что виноделие зародилось здесь — на побережье Черного моря, между Таманью и Абрау-Дюрсо. Отсюда попало в Грузию и затем в Грецию и Месопотамию.
Так или иначе, первые примитивные винодельни появились на Кубани в VI веке до нашей эры. Вино делали греческие колонисты. После греков пришли булгары, за булгарами — хазары, за хазарами — касоги, за ними — ордынцы, за ордынцами — крымские татары, османы и черкесы. Потом пришли казаки. Кубанцы.
Лозу здесь вырубали дважды — при ордынцах и Горбачеве. Домашний винодел, казак Иван не любит ни ордынцев, ни бывшего президента:
— Сволочи! Зачем лозу было трогать? Еще наш князь Владимир сказал: вино — это веселие для русских. А Горбач рубил-рубил и страну развалил. Слав-те-господи, хоть Крым вернули, — мы чокаемся за мир.
До присоединения Крыма здесь находилась половина российских виноградников. Сейчас в процентном соотношении их чуть меньше. Но вино делают в каждом дворе. Домашние винодельни во всем мире называют «гаражными». Гаражный — это значит, что вино помещается в гараж, то есть его делают маленькими партиями. На Кубани вино действительно разливают в гаражах и без лицензий.
Цены по всему побережью — не выше 500 рублей за литр. Красное сладенькое «Алиша» — три сотни. Белое питкое «Изабелла» — две.
— Хочешь розе? Сейчас зайдем к соседу.
Дома у Ивана непьющий гость выпивает за столом литр вина. По его словам, на Кубани есть пять обязательных тостов, а в стакане — 200 грамм. Первый — за дом. Второй — за гостей. Третий — за хозяев. Четвертый — за стол и хозяйку. И последний — стременная, она же посошок.
Не пить на Кубани разрешено только тяжелобольным и виноделам. Настоящим.
Гай-Кодзор и Абрамович
Настоящий винодел не пьет вино и кофе, не курит табак, не ест сахар.
Настоящему виноделу — 82 года, его зовут Овсеп Дурноян, и он уже 60 лет работает на виноградниках. В 90-х он возглавлял совхоз «Рассвет» — самый успешный в Анапском районе. Будущий совладелец винодельческого хозяйства «Гай-Кодзор» Эдуард Александров в те годы жил во Франции и работал в компании L’Oreal.