Женщина-феномен
Одна из самых противоречивых и притягательных фигур конца XIX века, интереснейшая женщина, в чьей биографии переплелись бурные фантазии, древние тайны и политические интриги – это, безусловно, Елена Петровна Блаватская, создательница универсального духовного учения – теософии.
Степная княжна
Она родилась в Екатеринославе 31 июля (12 августа) 1831 года в семье наследного макленбургского князя, полковника, командира батареи конной артиллерии Петра Алексеевича фон Гана и известной тогда писательницы Елены Андреевны Фадеевой. Мать умерла рано, Леночке (по-домашнему – Лоло) было всего 11 лет, и вместе с младшей сестрой Верой ее взяли на воспитание родственники матери.
Их бабушка Елена Павловна Фадеева (урожденная княжна Долгорукая) увлекалась науками и вела переписку с крупнейшими европейскими учеными. Дед, Андрей Михайлович, исполнял должность главного попечителя улусов Калмыцкой степи Астраханской губернии, а после стал губернатором Саратова. В детстве Лоло часто выезжала с дедом в степь и именно там впервые соприкоснулась с миром буддизма. Позднее она писала, что ее единственными няньками были «артиллерийские солдаты и калмыцкие буддисты».
Однако у Лоло были и многочисленные гувернантки, обучавшие девочку французскому и английскому языкам, музыке и танцам, сама же она с упоением осваивала богатую бабушкину библиотеку. Она обожала пересказывать (а по большей части и сочинять) истории о дальних странствиях, злых чудовищах и всевозможных чудесах, собрав вокруг себя всех детей усадьбы. У Фадеевой была большая коллекция редкостей: древностей, окаменелостей, бабочек, птиц и животных, монет, а также буддийских икон тханка и прочих подобных предметов. Так впервые Тибет проник в душу и сердце юной Елены.
Были-небылицы
Девочка была очень впечатлительна и обладала развитым воображением. Она словно жила в каком-то своем, придуманном, сказочном мире. Вымысел и правда переплетались у нее так, что концов не отыскать. И эта особенность сопровождала ее всю жизнь.
Ее племянница позже вспоминала: «У тети была удивительная черта: ради шутки и красного словца она могла насочинять на себя что угодно. Мы иногда хохотали до истерики при ее разговорах с репортерами и интервьюерами в Лондоне… А иногда и знакомым своим теософам, просто для смеха, рассказывала разные небывальщины». Сестра Вера, известная петербургская журналистка и писательница, тоже уверяла, что Лоло «фантазировала вслух, и собственные фантазии казались ей реальными до осязаемости». Была у Елены и еще одна особенность. В детстве ее мучили галлюцинации: ей повсюду мерещились «ужасные, светящиеся глаза». После смерти матери девочка как будто испытывала раздвоение личности, словно некто невидимый подчиняет ее своей воле.
Интерес к оккультизму возник у Елены рано. Ее прадед, князь Павел Васильевич Долгорукий, был известным русским масоном, знатоком алхимии и магии. Он принадлежал к особой ветви масонства – так называемому ритуалу «строгого наблюдения». По легенде, основатель этого направления получил высшие знания от «Неизвестных Владык», которым следовало беспрекословно повиноваться. Разумеется, значительная часть домашней библиотеки была посвящена оккультным наукам, и к 15 годам Елена уже впитала в себя их основы.
«Любовь – это дурной сон!»
В конце 1840-х годов в дом к Фадеевым в Тифлисе стал часто наведываться молодой масон и оккультист князь Александр Голицын. 18-летняя Елена была очарована его умными речами и планами изучать древние знания в Египте, а он – ее огромными синими глазами. Князь предложил Елене сбежать вместе, но об этом стало известно. Разразился скандал! Впрочем, как почти у любого события в биографии Блаватской, у этой истории есть и иная версия: Елена скоро поняла, что князь попросту верхогляд, а все его знания почерпнуты из тех же книг, которые читала она сама.
Вскоре Елена неожиданно вышла замуж за скучного чиновника, 38-летнего Никифора Васильевича Блаватского. Никакого магнетического обаяния у него не было, оккультными знаниями он не обладал. На самом деле Елена просто хотела освободиться от власти родни. Фадеевы поспешили организовать Блаватскому должность вице-губернатора Эриванской губернии – должен же муж хоть сколько-нибудь соответствовать жене благородных кровей! Однако брак продлился всего три месяца. Поняв, что не сумеет полюбить этого скромного, тихого человека, Елена вернулась в дом бабушки, а в 1850 году началось ее девятилетнее заграничное путешествие.
До сих пор даже список стран, которые успела посетить Блаватская, известен весьма приблизительно. Считается, что она побывала в Турции, Греции, Египте, Восточной Европе, Франции, Англии, Канаде, США, Мексике, Центральной и Южной Америке, на Цейлоне, в Индии, Тибете, Японии, Сингапуре… И на какую бы землю она ни ступила – вокруг нее всегда закипали нешуточные страсти.
В Константинополе она успела поработать наездницей в цирке, где встретила известного в Европе оперного певца, венгро-итальянца Агарди Митровича. Он тоже увлекался оккультизмом, а еще был учеником итальянского революционера и масонакарбонария Джузеппе Мадзини. В Елену Митрович влюбился с первого взгляда, вроде бы и она ответила взаимностью. Писала она о нем загадочно: «Он был карбонарием, пламенным революционером… Как мне кажется, он был внебрачным сыном герцога Луцея. Он ненавидел священников, принимал участие во всех восстаниях и не был повешен австрийцами лишь потому... но этого я не должна говорить». Некоторые биографы утверждают, что у них родился сын-горбун Юрий… Такие удивительные подробности – на одной чаше весов, а на другой – медицинское свидетельство, выданное доктором Леоном Оппенгеймером в Вюрцбурге, в котором утверждалось, что ввиду некоего врожденного дефекта у Елены Петровны не могло быть детей.
Но вряд ли это сильно огорчало нашу героиню. Ее интересы лежали совсем в другой области. Несмотря на страстность натуры, она пришла к выводу, что «женщина находит свое счастье в приобретении сверхъестественных сил. А любовь является только дурным сном». И она всеми способами старалась эти силы обрести, углубить свои знания в области оккультных наук и отыскать философский камень, который не смогли найти и самые знаменитые алхимики.
В переписке с другом детства, князем А. М. Дондуковым-Корсаковым, она рассказывала: «Я охотилась за неведомым… Около десяти месяцев я провела в поисках “астрального минерала» , …и не нашла… В Афинах, в Египте, на берегах Евфрата – куда бы я ни отправлялась, я всюду искала свой “астральный» камень... Я жила у кружащихся дервишей, у друзов с Ливанской горы, у арабов-бедуинов и дамасских марабутов. Я нигде его не находила! Я изучила некромантию и астрологию, гадание с хрустальным шаром и спиритуализм – и никаких следов!..».