Дорогое имя: как и зачем клубы продают названия своих стадионов
Практика продажи названий стадионов широко распространена в США, где в таких сделках могут фигурировать девятизначные суммы. В последние десятилетия она все шире распространяется в Европе, и даже в России. Например, летом 2023 года стадион в Калининграде превратился в «Ростех Арену». Forbes Sport рассказывает об истории этой индустрии и причинах, по которым она нужна клубам, регионам и самим спонсорам.
Как устроен нейминг?
Нейминг арен далеко не самый прибыльный источник дохода у клубов в сравнении с обычным спонсорством или ТВ-выплатами. Однако в последние десятилетия все меньше спортивных объектов могут похвастаться отсутствием какого-то бренда в своем названии. Успешнее всего монетизируют стадионы, естественно, в Северной Америке.
Именно здесь и зародилась эта индустрия, однако изначально она работала не так, как сегодня. В прошлом веке инвесторы, которые строили стадионы, давали им названия своих компаний, чтобы параллельно заработать на рекламе. К примеру, Fenway Park, на котором до сих пор играет бейсбольный «Бостон Ред Сокс», был построен в 1912 году за счет компании Fenway Realty, которая занимается недвижимостью. Она к слову до сих пор владеет ареной и командой.
По подобной системе возводились и другие спортивные объекты в США, например, в Чикаго. Одной из первых сторонних нейминг-сделок была продажа названия стадиона в Фоксборо, где играет клуб НФЛ «Нью-Инглэнд Пэтриотс». Владельцы арены в 1971-м договорились с пивоваренной компанией Schaefer Beer, и на протяжении 30 лет стадион назывался в ее честь.
На волне экономического бума интерес к такого рода вложениям начал резко расти. Ведь покупка нейминг-прав работает круглосуточно и не только на спортивных соревнований. Так, в США, где закрытые арены работают чуть ли не каждый день благодаря концертам, выставкам и разного рода шоу, рекламодатели получают постоянный доступ к посетителям самых разных категорий.
В результате, в НФЛ на данный момент из 30 стадионов лишь 3 используют свое историческое название, а в НХЛ такая арена всего одна – легендарный «Мэддисон Сквер Гарден» в Нью-Йорке. Эта арена и в НБА является единственной с историческим названием.
Более того, даже в низших лигах нейминг-индустрия процветает. В частности, в АХЛ (второй хоккейной лиге Северной Америки) из 32 арен коммерческое название имеют 29. Из трех оставшихся две носят названия университетов, в кампусах которых они находятся. И лишь одна названа в честь бизнесмена, на чьи деньги она была возведена (Van Andel Arena в Мичигане).
А вот студенческий футбол данная индустрия пока обходит стороной. Конечно, есть исключения: стадион Университета Вашингтона, название которого продано авиакомпании Alaska Airlines. Но в основном все объекты носят исторические названия. Прежде всего это связано с массовой критикой болельщиков, которые категорически не принимают подобные изменения.
К примеру, в 2019 Университету Южной Калифорнии и United Airlines пришлось пересмотреть сделку о продаже названия Мемориального Колизея в Лос-Анджелесе. За него авиакомпания готова была платить 4,2 млн долларов в год, но студенты и общественные организации выступили против. В итоге все пошли на странный компромисс: университет продал права на название непосредственно поля на стадионе, а он сам сохранил историческое название.