Друзья рассказывают о Наталье Гундаревой

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Наталья Гундарева в один миг рассталась с любимым, узнав о его предательстве

Анжелика Пахомова

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

«Стояла страшная жара, на улице 35, а в павильоне, наверное, 60 градусов! Пять часов артисты скачут, снимается дубль за дублем... Со стороны Наташи ни слова жалобы, но в итоге ей стало плохо, вызвали скорую. Ей меряют давление, а там что-то вроде 270 на 150... Врач ей говорит: «Вас надо госпитализировать». Наташа отвечает: «Вы что? Тогда остановят съемки, я так не могу. Я сейчас отлежусь», — вспоминали в интервью прошлых лет друзья актрисы Александр Малыгин и Евгений Женин.

«Наше знакомство с Наташей вышло не очень приятным, — вспоминал Евгений Женин. — Я вместе с ассистентом режиссера фильма «Подвиг Одессы» встречал ее и Наталью Крачковскую в Одессе, в аэропорту. Наташа уже была безусловной мегазвездой, как бы сейчас сказали. За ее плечами фильмы «Здравствуй и прощай», «Одиноким предоставляется общежитие», «Осенний марафон», «Хозяйка детского дома», «Вас ожидает гражданка Никанорова»... И вот они с Крачковской прилетели. Мы втиснулись в жигуленок впятером, я — на заднем сиденье, между двумя дородными Наташами. Задаю Гундаревой совершенно невинный вопрос: «Наталья Георгиевна, вам удобно сразу на студию сейчас поехать или сначала отдохнуть?» И тут взрыв: «Да ты что, обалдел, что ли? Какая я тебе Наталья Георгиевна? Почему на «вы»? Да мы с тобой ровесники! Почему тогда Крачковской не выкаешь, ты в курсе, что она на десять лет меня старше?» В машине воцарилась звенящая тишина, только Крачковская тихо шепнула мне: «Жень, да ты не бойся, вообще-то она добрая...» Через несколько минут Гундарева действительно смягчилась, говорит: «Если есть желание общаться дальше, прошу запомнить — я для тебя Наташа!» Ну а потом достала термос, сделала глоток и передала термос мне: «На, попей кофейку!» Я тоже глотнул, мы улыбнулись друг другу и с этого момента стали друзьями. Потом нам довелось встречаться много раз, ведь я долго работал на Одесской киностудии. К тому же Наташа любила приезжать в Одессу, где у нее родственники. Уже будучи известной актрисой, Гундарева в Одессе почти никогда не останавливалась в гостинице — только у родни.

Она была Джульеттой XX века

Чуть позже у нас на Одесской киностудии возникла идея — снять о Гундаревой документальный фильм (она же в то время часто снималась в Одессе, да и родственники у нее в нашем городе были, словом, для нас Наташа — своя). И я стал собирать материал, ведь сам свидетелем ее юности, конечно, не был. Фильм, к сожалению, так и не был снят. (Появилась лишь короткая, на десять минут, лента «Одесса памяти моей», где Наташа ходит по Одессе и рассказывает о своем отношении к городу.) Но то, что сама Наталья и люди, которые ее знали в юности, вспоминали, заставило меня по-новому посмотреть на судьбу этой удивительной актрисы. Да и ее столь трепетное отношение к маме, которая воспитывала дочь одна, стало для меня понятным...

Осень 1964 года. Новенький Дворец пионеров на Ленинских горах, юношеская театральная студия под названием «Театр юных москвичей». Все было обставлено очень серьезно, как в профессиональном театре. Большая сцена, вместительный зал, настоящие грим-уборные и конкурс в труппу — двести человек на место. Среди счастливчиков, которым удалось поступить, юная Наташа Гундарева. Рыжик, с веснушками. Довольно полная, а не просто пухленькая или полноватая... Из-за этого она казалась старше своих 16 лет. Но сколько же было очарования в ее озорных глазах, в ямочках на щеках, в улыбке, в грациозности ее движений... Энергетика у Наташи была бешеная, и, говорят, мальчики уже тогда за ней увивались. Хотя, по воспоминаниям студийцев, известно было одно — Наташа уже сделала свой выбор: Славик Долгоруков. В спектакле «Дикая собака Динго» он играл мальчика, в которого влюблена главная героиня. А Наташа играла... его мать. И вот на репетициях между ними, что называется, искра проскочила. Начался роман. Все было настолько серьезно, что они решили пожениться, даже колечками какими-то дешевенькими при этом обменялись.

Кто-то скажет: слишком рано. Но Наташа была из породы рано созревающих. Дома все почистит, помоет, да и готовила она уже тогда хорошо. При всей своей живости Наташа обладала каким-то поразительным уютным спокойствием. Пока не позовут на сцену — сидит в зале и вяжет, а Славик рядом. А когда ее звали на сцену — Наташа просто откладывала спицы и шла. По дороге сосредоточится, войдет в образ — и готово! (Наташа и потом, много лет спустя, так коротала изнуряющие перерывы между репетициями или съемками — вязала, сидя в костюме и гриме. И мгновенно переключалась на работу, когда ее приглашали в кадр.) В школе, на уроках домоводства, она научилась хорошо шить и в старших классах уже могла соорудить себе юбку или кофточку, и не только себе, но и подруге. И далеко не всегда — бесплатно. Наталья рассказывала: «Я поднимала петельки на чулках у девочек-подруг — это было кропотливым занятием и сложным, а я умела. За это платили по 50 копеек. А потом мама меня научила вязать, и мы с ней для соседей стали изготавливать шарфы, какие-то кофточки. Эти небольшие деньги нам помогали».

«Андрей Александрович по характеру был человеком очень крутым, подчас невыносимым. Но Наташе хватало характера, чтобы настоять на своем в споре с ним». Наталья Гундарева и главный режиссер и художественный руководитель Московского драматического театра имени Маяковского Андрей Гончаров, 80-е годы. Фото: из архива Театра им. В. Маяковского

Дело в том, что жила Наташа в это время не слишком богато. Ее отец Георгий Макарович Гундарев работал на заводе малолитражных автомобилей инженером, но, разведясь с ее матерью, когда Наташе было лет десять или чуть больше, он завел другую семью и материально особо помогать не мог. Ну а мама Елена Михайловна, служившая инженером-проектировщиком в конструкторском бюро, так больше замуж и не вышла. Так что жили они на одну мамину зарплату. Наташа вспоминала: «В нашей коммуналке на Таганке теснилось 43 человека. И на всех был один умывальник. Даже чтобы просто набрать ведро воды для стирки, нужно было отстоять очередь. И вообще, места не хватало до такой степени, что порой семьи разделяла простыня на веревочке. Поэтому я еще в детстве начала мечтать: вот бы иметь свою комнату, неужели такое может быть?» (Забегая вперед, скажу, что мечта Наташи сбылась только в начале 80-х годов, когда она была уже известной актрисой и получила отдельную квартиру на Садовой-Спасской улице.)

Даже телевизора, не говоря уже об излишествах, у Гундаревых поначалу не водилось. Новые туфли купить, когда Наташа вырастала из старых, — и то проблема. Словом, мама с раннего возраста внушала ей: деньги необходимо зарабатывать. Это чрезвычайно важно, все остальное — потом. Наташа и через много лет весьма серьезно к этому вопросу относилась. Готова была довольствоваться самыми простыми условиями на работе, не требовала себе даже машины, которая привезла бы ее на съемки. (Спокойно могла и в электричке с дачи прокатиться, да еще и варенья-соленья в большой сумке привезти.) Но вот неаккуратности в денежных вопросах не выносила. Когда мы с ней подружились, она уже имела самую высокую актерскую ставку. И поди попробуй ей хоть на день выплату задержи! Наташа в таких случаях никогда не молчала. Еще она любила в жизни повторять фразу из монолога, который я написал ей для творческих встреч: «Мне с вами очень волнительно, а вы мне, пожалуйста, сумму прописью».

Я не раз задумывался: как с такой, казалось бы, «выше нормы» комплекцией Наташе удавалось быть не просто женственной и миловидной, а легкой, изящной? Знаете, есть такой тип кустодиевских женщин... Такая русская красавица, еще говорят «рязанская Мадонна». Насколько я знаю, в свое время из-за фигуры Наташа пролила немало слез. В молодости пыталась худеть: в баскетбольную секцию записалась, на лыжах бегала... Но в 80-х годах, когда мы с ней стали общаться, она уже не комплексовала из-за этого. Разве что шутила про свою внешность: мол, хорошего человека должно быть много. Не знаю, может быть, в глубине души она и опасалась, что кто-нибудь скажет: «У героини-то талии не найдешь!» Но появлялась на сцене уверенная, даже дерзкая. Такой у нее был способ бороться с комплексами, и это работало, в отличие от баскетбола и лыж. Гундарева была женщиной по сути своей, и мужики это чувствовали, увивались за ней. Никогда Наташа не оставалась незамеченной. Зайдет — все сразу смотрят на нее... Ну и чего ей было переживать? Она три раза выходила замуж, случались романы... Хотя, к сожалению, для женского счастья ей все-таки кое-чего не хватало — детей...

С мужем рассталась на сцене

Я помню Гундареву, когда она еще была замужем за Виктором Корешковым. Отношения между ними со временем ухудшились, брак не сложился. Наташа знала, что Корешков увлекся известной певицей... Они на моих глазах расставались. Однажды звонит Гундарева и говорит: «Хочу, чтобы ты сегодня был в театре, у нас «Леди Макбет Мценского уезда». Говорю: «Я уже много раз видел это, чуть не наизусть помню!» — «Нет, сегодня обязательно приезжай». Прихожу и вижу нечто удивительное: Корешков в роли Сергея и Гундарева в роли Катерины не играют — они выясняют на сцене свои личные отношения, они расстаются... Нет, из ролей при этом не выходят, текста не меняют ни на йоту. Но тем, кто знал супругов лично, сразу было ясно: речь тут идет об их собственной судьбе. Ее обида, его равнодушие... Может, недаром говорят, что актеры порой притягивают к себе беду, сыграв ее на сцене?

Был еще неприятный эпизод в Наташиной жизни, когда один человек пытался стать при ней альфонсом. И не только, кстати, при ней. У других женщин ему тоже удавалось получать все что нужно. Не хочу называть имя этого давно забытого актера. Наташа, узнав все, с ним рассталась. Она умела принимать решение: раз решила расстаться — бесполезно к ней приходить, давить на жалость... Возможно, она вообще не прощала, когда ее всерьез задевали. Хотя в остальное время могла быть и доброй, и снисходительной.

Фото: из архива Театра им. В. Маяковского

А вот про Мишу Филиппова ничего плохого не могу сказать. С ним ей было лучше, чем со всеми. Это гармония, это спокойствие, понимание, дружба... Я думаю, что третий брак Наташи сложился, потому что они с Мишей оба к этому времени уже сформировались. Ни ему, ни ей не надо было ничего никому доказывать, они не конкурировали в актерском успехе, жили спокойно. И Михаил всегда заботился о ней, ведь Филиппов из тех людей, на которых можно положиться. Он был надежен, как сама Наташа...

Я не помню ни одного случая, чтобы Гундарева кого-то подвела. Работать она умела! Хотя, бывало, выходила на сцену театра едва живая, и в перерывах ей делали уколы от давления. Еще помню, как она в жару на картине «Избранник судьбы» плясала перед раскаленными софитами, изображая легкость и веселье. Или как однажды приехала на переозвучание фильма «Одесса памяти моей» в тон-студию, хотя с утра чувствовала себя очень плохо — давление, сердце... Зашла в студию, сразу же сдернула с себя футболку, оставшись в белье, села в кресло и... заснула. Я понял, что дело плохо, надо вызывать врача. И тут слышу голос: «Не нужно! Я сейчас встану! Я уже встаю...» И встала! На одном дыхании, с первого дубля сделали переозвучание, а потом Наташа снова опустилась в кресло и попросила: «Дайте валидол!» Вот как она работала. При этом у актрисы номер один того времени райдер был весьма скромным: мягкое кресло, «полотенечко», теплый чай. И все! Правда, в то время вообще артисты были скромными. Иногда мы кому-то из наших мастеров звонили: «Мы пришлем вам машину» — и слышали в ответ: «Не надо! Зачем машину? Электрички же ходят». И звезда своим ходом приезжала с дачи да еще соленья привозила, варенья, кормила осветителей и ассистентов. А у Наташи Крачковской был такой «райдер»: обед на съемки не привозить ни в коем случае! «Я же не выдержу и все сожру, а мне нельзя!» — объясняла она. Вот и Гундаревой в голову не приходило требовать хороших гостиниц, дорогих машин. Правда, ей всегда важны были деньги. Она имела самую высокую актерскую ставку в 56 рублей в день — то есть за два съемочных дня выходила средняя зарплата инженера. При этом Наташа не позволяла, чтобы ей что-то задерживали. Вот это ее приводило в ярость, превращало в диктатора! Обосновывала она все предельно просто: я работаю честно — и вы мне платите так же.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины 25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины

Эта статья поможет тебе прожить чуть более счастливую и долгую жизнь

Maxim
И полетели ножи: мемуары Бритни Спирс — клаустрофобный хоррор, в котором нет выживших И полетели ножи: мемуары Бритни Спирс — клаустрофобный хоррор, в котором нет выживших

Почему каждая глава в автобиографии Бритни Спирс выдающаяся

Правила жизни
Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам» Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам»

По дороге Нагиев наплел мне, семнадцатилетней дуре, что совершенно свободен

Коллекция. Караван историй
Рекордсмены эффективности стрельбы Рекордсмены эффективности стрельбы

Линейка стрелкового оружия семейства КОРД расширяется

Обозрение армии и флота
Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься» Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься»

Русланова была великой актрисой, играла все: от высокой трагедии до комедии

Караван историй
«Мир стремительно меняется, и мы — вместе с ним» «Мир стремительно меняется, и мы — вместе с ним»

Опорный банк госкорпорации «Ростех» Новикомбанк отмечает 30-летний юбилей

Деньги
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Куда идут роботы Куда идут роботы

Как делают железных «друзей человека»? Рассказал инженер Антон Рогачев

Эксперт
Будет больно Будет больно

Я живу на три города – так вышло. В каждом у меня по женщине

Esquire
Сервисы обязали раскрывать правила применения рекомендательных технологий — вот какие данные собирают некоторые из них Сервисы обязали раскрывать правила применения рекомендательных технологий — вот какие данные собирают некоторые из них

Российские компании начали публично раскрывать, что анализируют и зачем

VC.RU
Комиссарши в пыльных шлемах Комиссарши в пыльных шлемах

Прекрасные дамы, которые активно участвовали в революции

Дилетант
7 несъедобных вещей, которые нужно хранить только в холодильнике: вы и не догадывались об этом! 7 несъедобных вещей, которые нужно хранить только в холодильнике: вы и не догадывались об этом!

Некоторые приборы лучше хранить при низких температурах

ТехИнсайдер
Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет» Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет»

За то время, пока создавался «Склифосовский», многое случилось

Караван историй
Игра «Лила»: может ли настолка с индийскими корнями заменить психолога Игра «Лила»: может ли настолка с индийскими корнями заменить психолога

«Лила» — игра для самопознания. Она стремительно набирает популярность в России

Psychologies
Игры разума Игры разума

Самые действенные способы тренировать мозг для каждого возраста

Men Today
От Станиславского до Табакова: пять главных вех в 125-летней истории МХТ От Станиславского до Табакова: пять главных вех в 125-летней истории МХТ

Как складывалась история театра, где нашлось место и революции, и застою

Forbes
«Я не герой и не повод для жалости»: история чемпионки России по танцам на колясках Нурсины Галиевой «Я не герой и не повод для жалости»: история чемпионки России по танцам на колясках Нурсины Галиевой

Как Нурсина Галиева стала чемпионкой по танцам, несмотря на диагноз

VOICE
Философ, воспитавший великого завоевателя: правда ли, что Аристотель учил Александра Македонского? Философ, воспитавший великого завоевателя: правда ли, что Аристотель учил Александра Македонского?

Отрывок из книги Алекса Роусона «Молодой Александр»

ТехИнсайдер
Кассетный мальчик разбивает стекла. 5 главных песен группы «Мумий Тролль» Кассетный мальчик разбивает стекла. 5 главных песен группы «Мумий Тролль»

Рассматриваем биографию Ильи Лагутенко через пять его главных песен

СНОБ
Оргазм: хочу или надо — 3 способа начать получать удовольствие от секса Оргазм: хочу или надо — 3 способа начать получать удовольствие от секса

Почему женщине бывает сложно достичь оргазма?

Psychologies
Древний Рим живее всех живых: еще 11 способов подумать о Римской империи Древний Рим живее всех живых: еще 11 способов подумать о Римской империи

Что изучить, когда кажется, что Древний Рим обдуман вдоль и поперек?

Maxim
Увидеть Тимбукту и умереть: как отважные безумцы искали сказочный город Увидеть Тимбукту и умереть: как отважные безумцы искали сказочный город

Тимбукту — слово, которое в XIX веке было для исследователей слаще меда

Правила жизни
Укрыться контентом Укрыться контентом

В какой области лежит будущее контента и населен ли интернет роботами

Правила жизни
Как быстро удалить старые обои со стен: сохраните себе нервы во время ремонта Как быстро удалить старые обои со стен: сохраните себе нервы во время ремонта

Есть ли способ быстро убрать обои со стен без остатков бумаги и следов клея

ТехИнсайдер
Совместный поиск ответов на общественный запрос | Responding to Public Demand Together Совместный поиск ответов на общественный запрос | Responding to Public Demand Together

Практики участия грантодающих фондов в реализации «третьей миссии» университетов

Позитивные изменения
«Я пою о себе, о тебе, обо всех» «Я пою о себе, о тебе, обо всех»

Успех АNNA ASTI идет впереди нее самой

OK!
«Мальчик, водочки нам принеси». Любимые сцены Алексея Балабанова из его собственных фильмов «Мальчик, водочки нам принеси». Любимые сцены Алексея Балабанова из его собственных фильмов

Какие сцены из своих фильмов Алексей Балабанов любил больше всего

СНОБ
Коллективизация прошлого Коллективизация прошлого

«Полезное прошлое»: как придумывали историю СССР

Weekend
Мужчина, отойдите! Мужчина, отойдите!

Безобидные привычки мужчины, которые выдают в нем психопата

Лиза
«Не забудем, не простим!» Как на самом деле появился этот грозный крылатый лозунг «Не забудем, не простим!» Как на самом деле появился этот грозный крылатый лозунг

Не знать этого для россиянина совершенно непростительно!

Maxim
Открыть в приложении