«Писательницы больше ходят по земле»: как женщины меняют современную литературу
Майя Кучерская — писатель, литературный критик и основательница школы писательского мастерства Creative Writing School, которой в этом году исполняется восемь лет. Большинство преподавателей и студентов там — женщины. Литературный обозреватель Forbes Woman Наталья Ломыкина расспросила Кучерскую о том, что новое поколение авторов привнесло в современную российскую литературу и какую роль в ней играет женская оптика.
Майя Кучерская — филолог, писатель, критик и преподаватель писательского мастерства. Начинала писать в середине 2000-х и до сих пор считает свой ранний сборник ироничных историй «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние» актуальной вещью, которая характеризует ее саму. Читателям больше всего известен роман Кучерской «Тетя Мотя», который вышел в 2013 году и вошел в короткие списки двух ведущих российских литературных премий — «Большая книга» и «Ясная Поляна». Награду же Майе Кучерской принесла не художественная проза, а исследовательская работа — в прошлом году за биографию «Николай Лесков. Прозеванный гений» она получила второе место «Большой книги».
Кроме литературы Майя Кучерская активно занимается преподаванием. Она инициатор школы креативного письма Creative Writing School и магистерской программы «Литературное мастерство» в Высшей школе экономики, где преподают действующие писатели, критики и переводчики. СWS существует уже восемь лет, и как раз за эти восемь лет в литературу пришло заметно больше молодых авторов, особенно писательниц. О том, о чем и как они пишут, почему в их книгах столько боли и насколько они востребованы у издателей и читателей, с Майей Кучерской поговорила литературный обозреватель Forbes Woman Наталья Ломыкина.
— В последние годы в современную русскую прозу пришло новое поколение авторов, которые не боятся писать про современность. Появились новые темы, связанные с домашним насилием, гендерным неравенством, цифровой зависимостью и так далее. Вы литературный критик с большим стажем и при этом прозаик, начавший писать в начале 2000-х. Видите ли вы изменения в современной прозе?
— Еще какие! В последние несколько лет современная русская литература и в самом деле отправилась на такие дальние острова, куда прежде не доплывала. Не решалась, не смела, занималась другими делами. И вот все изменилось. Боль, насилие, надлом оказались в центре многих и многих книг. В романе Веры Богдановой «Сезон отравленных плодов», например, речь идет о домашнем насилии в самых разных формах и об инцесте. Роман Екатерины Манойло «Отец смотрит на запад» — тоже о насилии и о семейном давлении на героиню, но в итоге преодолении его.
В сентябре в свет вышла документальная повесть Виктории Джамгарян «Бекар Альцгеймера». Это почти лишенная литературной огранки реальная история о том, как мама героини заболевает и потихоньку уходит в небытие, в несуществование. Другое документальное повествование — Ольги Фатеевой, судмедэксперта, «Скоропостижка». О том, с чем сталкивается, соответственно, судмедэксперт. По эту сторону смерти мы точно еще не заглядывали.
Еще одна недавняя книга — «Я была в твоей шкуре» Татьяны Марковой и Ольги Каверзневой. Это истории двух мам — о болезни ребенка и о смерти ребенка. Вот-вот будет опубликован роман молодой писательницы Светланы Павловой «Голод» о расстройствах пищевого поведения у молодой девушки, о ненависти к своему телу.
— При этом смелость говорить на эти болезненные темы как будто бы взяли на себя в первую очередь женщины. Почему?
— Это все довольно интимные темы: нездоровые отношения в семье, тело, запретная любовь. Мужчины же у нас «по глобалке» — международное положение, геополитика, ситуация в Гондурасе, а женщины — вот по этому, по «мелочовке»: в какую школу поступать детям, во что их одеть, где достать на это деньги. То же и здесь: писателям-мужчинам интереснее глядеть на мир с высоты птичьего полета, отслеживать глобальные исторические и политические процессы, писательницы больше ходят по земле, навещают больных, отдают им свою любовь. Они ведь и в реальной жизни идут туда, где тяжело, больно, неприятно. На чьи плечи, как правило, ложится неизлечимая болезнь родных? Вся оперативная работа — поиск врачей, сиделок, лекарств, жизнь в больнице или хосписе на кушетке, а иногда и на стульчике в палате, достается женщинам. Почему? Им хватает на это терпения, сердца, сил. Неудивительно, что, пройдя по всем этим подземельям, женщины потом пишут про это книги.
— В последние годы в современной русской литературе появились новые яркие женские голоса: Вера Богданова, Ксения Буржская, Екатерина Манойло, Ася Володина и другие. Вы следите за их творчеством? Чувствуете ли другую, новую оптику, или это иллюзия?