«Кошки-мышки»: почему экранизация известного женского рассказа оказалась неудачной
26 октября в российский прокат вышли «Кошки-мышки» — драма с элементами триллера о коротком романе, который закончился принуждением к сексу и преследованием. Фильм снят по феминистскому рассказу Кристен Рупениан, который в свое время стал литературным прорывом и спровоцировал бурную дискуссию. Forbes Woman рассказывает, почему, несмотря на тонкий психологизм и прекрасные актерские работы, экранизация не кажется удачной.
Предупреждение от редакции: в тексте могу содержаться спойлеры.
Премьера драмы с элементами триллера «Кошки-мышки» американской постановщицы Сюзанны Фогель состоялась в январе этого года на фестивале независимого кино «Сандэнс». Участие картины в престижном смотре было ожидаемым, ведь последние несколько лет на нем все чаще звучат женские голоса. Например, в 2020 году на «Сандэнсе» показали триллер Эмиральд Феннел о виктимблейминге «Девушка, подающая надежды», получивший премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. А в 2022-м представили боди-хоррор «Свежатинка» Мими Кейв, обличающий сексуальную объективацию. Фильм «Кошки-мышки» (Cat Person в оригинале), исследующий границы допустимого в отношениях, снят по известному феминистскому рассказу писательницы Кристен Рупениан «Кошатник».
В 2017 году эту историю о кратковременном романе 20-летней студентки Марго с 34-летним мужчиной по имени Роберт, который завершился сексом против желания, опубликовал журнал The New Yorker. Повествование велось от третьего лица, но через женскую оптику, — читатели воспринимали все происходящее с главной героиней, полагаясь на ее чувства и эмоции. Этот рассказ, вышедший в разгар движения #MeToo, стал одним из самых популярных материалов The New Yorker за 2017 год и настоящей сенсацией для современной американской литературы. Он резонировал с общественной дискуссией о том, как патриархатная культура нормализует принуждение к сексу, и нашел отклик у многих женщин.
На Reddit и в Twitter (теперь — X) девушки, прочитавшие текст, делились собственным опытом отношений и свиданий, во время которых партнер игнорировал принцип активного согласия («да» — значит «да»). Автор «Кошатника» говорила, что произведение отчасти вдохновлено историей из ее собственной жизни: она познакомилась в интернете с мужчиной, и его дальнейшее поведение, нарушающее личные границы, шокировало писательницу. Свои переживания Рупениан отразила в тексте, совершенно не задумываясь, что они покажутся болезненно