Почему производители пищевой продукции уменьшают размеры упаковки

АгроинвесторБизнес

Инфляция привела к шринкфляции

Почему производители пищевой продукции уменьшают размеры упаковки

Александр Левкин

Хотя в мире данное явление распространено уже несколько десятилетий, в России к снижению объема продукта в упаковке стали прибегать относительно недавно. Считается, что таким образом производитель может сократить свои расходы и сохранить стоимость товара на привычном для потребителя уровне. Побороться со шринфлякцией предлагают законодательно, однако и у этой инициативы могут быть негативные последствия.

Шринкфляция — этот термин, производный от английских слов «сжатие» (shrink) и «инфляция» (inflation), используют для описания ситуации, когда производители уменьшают объем товара в упаковке, сохраняя при этом стоимость на том же уровне. Это своего рода ответ на инфляцию: вместо того, чтобы повышать цену товара для потребителя, производитель незаметно снижает объем товара.

Впервые к шринкфляции прибегли компании в США в 1970-е годы во время сильного энергетического кризиса. Производители часто сталкивались с увеличением затрат на выпуск продукции из-за инфляции и роста уровня безработицы, но они не всегда поднимали цены на свои товары из-за опасений потерять клиентов, чье финансовое состояние тоже не улучшалось. Вместо этого они начали уменьшать размеры упаковок или количество продукта при сохранении той же стоимости, что и раньше.

В 2017 году Национальная статистическая служба Великобритании заявляла, что шринкфляция в стране наблюдается уже в течение пяти лет. Толчок этому явлению дал рост издержек производителей, связанный с выходом из ЕС.

В России же к даунсайзингу (downsizing — «уменьшение размера») стали массово прибегать в 2018 году, когда сразу ряд продуктов питания начал продаваться в упаковках меньшего объема. Особенно это коснулось молочной продукции, пива и фруктовых соков. А, например, в 2019-м удмуртская птицефабрика «Вараксино» выпустила упаковку с девятью яйцами вместо привычного десятка.

Предпосылки к сжатию

Распространение даунсайзинга — тенденция, характерная как для России, так и для мирового рынка в связи с ускоренными темпами инфляции в последние годы, комментирует гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. «Производитель, выбирая между повышением цен на свой товар и снижением объема при той же цене, часто выбирает второе, — признает он. — Психологически многим покупателям так комфортнее остаться верным своему любимому бренду, но, конечно, не всем потребителям это по душе, так что нужно быть бдительным и обращать внимание на объем, если он для вас важнее марки».

Исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев подтверждает: производители идут на шринкфляцию, чтобы экономить на содержимом, и данный тренд имеет глобальный характер. Даже известные мировые бренды шоколада уменьшили вес своих изделий, знает эксперт. Так, самым громким примером шринкфляции в мире стало сокращение объема шоколада Toblerone, что привело к изменению канонической формы этого кондитерского изделия.

Одна из ключевых причин даунсайзинга — это рост себестоимости при низкой покупательной способности населения, соглашается зампредседателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. В данном случае уменьшение упаковки направлено на увеличение доступности продуктов питания и на сдерживание роста цен.

В текущих экономических условиях стоимость продукции остается чувствительным параметром для большинства покупателей, подтверждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Небольшое сокращение веса и размера упаковки со стороны производителей является дополнительной мерой компенсации растущих издержек, удержания доступной цены и поддержки спроса, считает он.

В Союзе потребителей России называют шринкфляцию «уловками производителей с размером упаковки». Идут на них, потому что затраты на производство из-за санкций, валютного курса, роста налоговой нагрузки увеличиваются существенно быстрее, чем доходы потребителей. При этом торговые сети всячески противятся росту цен поставки продуктов, поэтому компаниям приходится искать альтернативные пути.

Самые экономные

Практика шринкфляции используется в разных секторах пищевой промышленности, где конкуренция наиболее высока и ценовая чувствительность потребителей значительна. Но в некоторых сегментах это явление наблюдается массово, а в некоторых используется гораздо реже.

Даунсайзинг касается всех видов продовольственных товаров, но в большей степени продуктов массового спроса первого ценового ряда, таких как сливочное масло и другая молочка, всех напитков (кроме крепкого алкоголя), растительного масла и масложировой продукции, рыбных и мясных консервов и полуфабрикатов, кондитерских изделий, бакалейных товаров, перечисляет представитель Союза потребителей. По словам Корнеева, чаще всего шринкфляция встречается в категориях бакалеи, кондитерских изделий и молочной продукции.

В молочном сегменте, как ни в одном другом, представлено огромное количество SKU (stock keeping unit — единиц складского учета), обращает внимание Белов. Молочные продукты выпускаются максимально широким ассортиментом в части объема — от 75 г до огромных семейных упаковок по несколько литров. Питьевое молоко может продаваться в объеме и 100 мл, и 250 мл, и 900 мл, но на каждой упаковке всегда указан объем, и потребителю доступна вся необходимая информация.

В бакалее ситуация зависит от конкретного продукта и производителя. Например, стандартному сахарному песку шринкфляция практически несвойственна — почти везде он представлен в объеме 1 кг, утверждает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов. А вот крупы уже более 15 лет часто продаются в упаковке 0,8 или 0,9 кг, хотя встречается и 1 кг.

ГК «Продимекс» никогда не прибегала к даунсайзингу, заверяет гендиректор холдинга Виктор Алексахин. На полках магазинов сахар группы представлен в упаковках, вес которых не менялся с момента выхода товара на рынок. Так, сахарный песок категории ТС2, который является социально значимым продуктом, в розничных сетях продается в двух форматах — по 1 кг и 5 кг. «Один килограмм — это традиционный, привычный вес сыпучих продуктов, мы его никогда не уменьшали и не планируем это делать. Фасовка по 5 кг наиболее востребована в сезон домашних заготовок, — рассказывает Алексахин. — Если же говорить в целом об упаковках разного веса, то они, безусловно, нужны — у потребителя должна быть возможность купить товар в большем или меньшем объеме, в зависимости от различных факторов, таких как, например, уровень дохода или состав семьи».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
«Обучение служением» | Service Learning «Обучение служением» | Service Learning

Мировой тренд «Обучение служением» приходит в Россию

Позитивные изменения
Секс только после свадьбы: стоит ли игра свеч — непридуманная история Секс только после свадьбы: стоит ли игра свеч — непридуманная история

Что будет, если ненадолго отложить близость?

Psychologies
«Маммография — это заповедь»: восемь знаменитостей, переживших рак груди «Маммография — это заповедь»: восемь знаменитостей, переживших рак груди

Знаменитости, которые публично рассказали о своем опыте борьбы с раком груди

Forbes
Нобель бигфарме Нобель бигфарме

Премия по физиологии и медицине 2023 года открывает новые перспективы

Эксперт
«Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Как русские осваивали Камчатку «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Как русские осваивали Камчатку

Освоение Камчатки: провинция была – глуше не придумаешь, и море кругом

Наука и техника
«Пелопоннесская война» «Пелопоннесская война»

Как чума помешала походу афинян на Эпидавр

N+1
Знатному пазырыкцу поставили диффузный идиопатический скелетный гиперостоз Знатному пазырыкцу поставили диффузный идиопатический скелетный гиперостоз

Ученые исследовали останки мужчины, найденные в могильнике Ак-Алаха-1

N+1
Зачем и как учить детей ждать: советы психологов Зачем и как учить детей ждать: советы психологов

Отрывок из книги «Научите ребенка думать»

СНОБ
Наталья Оксентюк: «Когда человек признаёт, что ему нужна помощь, – это про силу» Наталья Оксентюк: «Когда человек признаёт, что ему нужна помощь, – это про силу»

90% людей в России игнорируют психологию, не понимая её значения и пользы

Здоровье
Безумный ученый против Гитлера: жизнь и борьба Джеффри Пайка Безумный ученый против Гитлера: жизнь и борьба Джеффри Пайка

У англичан абсолютное оружие было. И звали его Джеффри Пайк

Правила жизни
Весь мир потрясло произошедшее в Турции в феврале месяце сильнейшее за 80 лет землетрясение Весь мир потрясло произошедшее в Турции в феврале месяце сильнейшее за 80 лет землетрясение

Могло ли землетрясение 2023 года в Турции быть искусственным?

Зеркало Мира
Для чего нужна умная розетка — 8 полезных сценариев Для чего нужна умная розетка — 8 полезных сценариев

Думаете, с помощью умной розетки можно только включать и выключать светильники?

CHIP
Искусственный интеллект предсказал будущее мира: 6 важных прогнозов из книги «Этюды черни» Искусственный интеллект предсказал будущее мира: 6 важных прогнозов из книги «Этюды черни»

Прогнозы от искусственного интеллекта, которые помогут разобраться в мире

ТехИнсайдер
Кинотехника: на грани третьей весны Кинотехника: на грани третьей весны

Как начинался кинематограф и какие потрясения он пережил

Знание – сила
«Я променял жену на молодую девушку и теперь живу как в тюрьме»: история от первого лица «Я променял жену на молодую девушку и теперь живу как в тюрьме»: история от первого лица

Анонимное признание человека, который ушел от своей жены к любовнице

Psychologies
Заплатить любой ценой: как вымогатели охотятся за семьями спортсменов Заплатить любой ценой: как вымогатели охотятся за семьями спортсменов

Истории атлетов, чьи семьи стали мишенью преступников

Forbes
Наталья Логинова: «Главным драйвером зеленых инициатив пока остаются лишь репутационные факторы» Наталья Логинова: «Главным драйвером зеленых инициатив пока остаются лишь репутационные факторы»

В каких условиях развивается сегодня зеленый финансовый рынок?

РБК
Упражнения на трицепс для дома и зала: программа и советы тренера Упражнения на трицепс для дома и зала: программа и советы тренера

Как укрепить трицепс: упражнения для дома и зала

РБК
Как и куда пригласить мужчину на свидание: 5 вариантов Как и куда пригласить мужчину на свидание: 5 вариантов

Что важно учитывать, приглашая мужчину на свидание?

Psychologies
Не транспорт, а эмоция Не транспорт, а эмоция

Шеринг-экономика проникает во всё новые сферы нашей жизни

Robb Report
Блондинки, брюнетки или рыжие: эксперимент показал, женщины с каким цветом волос больше нравятся мужчинам Блондинки, брюнетки или рыжие: эксперимент показал, женщины с каким цветом волос больше нравятся мужчинам

Какие цвета волос мужчинам нравятся больше всего?

VOICE
Из его картин ползли мокрицы. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить. Как Врубель писал портрет Брюсова Из его картин ползли мокрицы. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить. Как Врубель писал портрет Брюсова

Ему все чаще казалось, что из его картин ползут мокрицы

ТехИнсайдер
Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму» Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму»

«Дома родители нас наставляли, что надо быть честным, трудолюбивым и скромным»

Караван историй
Сервисы обязали раскрывать правила применения рекомендательных технологий — вот какие данные собирают некоторые из них Сервисы обязали раскрывать правила применения рекомендательных технологий — вот какие данные собирают некоторые из них

Российские компании начали публично раскрывать, что анализируют и зачем

VC.RU
Шарики из коробки Шарики из коробки

Силикагель – «абсорбент», помогающий избавиться от ненужной влажности

Лиза
«Успешный успех»: как не довести себя до нервного срыва в гонке достижений — советует психолог «Успешный успех»: как не довести себя до нервного срыва в гонке достижений — советует психолог

Как же сохранить спокойствие и уверенность на пути к успеху?

VOICE
Бархат персика и барочный аромат: чем интересны крымские вина из «кокура» Бархат персика и барочный аромат: чем интересны крымские вина из «кокура»

Как «кокур» связан с античным виноделием, почему его аромат называют «барочным»

СНОБ
Белые точки на рыжевато-красном фоне защитили молодых лягушек от птиц Белые точки на рыжевато-красном фоне защитили молодых лягушек от птиц

Особая окраска снизила привлекательность лягушек для птиц

N+1
«Человечество вечно не останется на Земле». Кто придумал искусственный спутник «Человечество вечно не останется на Земле». Кто придумал искусственный спутник

4 октября 1957 года СССР запустил в космос первый искусственный спутник Земли

СНОБ
Открыть в приложении