«Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа

Если женщина, имеющая семью, получит офер, подразумевающий переезд, она откажется от него с большей вероятностью, чем мужчина. Зато она скорее согласится бросить работу и релоцироваться вслед за мужем. Массовость этого явления в сфере IT породила термин «спуглер» — так называют жен программистов, жизнь которых вращается вокруг карьер их супругов. Forbes Woman разбирается, как повышение близкого человека может стать источником проблем или, наоборот, новых возможностей.
Кто такие спуглеры
В июле 2015 года нейробиолог Карен Аллендорфер переехала из Бостона, где она прожила 18 лет, в Кремниевую долину: ее муж получил должность в головном офисе Google. Хотя ей удалось сохранить рабочее место (переведясь в калифорнийский офис организации, в которой она работала), Карен совсем забросила хобби — игру на скрипке. Она скучала по друзьям, по любительскому оркестру, в котором играла в Бостоне; стресс от переезда даже вызвал проблемы со здоровьем.
Спустя шесть месяцев на новом месте Карен познакомилась с другими женщинами, которые переехали так же, как и она, вынужденно, вслед за мужьями — сотрудниками Google. Чтобы не страдать от одиночества на новом месте, женщины создали комьюнити и организовывали совместные мероприятия — писательские группы, хайкинг, занятия йогой.
Себя они называли спуглерами.
«Спуглер» (в российском контексте обычно говорят «жена айтишника») — это неологизм, образованный от английских слов spouse («супруг») и googler (неофициальное обозначение сотрудников компании Google). Таким образом, спуглер — это супруг работника Google, однако со временем этот термин получил более широкое значение. Сегодня в соцсетях им обозначают партнера человека, работающего в IT-сфере, который вынужден переезжать вместе с ним в другой город или даже страну.
Как правило, спуглеры — женщины. Это связано, во-первых, с тем, что подавляющее большинство работников IT-индустрии — мужчины. Согласно исследованию 2024 года, которое провели специалисты онлайн-платформы Skillsoft, в IT-сегменте женщины занимают лишь 25% мест; еще меньше — на лидирующих позициях в технологических компаниях: там их всего 11%. Именно на этих позициях выше шанс получить оффер, который потребует переезда.
Во-вторых, мужчины обычно ожидают, что их партнерша пожертвует карьерными амбициями, но сами реже готовы переезжать вслед за ней, меняя привычный график работы или вообще вынужденно увольняясь.
Более широкий англоязычный термин — trailing spouse, «супруг-прицеп». Вот как описывается это явление в журнале The UNESCO Courier на примере ученых-физиков: «Из примерно 40 000 членов Американского физического общества только около 2400 (6%) — женщины. И, согласно крупному опросу женщин-физиков, проведенному в 1998 году Лори Макнил из Университета Северной Каролины и Марком Шером из Колледжа Уильяма и Мэри, около 68% замужем за учеными, половина из которых — физики. Несмотря на то, что меньшая доля (17%) мужчин-физиков женится на ученых, исследование предполагает, что «все более вероятно, что главный кандидат в поиске (работы) будет иметь супругу, которая также ищет работу по специальности». В большинстве случаев, если для супруга нет вакансии, он или она, как ожидается, согласится на неполный рабочий день или менее стабильную работу, зависящую от грантового финансирования. И, согласно опросу, «худшее предложение в паре чаще достается женщине».
В русскоязычной среде, особенно эмигрантской, по словам исполнительного директора Центрального агентства миграции Петра Литвина, термин «спуглер» стал популярен в 2022 году. «Изначально он использовался для описания жен айтишников, которые переезжали вслед за мужьями в новую страну, не имея при этом своей карьерной базы и будучи вынуждены адаптироваться к новому образу жизни, — объясняет это понятие Литвин. — Сегодня же спуглерами называют более широкую группу эмигрантов, покинувших Россию вынужденно, но при этом не до конца интегрированных в жизнь за рубежом и рассматривающих возможность возвращения».