«А он, мятежный, просит бури»
Казалось бы, в наше время уже нет необходимости рисковать, выбирая опасные маршруты. Но и поныне находятся смельчаки, предпочитающие идти непроторенными путями. Федор Конюхов, почетный член РГО, попытался пройти на веслах через два океана.

Наедине с Южным Океаном
5 декабря 2024 года по неприветливому проливу Дрейка отправилась в путь весельная лодка с гребцом-одиночкой. Федор Конюхов стартовал от мыса Горн в Чили, планируя пройти через два океана свыше 15 тыс. км. Маршрут был намечен для второго этапа глобального проекта знаменитого путешественника, почетного члена РГО.
– Еще никому в мире не удавалось пройти в этих широтах на веслах, – поясняет Федор Конюхов. – Первый этап кругосветки по Южному Океану я завершил в 2019 г., когда впервые в истории добрался от Новой Зеландии до мыса Горн на веслах без поддержки и остановок – 11 525 км за 154 дня. Теперь этот рекорд надолго, если не навсегда, за Россией. В этом году я первым преодолел Южный Атлантический океан от о-ва Эстадос (Аргентина) до мыса Игольный (ЮАР) – 7046 км за 68 дней, а затем по Южному Индийскому океану еще 4174 км за 47 дней.
Конюхову предстояло более 200 дней пути, но погода внесла свои коррективы. Впрочем, и 115 дней один на один с открытым морем – не шутка.
– Мой штаб подсчитал, что в общей сложности в одиночку в океане я провел около 5 лет жизни, а пройденное мной количество морских миль примерно равняется расстоянию от Земли до Луны, – рассказывает путешественник. – За это время я понял, что на самом деле одиночества нет. В океане меня сопровождают альбатросы, рядом плывут дельфины, всплывают подышать киты, и я уже не один.
Океан подкидывает неочевидные испытания. Конюхов вспоминает, что там нет вертикальных линий-ориентиров, а глаз начинает скучать по цветам, ведь в южных широтах солнца крайне мало, 80% времени серое небо, сам океан стального цвета.
– Хорошо, что моя лодка оранжевая — радует глаз, – замечает он. – Лежишь в каюте, от холодных вод океана отделяет сантиметр обшивки композитного корпуса лодки. Ты один на один со своими мыслями. Думаешь о прожитой жизни, анализируешь поступки. В океане ничего не гарантировано, ты не знаешь, чем начнется и чем закончится твой день, как пройдет ночь. Остается только жить здесь и сейчас и благодарить за все Бога.

Штормы и прочие испытания
Конюхов признает, что этот переход оказался самым суровым в его карьере. Во время первого этапа в 2018–2019 гг. его лодка перевернулась три раза, уже в конце путешествия, и поломки были не настолько серьезными, чтобы помешать дойти до финиша. На этот раз двухдневный шторм 10 баллов разразился уже через месяц пути, волны достигали 8–9 метров, лодку перевернуло через борта, нос и корму больше 20 раз.
– Сорвало эхоответчик, ветроуказатель, повредились антенны связи, утонул один из спутниковых трекеров, – перечисляет путешественник повреждения, полученные его «АКРОСом». – CМС по спутниковому каналу стали проходить с большими задержками. Чтобы дозвониться, мне приходилось выходить на палубу, а это возможно далеко не всегда по погодным условиям. «АКРОС» стало накрывать циклонами и штормами примерно раз в 1,5–2 недели. Иногда по неделе я не ел горячей пищи, только воду и галеты, потому что в условиях постоянного шторма готовить кипяток неудобно и опасно, можно обвариться. В одиночных проектах сон всегда прерывистый. А во время шторма спать вообще не получается. Приходится ждать погодного окна и тогда, поставив лодку на курс, можно отдохнуть – не больше двух-трех часов. Я давно тренирую технику прерывистого сна. Штаб предупреждал меня заранее о надвигающихся циклонах, и я старался загодя набраться сил.
К началу марта добавились новые проблемы: уже не работали 3 из 4 устройств связи IridiumGO и стационарный спутниковый телефон, три из четырех ветроуказателей были утеряны в штормах. Барахлил, а позже совсем вышел из строя основной опреснитель. Когда Федор Конюхов понял, что не может держать курс, поскольку блок управления авторулевого устройства вышел из строя, экспедицию пришлось прервать по техническим причинам.