Реквием по бумажным картам
Любителям морских раритетов предложено пополнение: с 2026 года в таких коллекциях будут появляться английские бумажные карты и прокладочный инструмент.
Гидрографический офис Великобритании (UKHO, United Kingdom Hydrographic Оffice) объявил о поэтапном прекращении выпуска бумажных навигационных карт своей коллекции. К концу 2026 года также планируется полностью остановить выпуск бумажных карт для маломерного флота, тематических карт и — наконец‑то — электронных растровых карт, продвижение которых четверть века назад вызвало жаркую дискуссию в IMO.
Для российских судовладельцев эта новость уже не актуальна: с 8 марта 2022 года UKHO запретил дилерам поставлять электронные и бумажные карты, руководства и пособия для судов под российским флагом. Но для остального флота, а большинство гражданских судов пользуются именно английскими картами, еще лет семь назад это было бы сродни отключению газа. Навсегда. Экономически такое решение для единственной в мире хозрасчетной гидрографической конторы выглядит логичным. В связи с обязательным оснащением мирового флота ЭКНИС (электронными картографическими навигационными информационными системами) и завершением создания гидрографическими службами мировой коллекции векторных электронных карт продажи бумажных и растровых карт падают при одновременном росте выручки от продажи электронных карт и пособий. Сворачивание производства по поддержанию в актуальном состоянии издательских оригиналов бумажных карт, подготовке еженедельных Извещений мореплавателям, выпуску обновлений растровых карт позволит UKHO сократить расходы, повысить прибыльность и инвестировать в распространение цифровых данных на основе стандарта нового поколения S‑100.
Стратегическая цель — мировое лидерство в распространении морских пространственных данных в наступающем переходе к технологии e-Navigation и автономному судовождению.
Уходит целая эпоха в истории морской навигации, и логично вспомнить, как формировалась и поддерживалась эта мировая коллекция бумажных навигационных карт, почему она стала выбором № 1 для большинства судоходных компаний. Еще более важным представляется ответ на вопрос: как форсированное внедрение новых стандартов навигационно-гидрографического обеспечения судоходства повлияет на технологию навигации морских судов и логистику морских перевозок?
Из досье
Английская гидрография, ведущая свое начало с 1795 года, в 1996‑м стала коммерческим фондом при МО Великобритании, бизнес-структурой, не зависящей от бюджетного финансирования. Это предопределяет ее функционирование: 90% выручки поступает от продажи на мировом рынке бумажных и электронных навигационных карт и пособий для плавания (около £ 160 млн в 2021 году). Гидрографический офис Великобритании — это фактически торговый дом навигационных карт, руководств и пособий для плавания с подсобным картографическим производством. Он не несет основных расходов на содержание судов, гидрографическую съемку, наблюдения за уровнем моря, установку и обслуживание навигационного оборудования и пр.
Английская коллекция включает около 3300 бумажных карт (вдвое меньше, чем коллекция Управления навигации и океанографии МО России). В отличие от большинства других национальных коллекций, каталог английских карт был изначально оптимизирован за счет отказа от стандартных масштабов, что позволило обеспечить основные морские пути меньшим количеством карт и, соответственно, минимизировать судовые коллекции, снизить трудоемкость корректуры карт на борту по Извещениям мореплавателям. Оптимизация распространяется и на крупномасштабные карты: в коллекцию входят только карты наиболее посещаемых портов, которые чаще продаются.